Статья:

Применение дискуссий в процессе подготовки будущих техников на занятиях по дисциплине «Технологическое оборудование»

Конференция: LXXXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Кубарев В.Е. Применение дискуссий в процессе подготовки будущих техников на занятиях по дисциплине «Технологическое оборудование» // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXXXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 19(88). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/19(88).pdf (дата обращения: 29.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Применение дискуссий в процессе подготовки будущих техников на занятиях по дисциплине «Технологическое оборудование»

Кубарев Валерий Евгеньевич
студент, Шадринский государственный педагогический университет, РФ, г. Шадринск

 

Сегодня в российское профессиональное образование внедряются всё новые наиболее усовершенствованные технологии и методики обучения. Федеральные государственные образовательные стандарты предполагают целенаправленное внедрение в образовательный процесс методов и технологий, реализующих компетентностный подход. Внедрение активных форм обучения – одно из обязательных требований ФГОС в реализации компетентностного подхода. В настоящее время очевидным является тот факт, что обучение должно представлять собой творческий поиск. Целью такого обучения является создание для обучающихся возможностей не просто усваивать материал программы, но и самим видеть проблемы, давать ответы на проблемные вопросы, ориентироваться в ценностях поликультурного пространства, формулировать и отстаивать собственную точку зрения, аргументировано оценивать различные взгляды, позиции.

Сложившаяся практика традиционного обучения в СПО зачастую ограничивается репродуктивными методами, действиями по образцу, а инновационные подходы, идеи, технологии начинают активно интегрироваться в образовательную систему.

В современной системе российского образования огромная роль отводится формам обучения, направленным на усиление самостоятельной, творческо-поисковой деятельности, повышение активности учащихся. Одной из таких нетрадиционных форм занятия, на котором учащиеся при изучении технических и технологических дисциплин имеют возможность активно участвовать в решении поставленной проблемы, высказывать свое мнение, доказывать его, вести полемику со своими товарищами, может выступать дискуссия.

В классическом понимании, дискуссия (от лат. discussio — исследование, рассмотрение) - это «всестороннее обсуждение спорного вопроса в публичном собрании, в частной беседе, споре. Другими словами, дискуссия заключается в коллективном обсуждении какого-либо вопроса, проблемы или сопоставлении информации, идей, мнений, предложений. Цели проведения дискуссии могут быть очень разнообразными: обучение, тренинг, диагностика, преобразование, изменение установок, стимулирование творчества и др.» [1, с.4].

Различные авторы по-разному трактуют термин «дискуссия».

М.В. Кларин указывает: «Дискуссия – публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы; спор. Двумя важнейшими характеристиками дискуссии, отличающими её от других видов спора, являются публичность (наличие аудитории) и аргументированность. Обсуждая спорную (дискуссионную) проблему, в которой каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию» [3, с.54].

По мнению Т.А. Игнатьевой, «дискуссия – это метод обучения, который основан на обмене взглядами по определенной проблеме, причем эти взгляды отражают собственное мнение участников или опираются на мнения других лиц. Этот метод целесообразно использовать в том случае, когда обучающиеся обладают значительной степенью зрелости и самостоятельностью мышления, умеют аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения» [2, с.14].

Согласно мнения И.Г. Морозовой, «дискуссия – спор, направленный на достижение истины и использующий только корректные приемы убеждения» [6, с.87].

По нашему мнению, дискуссия является целенаправленным и упорядоченным обменом идеями, суждениями, мнениями в группе, с целью формирования  и аргументирования мнения каждым участником для  поиска истины.

Цель дискуссии – «достижение определенной степени согласия ее участников относительно дискутируемого тезиса. В дискуссии всегда есть известные элементы компромисса. Тем не менее она, как правило, в большей мере, чем полемика, ориентирована на отыскание и утверждение истины» [1].

А.Д. Юдина пишет: «Дискуссионные методы представляют собой «вид групповых методов активного социально-психологического обучения, основанных на общении или организационной коммуникации участников в процессе решения ими учебно-профессиональных задач» [7, с.87].

В настоящее время дискуссия является одной из важнейших форм образовательной деятельности, стимулирующей инициативность учащихся, развитие рефлексивного мышления. В отличие от обсуждения как обмена мнениями, дискуссией называют обсуждение-спор, столкновение точек зрения, позиций и т.д. Однако ошибочно считать, что дискуссия – это целеустремленное, эмоциональное, заведомо пристрастное отстаивание уже имеющейся, сформированной и неизменной позиции. Дискуссия призвана выявить все многообразие существующих точек зрения, а также провести подробный анализ каждой из них. Умение вести спор, аргументируя свою точку зрения при участии в дискуссии, владение навыками доказательной полемики, терпимость в отношении к чужому мнению, тем более к противоположному, приобретают огромное значение в современном обществе.

