Статья:

ПЛАНИРОВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ АЛГОРИТМИЗАЦИИ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ 5–6 КЛАССОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РОБОТОТЕХНИЧЕСКИХ КОНСТРУКТОРОВ В РАМКАХ УРОКОВ ИНФОРМАТИКИ

Конференция: CLXXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Кокорева А.В. ПЛАНИРОВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ АЛГОРИТМИЗАЦИИ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ 5–6 КЛАССОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РОБОТОТЕХНИЧЕСКИХ КОНСТРУКТОРОВ В РАМКАХ УРОКОВ ИНФОРМАТИКИ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CLXXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 20(171). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/20(171).pdf (дата обращения: 25.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПЛАНИРОВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ АЛГОРИТМИЗАЦИИ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ 5–6 КЛАССОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РОБОТОТЕХНИЧЕСКИХ КОНСТРУКТОРОВ В РАМКАХ УРОКОВ ИНФОРМАТИКИ

Кокорева Алина Владимировна
магистрант, Московский городской педагогический университет, РФ, г. Москва

 

В настоящее время в образовательных программах по информатике внедрение робототехнических конструкторов или представлено фрагментарно, или отсутствует вовсе, что усложняет возможность учащимся изучать основы алгоритмизации и программирования наглядно на практике. В параграфе 1.2 рассмотрены следующие подходы к обучению: структурный, кибернетический и деятельностный, а в данном исследовании предлагается компетентностный подход. Внедрение робототехнических конструкторов в современные школы позволит:

  • сформировать у учащихся способности к программированию;
  • стимулировать интерес к технике и конструированию;
  • способствовать развитию логического и алгоритмического мышления учащихся.

Большинство образовательных программ по робототехнике построены на основе трудов Пейперта С. Благодаря использованию робототехнических конструкторов учащиеся лучше осваивают навыки в областях творческого и критического мышления, учатся учиться, то есть приобретают важные метакогнитивные способности. [1]

Согласно концепции конструкционизма учащиеся обучаются только тогда, когда они сами конструируют свои знания и конструируют что-то важное непосредственно для самого себя.

Важной проблемой в данной области считается недоступность или же полное отсутствие учебных программ и методических рекомендаций для педагогов, из-за того, что использование робототехнических конструкторов широко распространено только в блоках дополнительного образования.

У большинства учащихся нет мотивации и желания изучать основы алгоритмизации и программирования из-за того, что они считают это сложным и неинтересным занятием, которое не принесет им никакой пользы в будущем. Множество зарубежных ученых также рассматривают эту проблему и находят ей следующее объяснение: учащимся не нужно программировать робота, чтобы заставить его работать, так как в их фантазии он отлично функционирует и без программы, и без теоретического объяснения. Эффективность курса информатики может значительно уменьшиться, если педагоги не будут демонстрировать обучающимся надобность в программировании. Достижение цели при совместной деятельность учащегося и учителя создает благоприятную атмосферу для усвоения новых знаний.

Используя проблемный и деятельностный подход к обучению учащиеся все чаще задумываются о потенциальных возможностях программирования, а также о том, какие еще возможности робота могут быть реализованы.

При проблемном обучении для начала создается проблемная мотивации и требуется особое конструирование дидактического содержания материала. Метод проблемного обучения способствует активизированию самостоятельной работы учащихся, которая нацелена на разрешение проблемной ситуации. Абсолютно любую задачу, которая решается в процессе сборки и программирования роботов можно представить в виде проблемной ситуации.

В современной образовательной школе однозначно должно происходить развитие основных компетенций у учащихся, которые в свое время определяют современное качество образование. Ключевыми компетенциями для учащихся является переход из пассивного к активному поиску информации, критическому осмыслению полученной информации и применению на практике полученных знаний, а для педагога – это переход к созданию условий для того самого активного познания и получения практического опыта учащимися. Одной из основных задач педагога является поиск средств и методов для развития ключевых образовательных компетенций у учащихся. В современном обществе большую роль играют следующие качества, которые как раз нужно развивать:

  • способность быстро ориентироваться в постоянно меняющемся мире;
  • освоение новых профессий и новых областей знаний, умений и навыков;
  • умение находить общий язык с людьми разных профессий, культур и так далее.

