Статья:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПРИ ТЕХНОЛОГИИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ИНФОРМАТИКЕ

Конференция: CLXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Темирханова А.Е., Илиясова Г.Б., Нургалиева Г.Е. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПРИ ТЕХНОЛОГИИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ИНФОРМАТИКЕ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CLXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 14(165). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/14(165).pdf (дата обращения: 25.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПРИ ТЕХНОЛОГИИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ИНФОРМАТИКЕ

Темирханова Айнур Ерлановна
магистрант, ВКУ имени С. Аманжолова, Казахстан, г. Усть-Каменогорск
Илиясова Гаухар Болатқызы
магистрант, ВКУ имени С. Аманжолова, Казахстан, г. Усть-Каменогорск
Нургалиева Гаухар Есенқызы
магистрант, ВКУ имени С. Аманжолова, Казахстан, г. Усть-Каменогорск
Адиканова С.С.
научный руководитель, доктор PhD, ВКУ им. С. Аманжолова, Казахстан, г. Усть-Каменогорск
Бекиш У.А.
научный руководитель, доктор PhD, ВКУ им. С. Аманжолова, Казахстан, г. Усть-Каменогорск

 

Общей целью образовательных реформ в Казахстане является адаптация системы образования к новой социально-экономической среде. Одной из важных задач в достижении поставленной цели является создание цифровых образовательных ресурсов в рамках внедрения e-learning в сферу образования. По материалам исследований по этой проблеме e-learning используется в нескольких определениях:

  • электронное обучение (е-learning) - обучение с помощью ИКТ;
  • мобильное обучение (mobile learning) - электронное обучение с помощью мобильных устройств;
  • автономное обучение (offline learning) - обучение с помощью компьютера без подключения к Интернет;
  • смешанное обучение (blended learning) - сочетание сетевого обучения с очным или автономным обучением [2]

Общее определение термина E-learning – это процесс обучения в электронной форме через сеть Интернет или Интранет с использованием систем управления обучением [3]

Цифровые образовательные ресурсы являются средством E-learning обучения дошкольников, школьников, студентов и магистрантов для упрощения процесса обучения. Цифровой образовательный ресурс - это структурированный автором учебный материал, который через Интернет или на электронных носителях доступен обучаемому. Цифровой образовательный ресурс предназначен  для самостоятельного обучения, но имеет отличия от учебника:

  • использование иллюстраций, картинок, анимаций и мультимедийных материалов (видео - и аудиороликов, Flash-роликов, приложений Java и т.п.);
  • применение интерактивности, когда учебный материал может изменяться от действий обучаемого;
  • наличие вариантов контроля и оценки полученных знаний (тесты, упражнения).

Современные цифровые образовательные ресурсы мобильны, доступны связи с развитием компьютерных сетей, соответствуют по содержанию обновленному  информационному материалу, имеют динамичные примеры. Цифровые образовательные ресурсы должны использоваться с учебной литературой. Цифровой образовательный ресурс использует слуховую и эмоциональную память обучаемого. Развитие исследовательских навыков у учащихся на уроках информатики возможно через дифференцированные задания. В этих заданиях путём открытия предлагается найти решения или ответы (конструктивистские  теории обучения Ж. Пиаже,  Д. Дьюи,  Л.С. Выготского и П. Фрейре. Преподаватель применяет приемы организации исследовательской  работы:объяснение (сonfirmation inquiry) (учитель задаёт вопрос, объясняет   способы   решения задачи, обучающиеся изучают приемы  критического   мышления), организованное исследование (structured inquiry) (учитель показывает алгоритм решения, обучающие его используют для обоснования решения), управляемое исследование (guided inquiry) (преподаватель составляет для группы обучающихся задачу, обучающие самостоятельно   составляют план мини­исследования); свободное исследование (open inquiry) (преподаватель задачу, обучающиеся  формулируют задачу для решения, применяют методы решения и представляют результаты для обсуждения и дальнейшего изучения). 

