Статья:

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ УСТНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Конференция: CCXXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Гусева В.Н. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ УСТНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCXXXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(234). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/2(234).pdf (дата обращения: 24.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ УСТНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Гусева Виктория Николаевна
студент, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Донецкий государственный университет, РФ, г. Донецк

 

FEATURES OF DEVELOPING EXPRESSIVE ORAL LANGUAGE SKILLS IN PRESCHOOL-AGED CHILDREN WITH GENERAL SPEECH IMPAIRMENT

 

Victoria Guseva

Student, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education Donetsk State University, Russia, Donetsk

 

Аннотация. Статья рассматривает особенности формирования выразительных средств устной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Исследование фокусируется на методах и подходах, применяемых в педагогической практике для развития выразительности у детей с данной проблемой. Авторы подчеркивают важность системного подхода к работе с такими детьми, включая использование игровых методов, литературных произведений и дидактических игр для эффективного формирования выразительных навыков в речи.

Abstract. The article explores the nuances of developing expressive oral language skills in older preschool-aged children with general speech impairment. The study focuses on the methods and approaches employed in pedagogical practice to enhance expressiveness in children facing this challenge. The authors emphasize the significance of a systematic approach in working with such children, incorporating playful methods, literary works, and didactic games to effectively foster expressive language skills.

 

Ключевые слова: выразительность речи; дети старшего дошкольного возраста; общее недоразвитие речи; формирование выразительны средств устной речи.

Keywords: expressiveness of speech; preschool-aged children; general speech impairment; development of expressive means in oral speech.

 

В настоящее время привлекает внимание множество исследований со стороны психологов и педагогов в области проблемы развития выразительности речи у дошкольников. Исследования отмечают, что акцент на развитии выразительности речи в раннем возрасте, постоянное улучшение речевых навыков и овладение детьми литературным языком рассматриваются как ключевые компоненты формирования образованности и интеллигентности в будущем. В связи с этим возникает потребность в формировании выразительности речи, развитии умения логично и содержательно выражать свои мысли, что становится важной задачей в рамках речевого воспитания дошкольников.

Выразительная речь играет важную роль в обеспечении эффективного общения ребенка с родителями, сверстниками, педагогами и другими взрослыми. Владение этим навыком подразумевает способность использовать в разговоре метафоры, сравнения, многозначные слова, фразеологизмы и прочие выразительные средства. Через выразительность речи передается смысл высказывания, делая его доступным для слушателей. Адекватное применение этих средств делает старшего дошкольника интересным собеседником и востребованным участником различных деятельностей, привлекая внимание взрослых и сверстников[2, с.145].

Ребенок старшего дошкольного возраста, обладающий выразительной речью, чувствует себя более свободно и уверенно в любом месте и ситуации. Умелое использование средств выразительности позволяет ему выражать свои мысли, чувства, проявлять творческие способности и индивидуальность. Образность и эмоциональность речи улучшают ее эффективность, способствуют лучшему восприятию, пониманию и запоминанию, а также приносят эстетическое удовольствие. Однако, при неправильном применении эти качества могут вызвать противоположный эффект, воспринимая оратора как шутника или балагура[3, с.28].

Однако специфика ОНР проявляется через системное нарушение всех аспектов и форм речи. Наиболее существенные дефекты становятся заметными при освоении и использовании лексики и грамматики родного языка на практике детьми. Их высказывания отличаются недостаточной полнотой как в содержательном, так и в формальном плане. Невыработанные компоненты фонетики-фонематики, лексики и грамматики в речевой системе детей с ОНР негативно влияют на развитие их связной речи, оказывая существенное воздействие на речевое поведение. Эти недостатки в речевой системе приводят к ограничению экспрессивной лексики у детей с общим недоразвитием речи и вызывают затруднения в овладении средствами выразительности в связных высказываниях, такими как эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, антонимы и синонимы[1, с.62].