Как форма учебной деятельности дискуссия имеет ряд преимуществ:

  • с помощью дискуссии обучающиеся включаются в значимые для них, разнообразные жизненные ситуации, вызывающие у них желание говорить и общаться и дающие возможность высказать свою точку зрения, свое понимание обсуждаемого вопроса;
  • в процессе дискуссии обучающийся выступает не в роли пассивного слушателя, а становится активным и полноправным участником диалога;
  • в процессе дискуссии активизируется творческая деятельность ее участников, тренируются и развиваются их умение мыслить критически и объективно;
  • дискуссия способствует поисково-познавательной деятельности обучающихся, т.к. ей предшествует большая самостоятельная работа по сбору, обработке и анализу информации, полученной из различных источников;
  • дискуссия учит ее участников культуре общения, правилам речевого этикета и речевого поведения [5, с. 211].

Основное преимущество метода дискуссии заключается в возможности обеспечить формирование навыков общения у студентов, так как на данном этапе главной задачей обучения является развитие спонтанной речи учащихся, а не формальное заучивание материала [4, с.55].

Формы проведения дискуссии преподаватель варьирует от простого обсуждения интересующей учащихся проблемы до серьезной пресс-конференции, от ролевых и групповых игр до защиты проектных заданий.

В дискуссии выделяют три этапа: подготовительный, основной и этап подведения итогов и анализа.

В процессе дискуссии каждый из участников выполняет определенную роль и строго следует принятым на себя вместе с ролью обязанностям. Для повышения эффективности, распределение ролей должно происходить заранее и один и тот же ученик в течение года должен опробовать все роли. Роли и функции  участников дискуссии могут быть следующими: ведущий, аналитик (критик), протоколист (секретарь), наблюдатель, хранитель времени. В зависимости от формы и целей дискуссии возможны и другие роли.

В проведении учебных дискуссий значительное место принадлежит созданию атмосферы доброжелательности и внимания к каждому. Так, безусловным правилом является общее заинтересованное отношение к учащимся, когда они чувствуют, что учитель выслушивает каждого из них с равным вниманием и уважением – как к личности, так и к высказываемой точке зрения.

Подводя текущие итоги обсуждения, преподаватель обычно останавливается на одном из следующих моментов дискуссии: резюме сказанного по основной теме; обзор представленных данных, фактических сведений; суммирование, обзор того, что уже обсуждено, и вопросов, подлежащих дальнейшему обсуждению; переформулирование, пересказ всех сделанных к данному моменту выводов; анализ хода обсуждения вплоть до текущего момента.

После изучения теоретических аспектов, мы приступили к анализу нормативных документов подготовки будущих техников и к обобщению имеющегося опыта специалистов по применению дискуссий на занятиях по дисциплине «Технологическое оборудование».

Анализ нормативных документов показал, что подготовка будущих техников по специальности 15.02.08 «Технология машиностроения» осуществляется на основании следующих законов и нормативных актов: Конституция РФ, ФЗ «Об образовании в РФ», профессиональный стандарт «Специалист металлообрабатывающего производства в автомобилестроении», ФГОС СПО по специальности 15.02.08 «Технология машиностроения». В ходе анализа было выяснено, что в ФГОС СПО по специальности 15.02.08 «Технология машиностроения» прямо закреплено, что образовательная организация должна предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в форме групповых дискуссий для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

Для обобщения опыта специалистов был выполнен анализ рабочих программ по дисциплине ОП 07 «Технологическое оборудование» и рассмотрено, учтены ли в них занятия по ОП 07 «Технологическое оборудование» с применением дискуссий, и то, как требования ФГОС СПО на практике. В ходе анализа мы рассмотрели рабочие программы по дисциплине ОП 07 «Технологическое оборудование» следующих СПО:

  • ГБПОУ СПО «Саратовский лицей электроники и машиностроения» (автор Г.И. Пискунова,2017 г.);
  • ГБОУ СПО «Таганрогский авиационный колледж имени
    В.М. Петлякова» (автор А.В. Якубова 2012);
  • ГБПОУ Воронежской области «Хреновской лесной колледж имени Г.Ф. Морозова», (автор Баталина А.Н, с. Слобода, 2019 г.);

Обобщение опыта специалистов по применению дискуссий на занятиях по дисциплине «Технологическое оборудование» показало, что дискуссии не применяются авторами-разработчиками для изучения темы «Классификация металлорежущих станков».

Кроме того, мы рассмотрели планы-конспекты некоторых учебных заведений с целью выяснения, содержатся ли в них учебные дискуссии по теме: «Классификация металлообрабатывающих станков».

