Статья:

ДВОРЕЦ ЗНАНИЙ ВОЗРОЖДАЯ…

Конференция: XVI-XVII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 6. Педагогика

Выходные данные
Бергалиева Е.Л. ДВОРЕЦ ЗНАНИЙ ВОЗРОЖДАЯ… // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XVIXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9-10(16). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/9-10(16).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 126 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ДВОРЕЦ ЗНАНИЙ ВОЗРОЖДАЯ…

Бергалиева Екатерина Лицзеевна
студент 3 курса музыкального факультета МПГУ, РФ, г. Москва
Митриковская Нина Пимоновна
научный руководитель, доц. кафедры музыкальных инструментов музыкального факультета МПГУ, РФ, г. Москва

 

…На пыльных тропинках

Далеких планет

Останутся наши следы…

В. Войнович

 

Сегодня создается впечатление, что мир сошел с ума. Бесконечные войны, восстания, вмешательства, тысячи и тысячи убитых людей, сотни заболевших, миллионы оставшихся без крова и куска хлеба. В ужасе мир наблюдает сегодня, как человеческая жизнь обесценивается в считанные секунды, как великая цивилизация рушится на глазах. И в то же время жизнь не стоит на месте: люди продолжают жить, любить, растить детей. Вот только что ждет человечество завтра, никто не может предугадать. Невозможно даже попытаться предсказать, что произойдет на мировой арене через 5 минут. И совершенно невыполнимой кажется задача представить, каким будет пресловутое «светлое» будущее. Но дети взрослеют, и следует подготовить их к взрослой жизни, необходимо дать им соответствующие умения и навыки для существования в этом мире. То самое образование, которое сегодня больше не дает никаких гарантий благополучия и стабильности. То самое образование, которое сегодня занимает львиную долю юности, заставляет отказываться от других интересных вещей, является одним из главных наглядных показателей успешности, но при этом никак не гарантирует счастливую и долгую жизнь без забот, как это было раньше. Не потому, что образование — это плохо. Образование — это очень хорошо. Все это происходит потому, что методы, которыми до сих пор пользуется человечество для того, чтобы воспитывать подрастающее поколение, безнадежно устарели.

Вся наша жизнь — это долгий растянутый процесс поступления в университет. Начиная с детского сада, мы упорно подготавливаем наших чад к званию научного профессора. Мы считаем, что профессор — это вершина человеческой цивилизации. К сожалению, сегодня образование как никогда оторвано от реальной жизни. В жизни человека появились два русла: одно, где он получает образование, и второе, где он контактирует с реальным миром. Знания, полученные в стенах альма матер, невозможно применить в реальной жизни, потому что в реальной жизни не встречаются проблемы, которые нам предлагают в университетах. Университеты создали собственную отрасль непонятно чего, по образу и подобию своему. Детский сад, потом школа, затем колледж и, наконец, университет. И на этом образование не заканчивается. Впереди молодого бакалавра ждут еще и магистратура, и аспирантура, и еще куча всяких постдипломных образований. Это еще одно свойство нынешнего образования — его инфляция. Сегодня там, где раньше хватало среднего образования, требуется высшее, а там, где раньше требовалось высшее, сегодня требуется звание кандидата. Эта ситуация прямо указывает на стремительное устаревание и разрушение нынешней системы образования. Не говоря о том, что часы, высиженные за партой и за экраном компьютера, наносят серьезный вред физическому здоровью. Систему образования необходимо пересмотреть и в корне изменить. Диплом должен активно подтверждать годность кандидата к той или иной должности. И он подтверждает. Но это ли требуется сегодня на мировом рынке труда? Сегодня безжалостное время предъявляет новые требования к своим сотрудникам. Это гибкость, способность быстро ориентироваться в пространстве в случае форс-мажора, это умение мыслить нелинейно, это способность привлечь большое количество людей, заинтересованных в сотрудничестве, это умение находить несколько способов решения трудной ситуации. Иными словами, мир сегодня нуждается в людях, обладающих дивергентным мышлением.

