Статья:

Формирование общекультурных ценностей во внеурочной деятельности

Конференция: XXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Павлова В.В. Формирование общекультурных ценностей во внеурочной деятельности // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 26(27). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/26(27).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Формирование общекультурных ценностей во внеурочной деятельности

Павлова Вера Валерьевна
студент ТИ (ф) СВФУ имени М.К. Аммосова, РФ, г. Нерюнгри
Шахмалова Ирина Жаповна
научный руководитель, старший преподаватель ТИ (ф) СВФУ имени М.К. Аммосова, РФ, г. Нерюнгри

 

Аннотация. Модернизация Российского общества и динамика социально - экономических изменений в большой степени повлияла на взаимоотношения людей, спровоцировав небывалый рост насилия и нетерпимости в современном обществе. Подрастающее поколение оказывается в эпицентре психологической напряженности, социальных противоречий, которые предопределяют развитие поведенческих девиаций, агрессивности, усложняют формирование установок толерантного сознания. Вместе с тем, именно с утверждением ценностей толерантности в социуме связывают надежды на выживание человечества, так как опасные для существования человечества бесконечные войны и конфликты возрождаются, а распространение всевозможных фобий стало реальным.

Ключевые слова: модернизация, педагогическая наука, общекультурные ценности, внеурочная деятельность.

 

Перед педагогической наукой и практикой остро встала проблема воспитания глобально ориентированной личности. Одной из составляющих данной характеристики личности является формирование общекультурных ценностей во внеурочной деятельности. Как известно, их формирование зависит от воспитания интереса и уважения к культурам разных народов. Нужно формировать не только открытость разным культурам, умение вести диалог культур, но и формировать национальное самосознание.

Таким образом, обеспечивается соответствие международным стандартам образования и происходит адекватное и естественное развитие нации в условиях современного мира [1].

Проблема формирования культурных ценностей во внеурочной деятельности приобретает в данный момент особую социальную значимость. Нормативно-правовой основой для реализации образовательными учреждениями курса на формирование общекультурных ценностей во внеурочной деятельности подтверждается Конституцией РФ; Законом РФ «Об образовании», «ФГОС НОО», «О внешкольном образовании», «О Национальных меньшинствах в РФ», международными документами «Декларацией прав человека», «Конвенцией о правах ребенка».

В педагогическом словаре под ценностными ориентациями рассматривается выборочная, относительно стойкая система направленности интересов потребностей личности, ориентированная на определенный аспект социальных ценностей [3, с. 357].

С. Р. Алиева понятие «общекультурные ценности» рассматривает как особенное комплексное социокультурное и социально-психологического образование, результат сложного процесса самоопределения человека в социальном пространстве относительно самого себя, другого человека и отношения личности относительно своей и другой культуры [2, с. 4].

Под общекультурными ценностями мы понимаем совокупность ценностей, которая предусматривает национальную идентичность, межэтническую толерантность, межкультурную коммуникацию и взаимодействие, общекультурную адаптацию как структурные компоненты современной личности.

Учитывая особенности функционирования внешкольных учебных заведений, основанной на деятельности кружков различной направленности, мы проанализировали программно-методическое обеспечение работы кружков по межэтнического воспитания подростков по различным направлениям деятельности и, учитывая недостатки, разработали тематику для кружковых занятий по углублению знаний, умений и навыков воспитанников по различным аспектам данной проблемы.

Так, кружки военно-патриотического направление, обеспечивают надлежащий уровень физической подготовки детей, воспитание патриотических чувств и гражданской ответственности, должны большее внимание обращать на историческое развитие русского народа; на судьбоносные события, повлиявшие на становление и развитие народа; на памятники культуры особенности формирование национального характера; на установление военно-политических отношений между народами, на налаживание гуманных, толерантных отношений в любых жизненных обстоятельствах, на воспитание культуры межэтнических отношений между членами полиэтнических обществ.

Кружки туристско-краеведческого направление, привлекают воспитанников к изучению истории родного края и окружающей среды, различных объектов и явлений социальной жизни, должны сосредоточить внимание на изучении памятников культуры народов, влияет на формирование у потомков самосознания и будущее их самоопределения в национальных вопросах, на воспитание уважительного отношения к памятникам старины и хранения культурного опыта.