Байденко В. И., Белоновская И. Д., Зимняя И. А., Селезнева Н. А., Татура Ю. Г., Сахарова Н. С. и Хуторская А. В. раскрыли главный смысл компетентностного подхода: обучающийся должен самостоятельно ставить перед собой задачи, оценивать новый полученный опыт и держать под контролем эффективность своих собственных действий. Именно с применением такого подхода в образовательном процессе можно легко и просто внедрить применение робототехнических конструкторов. [3]

Как уже говорилось ранее, робототехнические конструкторы можно применять не только в организации дополнительного образования, но и в учебном процессе, ведь при работе с робототехническими конструкторами можно проследить следующие межпредметные связи:

  • информатика и математика;
  • физика и технология;
  • физика и математика;
  • информатика и биология.

Работа с компьютерами, сборка роботов, проведение экспериментов и опытов по изучению окружающей среды способствуют развитию навыков познавательной, проектной, учебно-исследовательской деятельности, а также навыков разрешения проблем. Подобная деятельность способствует достижению значительных результатов по любым учебным предметам.

В таблице 1 представлено календарно-тематическое планирование изучения основ алгоритмизации и программирования с использованием робототехнического конструктора LEGO Mindstorms EV3.

Таблица 1.

Календарно-тематическое планирование изучения основ алгоритмизации и программирования

№ п/п

Тема

Форма обучения

Количество часов

1

Введение в робототехнику. Техника безопасности

Урок открытия новых знаний

1

2

Алгоритм и система команд исполнителя

Урок открытия новых знаний

1

3

Линейный алгоритм с использованием робототехнического конструктора LEGO Mindstorms EV3

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

1

4

Линейный алгоритм. Создание робота для езды по лабиринту

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

1

5

Алгоритмы с ветвлением

Урок обобщающего контроля

1

6

Алгоритмы с повторениями

Урок обобщающего контроля

1

7

Алгоритмы с повторениями с использованием датчиков

Урок обобщающего контроля

1

8

Использование вспомогательных алгоритмов в среде EV3

Урок обобщающего контроля

1

9

Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Основы алгоритмизации»

Урок рефлексии

1

10-11

Выполнение и защита итогового проекта

Урок общеметодологической направленности

2

 

Итого

 

11

 

Таким образом, можно сделать вывод, что большинство образовательных программ по робототехнике построены на основе трудов Пейперта С. Благодаря использованию робототехнических конструкторов учащиеся лучше осваивают навыки в областях творческого и критического мышления, учатся учиться, то есть приобретают важные метакогнитивные способности. В данном параграфе предлагается использование компетентностного подхода, главный смысл которого в своих работах раскрыли Байденко В. И., Белоновская И. Д., Зимняя И. А., Селезнева Н. А., Татура Ю. Г., Сахарова Н. С. и Хуторская А. В., обучающийся должен самостоятельно ставить перед собой задачи, оценивать новый полученный опыт и держать под контролем эффективность своих собственных действий. Также предложено календарно-тематическое планирование изучения основ алгоритмизации и программирования с использованием робототехнического конструктора.

 

Список литературы:
1. Кузнецова М. О. Методика изучения алгоритмизации с использованием робототехники в школьном курсе информатики: специальность 44.03.01 «Информатика и ИКТ»: выпускная квалификационная работа / Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет. – Пермь: 2016. – 90 с. [Электронный ресурс]. URL: 50 https://vkr.pspu.ru/uploads/4133/Kuznetsova_vkr.pdf (дата обращения: 15.03.2022).
2. Лапчик М. П., Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Методика преподавания информатики: учебник. – М.: Академия, 2001. – 624 с. 8. Левченко И. В. Методологические вопросы методики обучения информатике в средней общеобразовательной школе: учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов и университетов. – М.: МГПУ, 2012. – 124 с.
3. Ткач С. С. Методические аспекты изучения раздела "Алгоритмизация и программирование" в современном школьном курсе информатики: специальность 050202.65 «Учитель информатики»: выпускная квалификационная работа / Петрозаводский государственный университет. – Петрозаводск: 2014. – 69 с. [Электронный ресурс]. URL: https://nauchkor.ru/uploads/documents/569101d35f1be74d940001cd.pdf (дата обращения: 05.02.2022).