В 1959 году американский ученый Дж. Гилфорд провел исследования, позволившие выявить связь интеллекта с творчеством. Он выделил 2 способа мышления: конвергентное, при котором все усилия человека направлены на поиск одного-единственного правильного решения; и дивергентное, при котором человек использует множество возможностей и направлений [2]. Дивергентное мышление — это не творческое мышление, вовсе нет, но это обязательное условие для творчества. Это способность предложить сотни и сотни новых вариантов решения одной проблемы, это способность мыслить глубоко и широко. Творческое мышление — дивергентно. Сэр Кен Робинсон, международный советник по развитию творческого мышления и автор множества книг, в своих выступлениях рассказывает об эксперименте — лонгитюдном тесте на дивергентное мышление, и каковы его результаты! 98 % детей до 2 лет — гении дивергентного мышления! Они еще не знают, что птицы не разговаривают, поезда не летают, а солнце не может быть зеленым. Эти же дети через несколько лет снова были тестированы на дивергентное мышление. В группе испытуемых до 5 лет этот показатель падает ровно вполовину. Еще через несколько лет (до 15 лет) процент мыслящих неординарно детей падает еще больше. «Я не знаю, чем занимались эти дети на протяжении 10—12 лет — говорит Кен Робинсон — Одно я могу сказать точно: за это время дети пошли в школу и получили знания. Они были натасканы на то, что выход из ситуации существует только один. И он в конце учебника. И подсмотреть его нельзя!» [4]. Поневоле вспоминается рассказ профессора Эрнеста Резерфорда, президента Королевской академии и лауреата Нобелевской премии по физике об одном студенте. На экзамене по физике студенту следовало вычислить высоту здания при помощи барометра. Юноша ответил: следует подняться на крышу здания, спустить барометр до земли на веревке, втянуть барометр обратно и измерить длину веревки. Преподаватель оценил ответ молодого человека самой низкой оценкой, однако тот утверждал, что он заслуживает высочайшего балла. Ведь, по сути, ответ был верен! Они обратились к Резерфорду, надеясь, что тот рассудит их. Резерфорд предложил ответить еще раз, дал студенту еще несколько минут, предупредив его, что ответ должен содержать в себе знание законов физики. Студент предложил следующий вариант: «Поднимитесь с барометром на крышу и бросьте его вниз, замеряя время падения. Затем, используя формулу, вычислите высоту здания». Последующие ответы студента тоже были весьма необычны: прикладывать барометр к стенке и карандашом делать отметки, привязать к барометру шнурок и раскачивать его как маятник, измерить в полдень тень барометра и здания и наконец, подарить барометр управляющему здания, если тот скажет высоту здания. Резерфорд поинтересовался, неужели студент не знал общепринятого решения этой задачи? Студент признался, что знал, просто он сыт по горло школой и колледжем, где учителя навязывают ученикам свой способ мышления. Студент этот был Нильс Бор (1885—1962), датский физик, лауреат Нобелевской премии 1922 г. и гений дивергентного мышления [3].

Хорошо развитое дивергентное мышление — показатель высокого уровня интеллекта. А интеллект — это глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами, иными словами, интеллект определяет способность человека адаптироваться к постоянно меняющимся условиям внешней среды. Интеллект включает в себя огромное количество факторов, в том числе вербальную гибкость и восприятие, пространственную ориентацию, память, способность к рассуждению, быстроту восприятия сходств и различий между предметами и явлениями, их деталями, счетные способности. Как нам известно, различают несколько видов интеллектов. Одни из них отвечают за конкретные механические способности, другие связаны с разговорной речью и оперированием с абстрактными образами, третьи являются основой развития врожденных способностей и их взаимодействия с приобретенными знаниями и внешней средой. Человеческий интеллект весьма и весьма разнообразен и изменчив! Если заниматься развитием лишь малой части интеллекта, то это может повредить не только духовному, но и физическому здоровью человека [2, с. 121]. В XVIII—XIX веках в России не было школ, на дом приглашались иностранные учителя и изучались все дисциплины, не только математика или физика, но еще и языки, танцы и музыка. Какими гениями нас одарила природа! Перечислять можно бесконечно: Циолковский, Пушкин, Лермонтов, Глинка, Недаром раньше тот, кто умел хорошо стрелять и владел шпагой, также должен был прекрасно танцевать, владеть несколькими языками и музыкальным инструментом. Александр Бородин был врачом и химиком с мировым именем и писал прекраснейшие произведения! Римский-Корсаков был морским офицером и потрясающим музыкальным сказочником! Глинка свободно изъяснялся на 8 языках! Сегодня многие из нас пренебрегают творческими предметами в пользу точных наук. Сколько раз мы слышали в детстве: «Прекрати рисовать, зря теряешь время, ты никогда не станешь художником», «Перестань петь, тебе все равно не стать музыкантом», «Не танцуй, стой смирно!». «Представьте себе, что Вы — инопланетянин, — говорит Кен Робинсон. — И вы из космоса смотрите на землян. О! Они ходят в школу и тренируют свой мозг. Ух ты! Не весь. Неужели? Только часть мозга. Быть того не может! Только левую его часть. Как же так?» [4] Остальной мозг прозябает в неведении. Уже всеми учеными доказано, что человек при своей нормальной жизнедеятельности использует только 3 % активности мозга. И львиную долю времени обучения занимает математика — царица всех наук. А как же остальные сегменты мозга, которые отвечают за движения, за цветовосприятие, за услышанные звуки, за переживания? Для хорошего функционирования левого полушария, необходимо периодически тренировать и правое тоже. Для полноценного здорового интеллекта необходимо задействовать все отделы мозга. Иными словами, занятия творчеством также жизненно необходимы в школьной программе, как математика и языки. Это необходимо для того, чтобы каждый ребенок имел возможность проявить свои таланты, чтобы каждый ребенок смог найти свое призвание в жизни. Исследования показали (и сегодня это достоверно известно), что успешный творческий труд, приносящий радость и удовлетворение, способствует здоровью и долголетию. 86 % испытуемых, занимающихся творческой деятельностью, считали себя счастливыми людьми, достигали высоких профессиональных успехов и дожили до 70 лет. В основном, это были музыканты, ученые, художники, писатели, артисты (среди них не было ни одного гения, это были самые обычные люди). Испытуемые второй группы, были далеки от творчества, и по опросам близких людей, считали себя неудачниками, не были удовлетворены своими карьерными достижениями, имели проблемы в семейной жизни и умерли в возрасте 50—60 лет [2, с. 123]. Эти цифры красноречиво указывают на необходимость занятий творческими предметами на уровне государственной важности. Альберт Эйнштейн был не только физиком, но еще и неплохо играл на скрипке. Сейчас исследователи говорят о том, что у Эйнштейна было очень плохо с зубрежкой, и свои великие теоремы он открыл, именно фантазируя — он занимался творческим процессом. А знаменитый австрийский хирург, Теодор Бильрот, имя которого сегодня известно каждому студенту медицинского университета, владел игрой на скрипке и рояле и был близким другом Иоганнеса Брамса.

