Статья:

К вопросу о развитии проектных умений на уроках иностранного языка

Конференция: XVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Антипина Ю.Д. К вопросу о развитии проектных умений на уроках иностранного языка // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(16). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/5(16).pdf (дата обращения: 26.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

К вопросу о развитии проектных умений на уроках иностранного языка

Антипина Юлия Дмитриевна
студент Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета – ЮУрГГПУ, РФ, г. Челябинск
Смирнова Марина Владимировна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет – ЮУрГГПУ, РФ, г. Челябинск

 

Проектная деятельность является одной из наиболее важных составляющих обучающего процесса. Прежде всего, она нацелена на умственное и профессиональное формирование личности обучающегося. Учащийся, занимающийся проектом, подвергается фазам: планирования, анализа, синтеза, активной деятельности. Метод проектов может быть обозначен, как технология образования, целью которой является получение новейших знаний, определения у них специальных умений и навыков при помощи единой организации проблемно-ориентированного поиска. Выражаясь иными словами, метод проектов является таким способом обучения, когда учащийся интегрирован в динамичный когнитивный процесс, при этом он самостоятельно определяет проблему, находит нужную информацию, проектирует способы решения проблемы, делает выводы, производит анализ собственной деятельности, тем самым приобретая образовательный и жизненный опыт.

Актуальность темы обусловлена чрезвычайной важностью развития проектных умений и их востребованностью в современном мире.

Согласно ФГОС внедрение проектной деятельности в процесс обучения является обязательным и регламентируется данными стандартами.

Однако в настоящее время проектная деятельность не имеет прочной методической базы, в следствие чего не обладает достаточной практико-технологической разработанностью, что вызывает трудности при выполнении индивидуальных проектов как у учащихся, так и у учителей. Отсюда вытекает противоречие во внедрении и осуществлении проектной деятельности.

ФГОС требуют от учащихся создания индивидуального проекта, его тщательной проработки и, в конечном счёте, презентации и защиты. Проект оценивается, исходя из определённых критериев, которые учащиеся должны соблюсти. Что касается данных требований, они прописаны детально и структурировано. Однако их недостаточно для успешного выполнения проектной работы. Мы провели анкетирование учителей и учащихся, в котором попросили ответить на вопросы о проектах и проектных умениях. Как показал опрос, всего 20% учащихся не находят трудности в выполнении индивидуальных проектов и считают, что все необходимые умения у них для этого развиты. Остальные 80% находят трудным определение проблемы, составления плана действий, умения оценивать выполненный проект и т.д. Что касается учителей, по их мнению, учащиеся не справляются с выполнением проектов самостоятельно, потому что они не понимают, что от них требуется, как и где искать информацию, как её анализировать и отбирать.

Тема данной статьи непосредственно связана с термином проектные умения, поэтому необходимо дать ему определение и произвести выборку данных умений на основе анализа процессов проектной деятельности.

Согласно Тигрову С.В., проектные умения - это группа умений, которая выделяется по такому признаку как их общность по отношению к проектной деятельности, целью которой является построение технологического процесса по конструированию и изготовлению изделий и решению творческих задач. [3, с.11]

Среди них умения:

1) разрабатывать и планировать собственную деятельность в соответствии с целями проектного задания;

2) определять цель, лежащую во главе темы задания-проекта;

3) анализировать и определять проблему;

4) создавать и осуществлять свои варианты действий по созданию проектов, выражать собственное мнение;

5) осуществлять оценку созданного проекта и самооценку своих действий.

Мы проанализировали данные проведённого анкетирования среди учителей и учащихся школы и на пути к решению выделенной нами проблемы недостатка прочной методической базы для проектной деятельности мы разработали специальный комплекс заданий.

Данный комплекс заданий является дополнением к базовому УМК “Laser” для 10 класса авторов Манн, Тейлор-Ноулз. Разработанный нами комплекс заданий направлен на развитие проектных умений у учащихся на уроках иностранного языка.

1. Первая группа упражнений направлена на развитие умения самостоятельно определять тему задания.

Read the texts and find the headlines. There is one extra headline.

1. Building new relations

2. Rent a granny

3. Care and support

4. Keeping family together

5. Playing favourites

6. Going out together

7. Family violence

8. Difficult relative

A. Of course, as your children grow, marry and have children of their own, it is not as easy to spend each holiday together...

B. If you are lucky enough to have a sister, you already know that is a special bond unlike any other. …

D. When parents are surveyed on the subject of favoritism, nearly all respondents say that despite their best efforts to the contrary, they have favored one child over another at least occasionally…

E. “It is a very serious problem in our family.”...

F. Unfortunately for many, home can be anything but a safe haven. Men and women alike may find their home a fierce battleground. …

G. Parents give an enormous amount to their children, and as a result they’re extremely invested in them, in helping them grow and thrive…. 