Формирование выразительной речи у детей с общим недоразвитием речи может быть осуществлено через несколько подходов:

1. Проведение специальных занятий в дошкольном учреждении, организованных с целью обучения.

2. Перенос и закрепление усвоенных навыков в повседневной жизни детей дошкольного возраста.

Для развития выразительной речи широко используются различные методы, такие как сказки, элементы народного фольклора, художественные произведения и дидактические игры.

Сказкииграют важную роль в формировании выразительности устной речи. Чтение и обсуждение различных сюжетов и персонажей способствует развитию лексического запаса и позволяет детям выражать свои мысли более ярко. Например, обсуждение чувств героев после прочтения сказки способствует развитию эмоциональной выразительности.

Элементы народного фольклора, такие как песни, загадки и сказочные персонажи, являются еще одним важным аспектом в формировании образной речи. Игры с народными песнями могут способствовать развитию ритмического произношения, а обсуждение сказочных персонажей помогает детям воспринимать и выражать различные аспекты человеческих характеров.

Художественные произведения, включая детскую литературу, предоставляют возможность детям погружаться в разнообразные миры, обогащая свой словарный запас и способность выражения мыслей. Обсуждение событий, описанных в книгах, и анализ чувств героев стимулируют развитие выразительности и логического мышления.

В соответствии с разделами коррекционно-формирующей работы, можно выделить общий алгоритм овладения выразительными средствами устной речи (фразеологизмами или образными выражениями):

1. Предоставление детям первичного восприятия слов, входящих в фразеологизм или образное выражение. Это включает в себя семантическое определение слова, его связь с внеязыковой реализацией, а также уточнение произношения. Семантическое определение слова включает уточнение категориального значения, ознакомление с контекстуально обусловленным значением и кумуляцию вариативных значений одного и того же слова.

2. Предоставление детям первичного восприятия непосредственно фразеологизма или образного выражения.

3. Демонстрация образца использования фразеологизма или образного выражения. Путем вставки образного выражения в словосочетание или предложение ребенок осваивает синтагматические связи определенной лексической единицы.

4. Овладение парадигматическими связями конототивной единицы, включая развитие умения подбирать к ней антонимы, синонимы и прочее.

5. Закрепление образного выражения в активном словаре с учетом его лексических и грамматических значений. Это включает в себя подбор собственных примеров, иллюстрирующих использование данного выражения.

Опираясь на особенности развития речи дошкольников с общим нарушением речи, представим разработанную нами модель формирования выразительных средств устной речи (таблица).

Таблица.

Модель формирования выразительных средств устной речи дошкольников с ОНР

Аспект

Характеристика деятельности

1

Диагностика

Проведение начальной диагностики уровня развития речи у каждого ребенка с целью выявления индивидуальных особенностей и потребностей

2

Целеполагание

Определение конкретных целей формирования образной речи для каждого ребенка. Эти цели могут включать в себя развитие лексического богатства, эмоционального выражения и умения создавать образы в своих высказываниях

3

Создание среды

Обеспечение стимулирующей образовательной среды с использованием разнообразных игр, книг, картинок и других визуальных материалов для развития воображения и образной мысли

4

Игровой подход

Внедрение игрового метода в процесс обучения, например, через ролевые игры, театральные постановки или создание образных сюжетов. Это помогает детям более эффективно вживаться в различные роли и ситуации

5

Художественная литература

Включение в программу чтения детских книг с интересными сюжетами, яркими персонажами и описательными выражениями, способствующими развитию образной речи

6

Творчество

Предоставление творческих заданий, таких как рисование, лепка, создание коллажей, которые могут вдохновлять детей создавать и выражать свои собственные образы

7

Индивидуализация

Адаптация методов и подходов в зависимости от индивидуальных потребностей и уровня развития каждого ребенка

8

Взаимодействие с родителями

Вовлечение родителей в процесс развития образной речи, предоставление рекомендаций для домашних занятий и поддержка в создании стимулирующей среды

9

Мониторинг

Постоянная оценка прогресса каждого ребенка с последующей коррекцией программы в соответствии с его потребностями

 

Отметим, что такая модель должна быть гибкой и адаптированной к индивидуальным особенностям каждого ребенка, создавая положительное и вдохновляющее обучающее окружение.Для достижения поставленных задач по развитию выразительности в речи предлагается использовать сочетание различных методов. Рассмотрим их подробнее.