Наши сегодняшние системы образования построены на старых столпах. Они были разработаны в прошлом веке, в эпоху индустриализма и промышленной революции. Кен Робинсон приводит примеры: наши школы до сих пор напоминают фабрики, дети учатся партиями, звонки, гудки, сигналы, отдельные факультеты, отдельные специальности [5]. Но кому-то образование дается легче утром, а кто-то полон сил в темное время суток. Кто-то легко усваивает материал в группе, а кому-то необходимо индивидуальное обучение. Кто-то лучше воспринимает материал зрительно, а кто-то — на слух. Кому то лучше дается математика, а кому-то вышивание. Сегодня картина существенно отличается от той, которая была 100 лет назад. И она требует новых подходов, новых решений. Вспоминаются строки из «Евгения Онегина»:

Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь,

Так воспитаньем, слава богу,

У нас немудрено блеснуть.

Кстати говоря, программа обучения Царскосельского Лицея, где учился Пушкин, предусматривала изучение самые разнообразных наук, включая и стихосложение. В книге Бориса Акунина «Азазель» описывается очень интересный подход к образованию. Набирается определенное количество детей в возрасте от 7 до 12 лет. Их делят сначала по возрасту. Мудрые преподаватели начинают в игровой форме давать детям несложные задания, и выясняют, что у ребенка талантливее — тело, голова или интуиция. Затем детей снова делят — на этот раз не по возрасту, а по профильному принципу — спортсмены, артисты, умельцы, лидеры, рационалисты и так далее. Героиня романа признается: возможно, у детей находятся такие задатки, которые были бы полезны в далеком прошлом, или наоборот, понадобятся в будущем. Подросших детей затем делят на части и продолжают развивать в них выдающиеся способности. Затем вновь разбивают на более мелкие группы и продолжают с ними работать. В итоге, дети потом выходят на ту стезю, где их способности помогают им добиться успехов. Мальчик с тягой к морю становится блестящим адмиралом, мальчик с ярко выраженным чувством риска подается на золотые прииски и становится миллионером, мальчик, ловко манипулирующий окружающими людьми, становится секретарем, «серым кардиналом», османского падишаха… «Я считаю, что педагогика — самая важная из всех наук» — говорит героиня романа [1]. Нечто подобное, но не в романе, а в реальной жизни создал Николай Сергеевич Зверев (1832—1893) — русский пианист и педагог. Он в собственном доме открыл пансион для талантливых пианистов, обувал их, одевал, кормил, поддерживал материально, развивал их художественный вкус и кругозор. В разное время у него учились Игумнов, Рахманинов, Пресман, Кенеман, Скрябин. Однако эта система тоже чревата опасностями: люди становятся гениями одной области и совершенно не имеют понятия о других сторонах жизни. В наши дни такая школа может быть только узкоспециализированным интернатом. Сегодня футурологи утверждают, что в будущем именно расплодившиеся сегодня экономисты и юристы останутся на обочине спроса рынка труда, потому как их легко можно будет заменить компьютерными программами. А вот профессии, учитывающие человеческий фактор наоборот, выйдут на первые места. «Нам нужны не школы, а творческие лаборатории» — это слова доцента кафедры альта МГК имени Чайковского Романа Балашова на конференции Первого Международного конкурса альтистов имени Фудимана в Казахстане.