В каждой культуре существуют лишь свои границы терпимости этих явлений, но общая их негативная оценка однозначна. С учетом региональных особенностей, в Концепции приоритетных направлений воспитательной работы, внеурочной деятельности в учебных заведениях, представлены такие основные направления как: воспитание патриотизма и формирование любви к родному краю; воспитание толерантности, направленное на развитие полиэтничного и мультикультурного Крыма; воспитание личности, которая противостоит любому негативному влиянию, положительно воспринимает мир и свое место в нем [6, с. 44]. Рассмотрение культуры как системы ценностей логично ставит вопрос о форме ее существования и сферы распространения. В культурной антропологии принято выделять четыре основные сферы культурных ценностей: быт, идеологию, религию и художественную культуру. В контексте межкультурной коммуникации из этих сфер самое важное значение имеет сфера быта, которая представляет собой исторически первую сферу возникновения и существования культурных ценностей [4, с. 89].

Существование культурных отличий, свойственных обще культурным обществам, не могло не отразиться на системе образования во внеурочной деятельности. Да, в последние годы очевидным является факт, что младшие школьники разных культурных групп должны научиться уживаться вместе и уважать разные культурные традиции. В итоге происходят изменения в подходах ко внеурочной деятельности в школах, что приводит к необходимости разработки концепции общекультурного образования, которое включает в себя уважение и признание языков и культуры всех этнических групп. В условиях общекультурной реальности, когда контактируют ученики, которые принадлежат к разным лингвокультурным общностям, взаимовлияние и взаимопроникновение культур ведет к акультурации членов социумов, которые соединяют в своем сознании разные культуры, ориентированные на «другого», склонного к диалогу с ним. Обучение языку, наряду с изучением культурных и социальных ценностей, может служить мощным средством понимания между этносами. Формирование языковой и общекультурной компетенции во внеурочной деятельности представляет собой ценность в обогащении собственной культуры в целом: культуры общения, языка, умственного труда [5, с. 72].

Подводя итог, можно сказать, что исследования в области общекультурных ценностей нуждаются взвешенного подхода, потому что изучение национально - культурного своеобразия, этнического самосознания и сознания, этнической идентичности, ценностных ориентаций представителей различных культур благотворно отразятся на взаимном развитии и взаимном обогащении.

Таким образом, своевременная и целеустремленная воспитательная работа во внеурочной деятельности с младшими школьниками, их родителями, и просветительская работа, в первую очередь, на школьном уровне, будет способствовать содействию принципам толерантности во взаимоотношениях между разными культурами, отведет угрозу для появления причин нестабильности и создаст условия для социального и экономического возрождения, а также для формирования кросс - культурных ценностей у младших школьников.

 

Список литературы:
1. Грушевицкая Т. Г. Основы межкультурной коммуникации: учебник для вузов / Т. Г. Грушевицкая, В. Д. Попков, А. П. Садохин; [под ред. А.П. Садохина]. // М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 352 с., С. 89 - 92.
2. Общекультурная адаптация. Этническая история Крыма. Культура мира. / Авт.-сост. O. A. Габриелян, М. А. Араджиони, E. H. Гукасян. // Симферополь: Центр этносоциальных исследований, 2012. - 105 с., С. 41 - 45.
3. Кадиева Р.И. Формирование культуры межнационального общения в учебных заведениях многонационального региона / Р.И. Кадиева. – Ростов-на-Дону: Издательство РГПУ, 2017 – Ч.2. – С. 200-204.
4. Культура добрососедства: программы интегрированного курса и методические рекомендации для учебных заведений Автономной Республики Крым. / [под ред. М. А. Араджиони] // Симферополь: АнтиквА, 2017. - 212 с., С. 42 -47.
5. Садохин А. П. Компетентностный подход в диалоге культур: сущность и базовые показатели. / А. П. Садохин. // Межкультурный и межрелигиозный диалог в целях устойчивого развития: материалы международной конференции. - М.: Изд-во РАГС, 2018. - С. 251 - 255.