Анализу были подвергнуты следующие планы-конспекты:

- конспект занятия по учебной практике «Изучение устройства токарного станка, основных узлов токарного станка» (автор Ильина Н.М.) ГАОУ СПО «Лениногорский политехнический колледж»;

- конспект теоретического занятия (лекция) ГБПОУ СПО «Первомайский политехнический техникум» по учебной дисциплине ОП. 07 «Технологическое оборудование» (автор: Мещеров Э.Р.);

- конспект теоретического занятия ГАПОУ Свердловской области «Каменск-Уральский политехнический колледж» (СО «КУПК») (автор: Неверов И.А.) на тему: «Классификация станков по виду выполняемых работ и применяемого режущего инструмента, по степени специализации, конструктивным признакам, количеству рабочих органов, степени автоматизации, классу точности, массе и другим признакам».

В результате анализа планов-конспектов был сделан вывод о том, что учебная дискуссия в разработке не применяется.

В целом был сделан общий вывод о том, что при обучении будущих техников по дисциплине ОП 07 «Технологическое оборудование» учебные дискуссии  на занятиях в СПО, практически не применяются.

Проведенный анализ подтвердил необходимость разработки методических рекомендаций по применению дискуссий в процессе подготовки будущих техников на занятиях по дисциплине «Технологическое оборудование».

Для разработки методически рекомендаций по применению дискуссий в процессе подготовки будущих техников на занятиях по дисциплине «Технологическое оборудование» мы выполнили проектирование фрагмента учебного процесса: составили сводный тематический план дисциплины «Технологическое оборудование»; разработали и составили фрагмент календарно-тематического плана занятий  и планы –конспекты занятий на темы:

  • «Классификация металлорежущих станков» (1 час);
  • «Изучение видов движений в металлорежущих станках» (1 час);

В результате нами было проведено 2 теоретических занятия.

На первом занятии была проведена учебная дискуссия, в ходе которой обучающиеся должны были выявить, на что необходимо обратить особое внимание при составлении маршрута изготовления деталей.

На втором занятии была проведена дискуссия на тему: «Кинематика приводов главного движения металлорежущих станков», в ходе которой участники выражали мнения по поводу обсуждения вариантов выполнения предложенных преподавателем заданий, отражающие их различные точки зрения на обозначенную проблему и заполняли таблицу.

Структура занятий включала в себя основные этапы, соответствующие структуре теоретических занятий с применением метода дискуссии в СПО (организационный этап - мотивация – актуализация полученных знаний - сообщение новых знаний – дискуссия - обобщение преподавателя  - подведение итогов занятия (само- и взаимооценка)).

В параграфе изложен порядок и приемы проведения преподавателем учебной дискуссии.

Следуя методическим рекомендациям, на занятиях преподаватель, применяя метод дискуссии, активизировал познавательную деятельность обучающихся, их самостоятельность в приобретении и закреплении знаний, умение аргументировать и отстаивать свою точку зрения, коммуникативные умения. В ходе дискуссии студенты учились: критически мыслить, решать сложные производственные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации; взвешивать и принимать альтернативные мнения;  принимать коллективные продуманные решения, активно проявляя себя; общаться с товарищами.  В результате применения дискуссии на занятиях у обучающихся формировались профессиональные компетенции, материал усваивался намного успешнее и плодотворнее.

В целом было подтверждено, что дискуссия оказывает многоплановое воздействие на развитие профессиональной компетентности обучающихся.

 

Список литературы:
1. Гонеев, А.Д. Исторические сведения о дискуссиях [Электронные ресурсы] / А.Д. Гонеев // https://ru/wikipedia.org : [web-сайт]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki 
2. Игнатьева, Т.А. Дискуссия как форма учебной деятельности [Текст]  / Т.А. Игнатьева. – Шадринск: Исеть, 2005. – 183 с.
3. Кларин, М.В. Дискуссия в учебном процессе [Электронный ресурс] / М.В. Кларин // http://cito-web [web-сайт]. – Режим доступа: http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met49/node20.html – 10.11.2019.
4. Колокольникова, З.У. Технология активных методов обучения в профессиональном образовании: учебное пособие [Текст] / З.У. Колокольникова. – Красноярск: Сибирский федеральный ун-т; Институт естественных и гуманитарных наук, 2007. – 235 с. 
5. Курьянов, М.А. Активные методы обучения [Текст]: метод. пособие / М.А. Курьянов, В.С. Половцев. – Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2011. – 364 с. 
6. Морозова, И.Г. Дискуссия как метод проблемного обучения и как средство формирования межкультурной компетенции на занятиях иностранного языка в вузах [Текст]: доклад / И.Г. Морозова // Актуальные проблемы теории и методологии науки о языке. - Санкт-Петербург : ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2010.–230 с.
7. Юдина, А.Д. Учебная дискуссия один из активных методов обучения [Текст] / А.Д. Юдина // Высокие интеллектуальные технологии и инновации в образовании и науке. Материалы XVI Международной научно-методической конференции. – Санкт-Петербург : Изд-во Политехнического университета. – 2009. –14 февраля. – 245 с.