Существует три принципа успешного обучения: во-первых, все дети очень разные, во-вторых, все дети очень любопытны и в-третьих, большую роль в обучении играет учитель. Очень интересная система обучения была недавно предложена учителям Михаилом Казиником — комплексно-волновой урок [6]. Нельзя учить английский язык, не зная кто такой Шекспир и находится Англия. Нельзя учить историю Италии и никогда не слышать об Эпохе Возрождения. Все должно быть связано в общую картину, тогда у детей складывается правильное восприятие мира. Один «урок» длится целый день. Например, в класс вносится корзина с яблоками. Начинается ботаника. Учитель рассказывает о яблоке, сколько у него зерен, к какому семейству растений относится яблоня, какую корневую систему имеет… После ботаники идет урок литературы: новый учитель рассказывает детям о Еве и о запретном яблоке, или о Парисе и яблоке раздора. После литературы идет урок музыки: следующий учитель говорит о танце русских моряков «Яблочке», а затем переходит к танцам английских моряков — жиге и сюите. Новый учитель рассказывает детям о Ньютоне и упавшем ему на голову яблоке — это физика. Учитель черчения может показать пропорции яблока, точку золотого сечения на котором построены великолепнейшие шедевры архитектуры. Географ может рассказать о городе «Большое яблоко» — Нью-Йорк, или о городе с самым мирным яблочным названием — Алма-Ата. Главную роль в таком процессе обучения играют учителя. Они создают проблему, и ученики пытаются ее решить. Они подают свой предмет, зажигая в детях искорки любопытства, и добиваются поразительных успехов! Учитель — это творческая профессия, это самая благородная профессия. В первую очередь учителя должны обладать умением мыслить широко. Они должны заинтересовать ребенка своим предметом и показать связь его предмета с жизнью, помочь ребенку раскрыть свои таланты. Главные задачи этой школы — личностный рост ребенка, обучение жизненным навыкам, обучение как эффективно учиться и думать. Ученик понимает, как устроен мир, как он может улучшать и совершенствовать свою жизнь, пользуясь своим творческим потенциалом. Ребенок выходит из школы, полным желания узнать еще больше, полным уверенности в своих силах, наученным мыслить нелинейно. Он понимает себя и людей, он может выражать свои чувства и эмоции, он может искать и анализировать информацию в любых ситуациях, заниматься своим любимым делом, найти свое призвание, он может строить свою жизнь!

Мы можем построить новую систему образования. Такую систему, в которой дети будут хорошо понимать, что полученные знания — это не просто сумма знаний, необходимых для ЕГЭ, а умения и навыки, которые в будущем можно будет применить в деле, в реальной жизни. Систему, в которой все будет направлено на развитие творческих способностей детей, а не на их подавление. Такую систему, которая будет помогать нашим детям строить будущее — мы это будущее можем не застать, а наши дети застанут его точно. Такую систему, которая поддержит каждый талант и не оставит никого за бортом. Такую систему, которая позволит каждому человеку чувствовать себя гением, позволит каждому родителю заметить и поддержать в своем ребенке то самое неповторимое, воплотит мечту каждого ребенка в реальность. «Измените условия, — говорит Кен Робинсон — измените мышление, измените представление людей об их возможностях, дайте им другой набор надежд, более широкий спектр возможностей и, если вы питаете уважение и цените отношения между учеником и учителем, дайте людям свободу творчества и новаторства в их деятельности. И школы снова оживут…» [5].

 

Список литературы:

  1. Акунин Б. «Азазель», изд. Захаров, Москва 2002 С. 114—115.
  2. Билич Г., Назарова Н. «Популярная Медицинская Энциклопедия», Изд. «Вече», Москва, 2002. С. 121—123.
  3. «История про Нильса Бора» — [Электронный ресурс]; URL: http://www.isarc2004.org/archives/152 (дата обращения: 26.09.2014).
  4. Робинсон К. «Новый взгляд на систему образования», — [Электронный ресурс]; URL: http://www.youtube.com/watch?v=1G3Kyu_UbjQ (дата обращения: 26.09.2014).
  5. Робинсон К. «Как образование убивает творчество» — [Электронный ресурс]; URL: http://www.youtube.com/watch?v=oeVWpO_yTj8 (дата обращения: 26.09.2014).
  6. «Школа будущего Михаила Казиника» — [Электронный ресурс]; URL: http://www.kazinik.ru/documents/school.html (дата обращения: 26.09.2014).