Преподаватель понимает, что основная цель дифференцированных исследовательских заданий – развитие анализа, синтеза и оценки информации   (в соответствии   с таксономией   Блума). Преподаватель, изучив  педагогическое колесо (padagogy wheel) Аллана Кара [1], выбирает программное обеспечение для развития уровня таксономии, которые содержат примеры   заданий на развитие тех или иных умений (восприятие, реагирование, усвоение ценностей, организация ценностей, приоритеты, интернализация ценностей). Классификация помогает при создании дифференцированных заданий, направленных на развитие исследовательских навыков обучающихся. Исследовательские когнитивные процессы означают обучения через открытия: постановка собственных вопросов; сбор доказательств для ответа на вопрос(ы); разъяснение собранных доказательств; связь  объяснений  и  знаний, к  которым они пришли в ходе исследовательского процесса; создание аргументов и обоснований. Дифференцированный подход  позволяет каждому обучающемуся изучать материал в индивидуальном темпе, в своей зоне развития, что обеспечивает комфортность, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительную мотивацию учения. Например, при изучении основ компьютерное графики, преподаватель делит учащихся на группы, которые формируются по типу восприятия, показывает им фотографии, полученные от разного формата компьютерной графики, обучающиеся выдвигают версии, почему они такого качества. Одна группа создает презентацию, где рассматривается типы файлов компьютерной графики; вторая группа просматривает видео и сформулирует свойства файлов компьютерной графики; третья группа проводят обсуждение качества фотографий и составляет постер по этой теме.  Работа   каждой   группы организовано как управляемое  мини­ исследование, обучающиеся изучают информацию из внешних источников и  убеждаются в верности гипотезы, делают обоснованные выводы. После выдвижения гипотез группы самостоятельно проводят квалификацию файлов компьютерной графики. Первая группа сначала проводит экспериментально преобразовывает фото в программе компьютерной графики по описанию, вторая группа  - без алгоритма, им ставится вопрос, предлагается обратить внимание на детали на фотографии, проверить идеи из внешних источников информации, провести разработку фото с помощью инструментов программы компьютерной графики, затем организуется обсуждение свойств файла компьютерной графики разного типа. Рассуждая по результатам преобразования файлов, видя полученные факты, применяя критическое мышление, обучающиеся должны прийти к выводу о зависимости вида файла компьютерной графики от ее типа.

На практике обучения мы использовали смешанное обучение, которое получилось в результате многочисленных попыток изменить существующие методы и принципы обучения, использовали формы самостоятельной работы, групповой работы. На практике для организации дифференцированного обучения мы использовали разные организации смешанного обучения. Например, рабочая зона: зона групповой работы, зона работы с учителем. Например, онлайн-обучение для группы обучающихся для теоретической подготовки, работы с различными тренажерами. Другой пример, это переворачивание понимания классной и домашней работ. Дома обучающиеся в онлайн режиме смотрят видео лекции, читают статьи и т.п., а в классе проводятся групповые занятия, практические работы, решение сложных задач, имеется больше времени на более полезные занятия [3].

Таким образом, организационной особенностью смешанного обучения является постепенный уход от фронтальных форм работы. Для продуктивной деятельности обучающихся проводится реструктурирование учебного пространства: выделение рабочих зон. Технические особенности смешанного обучения является использование цифровых ресурсов, компьютерные классы, личные мобильные устройства. Веб-сервисы позволяет организовать распределённую работу в совместном документе или коллективной карте даже для удалённых участников. Для подготовки материалов педагогом лучше всего подходят интернет-ресурсы: сервис H5P https://h5p.org,  https://www.plickers.com ( карточки для быстрой проверки), Google-формы, Интернет ресурс http://learningApps.org. 

 

Список литературы:
1. Андреев А., Леднев М., Семкина Т.А.  Е-Learning: некоторые направления и особенности применения // Высшее образование в России. 2009 - №8.
2. Бидайбеков Е.Ы., Нурбекова Ж.К., Сагимбаева А.Е. Информационный подход в оценивании качества знаний //Материалы международной научно-практической конференции «Качество педагогического образования: проблемы и перспективы развития». - Алматы. -2004. - 816 с.
3. Крагель Е. А. Система электронно-образовательных ресурсов [Электронный ресурс] / Е. А. Крагель // Брестский государственный технический университет. - 2013. - Режим доступа: www.abiturientu.bstu.by.