2. Вторая группа заданий направлена на развитие умения выстроить план действий.

Put the following paragraphs in the correct order to recreate the text

a) I hung up the phone and pulled out a cigarette: almost the last one in the pack. For a couple of lengthy minutes, I was striking the matches trying to get a light. …

b) At the other end of the wire, on the other shore of the ethereal ocean, impossibly far away from me and at the same time right there, in my kitchen, a woman’s tender voice sounded…

c) Through the opened window, I could hear the city hum. Thousands of people were driving somewhere in their cars, shouting into their cellphones. …

d) When I returned home, it was already getting dark. I closed the front door, leaned against it with my back, and stood like that for a couple of long minutes with my eyes shut. …

e) The freedom in my chest widened, and I felt cramped in my little room—but in a good way. I was about to walk outside to inhale the remains of the violet dusk, but suddenly my phone rang.

f) When I returned home, it was already getting dark. I closed the front door, leaned against it with my back, and stood like that for a couple of long minutes with my eyes shut. …

g) I glanced at my phone. After a momentary hesitation, I picked it up; my disobedient fingers dialed a random number…

h) This sound was rather alien for my world, and for some time, I stood in the kitchen and stared at the black ringing box on my table. …

3. Третья группа заданий направлена на развитие умения выявить основную проблему.

Read the text and choose the statement that best summarises the main idea

a) Iphone 6 is a testimony of status.

b) Cellphones have become the real meaning of our life that displaces real communication.

c) We can’t keep in touch without a cellphone.

…But a phone, nowadays, is no longer just a practical device, used to text and call. It has become a testimony of status, a fashion accessory, and so much more than a telephone. Children as young as five years old have been seen in Britain carrying round expensive mobile phones and for what reason? Who can a 5-year-old possibly need to text or call?

The answer lies in the fact that the primary use for mobile phones is no longer a phone. More photos are taken using iPhones than any camera in the world. Apps allow us to track our health, our pets, play games, find dates, shop, budget … the list is endless, and features the innovative, the weird and the wonderful. …

4. Четвёртая группа заданий нацелена на развитие умения формулировать собственное суждение

Write a short essay on the topic “Do all human beings certainly need social contacts or not nowadays?”. 150-200 words

5. Пятая группа заданий направлена на развитие умения оценки правильности выполнения задания.

Express your opinion about this test. Choose the sentence which suits you most and explain why

a) I have easily completed all the tasks, because…

b) I find it difficult to complete task(s) № _______, because…

c) While completing the test I found out a lot of new facts, such as…

В течение педагогической производственной практики нами проводилась опытно-экспериментальная работа с внедрением разработанного комплекса специальных заданий в экспериментальной группе, а контрольная проходила обучение по базовой школьной программе.

Контрольный тест по окончании опытно-экспериментальной работы показал, что у большинства обучающихся уровень развития проектных умений повысился. Для выявления эффективности внедрённого комплекса заданий мы использовали метод математической статистики.

Ко = Кэг/Ккг, где «Кэг» является средним баллом в экспериментальной группе, а «Ккг» - это средний балл в контрольной группе. К>1 служит доказательством того, что реализованный нами комплекс упражнений был внедрён успешно.

Итак, согласно нашим подсчётам, средний балл в контрольной группе составил 4,0 единиц, а в экспериментальной группе 4,4 единицы. Применив наши данные в формуле, мы получаем Ко =1,1, что является свидетельством того, что применённый нами комплекс упражнений на развитие проектных умений у учащихся является успешным и продуктивным.

Исходя из результатов, мы можем сделать вывод о том, что внедрённый комплекс заданий является эффективным. Таким образом, наше утверждение о том, что процесс развития проектных умений у учащихся основной школы будет более успешным, если на уроках иностранного языка систематически внедрять комплекс специальных заданий, подтвердилось на практике.

 

Список литературы:
1. Рабочая программа по учебному предмету «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК». Утверждена директором МБОУ «Гимназия №1 г. Челябинска» от «31» августа 2018 г.
2. Теслина, О.В. Проектные формы работы на уроке английского языка. // ИЯШ. — 2002. — №3, с. 41-46
3. Тигров С. В. Личностно-ориентированные задания в процессе формирования проектных умений студентов ВУЗа: дис. … канд. пед. наук. Липецк, 2004., с.13
4. Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «25» июня 2018 г. № 01/1884 [Электронный ресурс]