Целенаправленное наблюдение является ключевым компонентом этого процесса. На этом этапе педагог вместе с детьми анализирует, какими средствами в сказках достигается необходимое впечатление – будь то изображение природы, характеристики героев или драматические повороты сюжета. Этот подход включает в себя обучение детей созданию словесных образов после прочтения текста, включая характеры героев и описания обстановки в произведении.

Широкое применение иллюстраций и рисунков, созданных самими детьми, играет важную роль в этом процессе. Детям предлагается задание изобразить эпизоды из сказок или художественных произведений по памяти. Каждый ребенок воспринимает сюжет по-своему, и этот индивидуальный подход позволяет им лучше понять моральные дилеммы, улучшает навыки пересказа текста и углубляет понимание сюжета произведения.Оценка готовых работ детей должна сопровождаться устными рассказами и пояснениями, что усиливает обучающий эффект данного метода.

При использовании метода сравнения, детям предлагается участвовать в дидактической игре, основанной на сравнении, с использованием вопросов вроде «Кто с кем схож? Что с чем сравнимо?». В рамках этого подхода, детей приглашают сопоставлять иллюстрации различных художников, созданные к одному и тому же тексту.

Метод узнавания и воспроизведения стилистических особенностей предполагает распознавание дошкольниками иллюстраций к ранее прочитанным книгам. Это может также включать в себя узнавание конкретных эпизодов в сказке, описанных на показанных иллюстрациях. Применение данного метода способствует более глубокому восприятию стиля автора, развивает эстетическую память и актуализирует прочитанное. В процессе работы дети могут также создавать костюмы для персонажей сказок. Метод эксперимента с художественным образом предполагает изменение традиционного пересказа прочитанного с использованием ролевой игры. Дети включают в свои пересказы речевые особенности героев, их характеры и взаимоотношения с другими персонажами сказки.  А метод оценки и суждений предлагает детям формировать аргументы для поддержки достоинств своих любимых литературных персонажей после прослушивания сказки. Они могут также выделять свои предпочтения среди множества прочитанных или услышанных произведений.

В рамках этого этапа также возможны тематические индивидуальные беседы с дошкольниками о прочитанном, литературных героях и т.п., используя провокационные вопросы. Такие беседы предоставляют воспитателю возможность оценить уровень понимания художественного произведения детьми. Игровое обсуждение сказки с ее персонажами является значимым элементом после прочтения, поскольку впечатления детей в этот момент свежи и непосредственны. Важно отметить, что для проведения игровых бесед персонажи должны быть морально противоположными (например, падчерица и дочка из сказки «Морозко»).

Таким образом, использование разнообразных методов и приемов в процессе работы будет способствовать позитивному воздействию на образность речи дошкольников. Это позволит расширить представления детей о структуре выразительного высказывания и методах объединения отдельных элементов речи в целостное выражение. В результате этих усилий, в речи дошкольников проявится больше образных и насыщенных выражений. Помимо этого, ожидается улучшение качества интонационной выразительности речи.

 

Список литературы:
1. Захарова Т.В. Формирование образной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2008, №4 (Педагогика), С. 62-72
2. Лоторева Л.А., Косыгина Е.А. Формирование образных средств языка у дошкольников с общим недоразвитием речи // Вестник науки, 2022, №12 (57), С. 144-150
3. Хамраева Н.А. Развитие речи у детей // Проблемы педагогики, 2020, №3 (48), С. 28-30