Статья:

Методические основы организации проектной деятельности обучающихся в особо охраняемых природных территориях Свердловской области

Конференция: XXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Максимова Ю.В. Методические основы организации проектной деятельности обучающихся в особо охраняемых природных территориях Свердловской области // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(21). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/10(21).pdf (дата обращения: 25.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Методические основы организации проектной деятельности обучающихся в особо охраняемых природных территориях Свердловской области

Максимова Юлия Владимировна
магистрант, ФГБОУ ВО Уральский государственный педагогический университет, РФ, г. Екатеринбург

 

Аннотация. в статье рассматривается региональные особо охраняемые природные территории (ООПТ), как площадка для проведения биологической экскурсии, которая позволяет комплексно изучить природу родного края, а также сбора информации, как основы для дальнейшей проектной деятельности в рамках предметов биологии и химии.

 

Ключевые слова: Особо охраняемые природные территории (ООПТ), Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), проектная деятельность, биологическая экскурсия.

 

В ФГОС общего образования проектная деятельность определяется как один из наиболее продуктивных способов достижения предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся. Стандарты второго поколения актуализируют вопросы, связанные с содержанием образования на разных ступенях обучения. При этом содержание и формы организации учебной деятельности создают определенный тип сознания и мышления обучающегося. [4]

В педагогической практике в большей степени разработаны вопросы об использовании образовательного пространства федеральных ООПТ – заповедников и национальных парков, поскольку экологическое просвещение населения – одна из важнейших функций федеральных ООПТ. Однако огромный образовательный потенциал региональных ООПТ, в том числе заказников, значительно более многочисленных и доступных, остаётся реализованным лишь в незначительной мере. Его можно использовать для отработки механизмов взаимодействия природы и общества в рамках концепции устойчивого развития. Метод проектов обладает огромным потенциалом для вовлечения в практическую работу обучающихся образовательных учреждений по технологии проектной деятельности.

Проблема исследования заключается в том, что на сегодняшний день учителя нуждаются в более детальном разъяснении особенностей проектной деятельности. Большинство учителей-практиков пользуются лишь частями метода проектов, не имея достаточной информации о структуре проектной деятельности, о формах работы над проектами, о типах проектных заданий, о содержании проектной деятельности и, конечно, об особенностях её организации. Если преподаватель будет иметь всю необходимую информацию о проектной деятельности, то он сможет чаще и эффективнее использовать метод проектирования в своей работе. Этим и вызван интерес к теме нашего исследования «Методические основы организации проектной деятельности обучающихся в особо охраняемых природных территориях Свердловской области».

Наиболее продуктивным типом проектов является исследовательский проект. Он в наибольшей степени подходит для реализации в школьном образовании по курсу дисциплин естественнонаучного цикла, так как предполагает наличие научных методов изучения выявленной проблемы. [1,3]

На базе особо охраняемой природной территории регионального значения заказника «Богдановичский» была проведена биологическая экскурсия, с целью ознакомления с природой родного края, а также сбора информации, как основы для дальнейшей проектной деятельности в рамках предметов биологии и химии.

Биологическая экскурсия делиться по этапам следования маршрута: сельскохозяйственная дорога в поле, тропа в смешанном лесу, кормушка для подкормки животных на окраине леса, берег озера, луг, окраина болота. На каждом этапе следования обучающиеся проводят сбор материала по темам проектов, выбранных ранее на вводном занятии и заполняет дневник экскурсии. [2]

 В дневниках необходимо кратко записывать свои наблюдения:

1) описание животных;

2) их видовое определение;

3) биотоп, где была встречен объект;

4) деятельность;

5) вывод по экскурсии.

Все это необходимо для последующей обработки собранного материала экскурсии. Вся полученная информация обрабатывается в школе во время внеурочной деятельности по предмету и предоставляется в виде проектов обучающихся.

Примерные темы проектов по биологии и химии: «Коллекция членистоногих Среднего Урала», «По следам невиданных зверей», «Птицы Среднего Урала», «Исследование жесткости воды в природных источниках», «Почва – кладовая Земли», «Способы распространения плодов и семян в разных экосистемах», «Влияние света на рост и развитие березы», «Биологическое развитие местных сортовых и дикорастущих злаков на фоне агротехнических приемов», «Влияние продуктов коррозии на растительный и животный мир водоема», «Токсиканты и аллергены в окружающей среде».

Поскольку программы обучения биологии и химии включает знания из многих учебных дисциплин, то проектная деятельность наглядно реализует межпредметные связи, способствуя созданию теоретических связей в практической деятельности обучающихся по выполнению исследовательских проектов. Знания, приобретенные школьниками в ходе проектной деятельности, являются более прочными и максимально осознанными. Анализ работы по проектной деятельности показывает, что у обучающихся повышается уровень сформированности таких ключевых компетентностей как: постановка проблемы, целеполагание, планирование и оценка результата, поиск и обработка информации, письменная коммуникация, устная презентация, работа в группе. Что является важными требованиями реализации ФГОС.

 

Список литературы:
1. Заграничная Н.А., Добротина И.Г, Проектная деятельность в школе: учимся работать индивидуально и в команде. - М.: Интеллект-Центр, 2014
2. Марина, А. В., Биологические экскурсии в природу / А. В. Марина // Биология в школе: науч.–теорет. и метод. журнал. –2007. - № 6. - С. 24 - 30; № 7. - 30 – 32 с.
3. Марина, А. В. Вопросы школьного учителя биологии о проектной деятельности учащихся в условиях перехода на ФГОС [Текст] / А. В. Марина, С. Н. Трифонова, Т. В. Новаева // Биология в школе. — 2014. — № 5. — С. 16-23. — (Методика преподавания). — Библиогр.: с. 22- 23 
4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/М-во образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвящение, 2011.