Медиаобразовательный проект как форма проектной технологии
Секция: Педагогика
XLIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Медиаобразовательный проект как форма проектной технологии
На сегодняшний день существует достаточное количество технологических приемов в образовании, однако, наиболее многофункциональным является так называемая проектная технология, которая относится к группе активных методов обучения. Частной формой проектной технологии является медиаобразовательный проект, суть которого заключается в предоставлении свободы для творчества и возможности в создании определенного, уникального медиапродукта. Выполняя проект, учащийся или группа учащихся реализуют свои потребности в самоорганизации, саморазвития и самоопределении, следовательно, проектная технология по праву может быть отнесена к личностно-ориентированным педагогическим технологиям [5, c.118].
Понятие медиаобразовательного проекта можно рассмотреть с нескольких аспектов. С одной стороны, оно напрямую связано с понятием проекта. Проект (от лат. projectus – брошенный вперед) – замысел, идея, образ, намерение, план [1]. Это уникальная деятельность, ограниченная во времени и ресурсах, и направленная на достижение определенного результата и создания определенного продукта или услуги.
Таким образом, медиаобразовательный проект – это уникальная медиаобразовательная деятельность, имеющая начало и конец во времени, и направленная на создание определенного медиапродукта. Любой медиаобразовательный проект является медиапроектом, но не всякий медиапроект является медиаобразовательным проектом. Таковыми, по нашему мнению, могут называться только такие медиапроекты, которые специально созданы в учебных целях и имеют образовательную функцию.
С другой стороны, данное понятие можно рассмотреть как форму педагогической технологии [4, c.49]. Педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и методов, применяемых в учебном процессе. Также, педагогическую технологию можно рассматривать в качестве содержательной техники реализации учебного процесса. Таким образом, в данном контексте, медиаобразовательный проект – это вид содержательной технологии и техники, использующей в учебном процессе, в ходе которой совершается медиаобразовательная деятельность за счет взаимосвязи педагога и обучаемого.
В практике медиаобразования накоплен значительный опыт организаций занятий со школьниками и студентами. Методика организации занятий по данной дисциплине основана на выполнении творческих заданий (литературно-аналитических, литературно-имитационных, театрализованных и др.), разработки и создании медиатекстов (статьи, стенгазеты, рекламные буклеты, ролики и др.), медиаобразовательных проектов.
На практических занятиях дисциплины «Медиаобразование» студентам (магистрантам) по направлению подготовки 44.04.03 «Информационные технологии в образовании» было выдано итоговое индивидуальное задание – проектирование, создание и реализация медиаобразовательного проекта. Тема и программный продукт, в котором был реализован проект, были выбраны студентами по желанию.
Чтобы медиаобразовательный проект носил образовательный характер, перед выполнением задания, были определены следующие ключевые моменты: для какой целевой аудитории выполняется медиаобразовательный проект; каковы педагогические цели и задачи проекта; каковы принципы и идейная основа проекта.
Работа студентов (магистрантов) над творческими медиаобразовательными проектами включал в себя такие виды проектной деятельности, как исследовательская проектная деятельность, творческая проектная деятельность. К творческой проектной деятельности отнесем: создание и воплощение собственных медиапродуктов (фильмов, роликов, аудизаписей и т.д.); разработка сценариев школьных мероприятий (факультативных, киноклубных занятий) для учащихся разных возрастных категорий и т.п.
Студентами (магистрантами) были разработаны и внедрены в учебный процесс следующие образовательные медиапроекты: «История медиаобразования в России»; «Что изучает менеджмент?»; «Природа Хакассии» ‑ рассказ о достопримечательности Хакасии; «Информатика вокруг нас» и др. Можно заметить, что тематика проектов весьма разнообразна, т.к. тематику каждый выбирал из своих интересов и своей профессиональной деятельности. Основной целевой аудиторией, для представленных проектов, являются школьники общеобразовательных школ.
Отметим, что несмотря на то, что выбор программного продукта оставался за студентами, основная часть медиаобразовательных проектов были выполнены с использованием Microsoft Office PowerPoint. Это связано с тем что, студенты хорошо знакомы с этим программным продуктом и уже имеют навыки работы с ней. Кроме того, интуитивно понятный интерфейс программы позволяет с легкостью добавлять в проект не только изображения, но также видео- и аудио- данные, что повышает наглядность представленного материала.
Заключительным этапом работы над медиаобразовательным проектом было представление результатов проделанной работы – выступление каждого студента со своим проектом. При оценивании медиаобразовательного проекта учитывались следующие критерии: реалистичность, уникальность, инновационность, понятность и эргономичность.
В ходе выполнения медиаобразовательных проектов осуществлялись следующие этапы работы [2; 3], которые представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Этапы работы над медиаобразовательным проектом
№ |
Этап |
Содержание этапа |
1 |
Подготовка |
Выбор темы проекта, выявление проблемы, определение целей и задач |
2 |
Планирование |
Выдвижение гипотез, определение методов работы и способов оформления результатов, выбор программного обеспечения |
3 |
Исследование |
Сбор, обработка и анализ информации по теме |
4 |
Выполнение |
Организация и выполнение запланированный действий |
5 |
Результаты и выводы |
Подведение итогов работы, корректировка результатов |
6 |
Представление результатов |
Оформление и представление (защита) проекта |
7 |
Оценка результата |
Рефлексивно-оценочная деятельность учащихся, самооценка проделанной работы |
Хочется отметить, что степень самостоятельной работы учащихся на каждом этапе различно. Это зависит от уровня подготовки и самостоятельности обучающегося, его умений и навыков в работе с проектами. Если обучаемый уже имел дело с проектной деятельностью, то, вне зависимости от его возраста, возможно выполнение проекта самостоятельно, а педагог, обычно, выполняет роль «консультанта». Роль педагога важна на первых и последних этапах. На первых этапах погружения в проект обучаемому необходимо помочь определить общий замысел проекта, чтобы работа учащегося не свелась к обычной самостоятельной работе. На последних же этапах обучаемому сложно провести обобщение проделанной работы, поэтому роль педагога в том, чтобы направить его к важным умозаключениям и выводам, поспособствовать в представлении и оформлению результатов проектной деятельности.
Таким образом, медиаобразовательные проекты выступают важным средством развития познавательной активности, креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств обучаемых. Использование метода проектов позволяется выработать умения и навыки проблематизации, целеполагания, выдвижения гипотез, структурирования и систематизации, планирования и организации мышления и деятельности по решению разнообразных теоретических и практических задач.
Отметим, что медиаобразовательный проект – это перспективная и эффективная форма проектной технологии. Такая деятельность позволяет повысить уровень заинтересованности обучаемых и является хорошей возможностью разнообразить образовательный процесс.