Ценностные ориентации младших школьников на уроках окружающего мира
Конференция: XXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика
XXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Ценностные ориентации младших школьников на уроках окружающего мира
В современном информационном и постиндустриальном обществе, где важнейшую роль играет информация и обмен ею, всё более актуальным становится вопрос ценностей и ценностного подхода к воспитанию. В условиях стандартизации и под влиянием масс-культуры без развития эстетических, а также традиционных для нашего государства ценностей невозможно должным образом сформировать личность школьника начальных классов.
Сегодня приоритетной целью современного образования является «воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России [4, с.10]» Начиная с самого раннего возраста ценностное воспитание приобретает фундаментальный характер.
Стоит отметить, что главный принцип системы ценностных ориентаций – иерархичность. Если не учитывать хотя бы один из уровней пирамиды ценностей в воспитательном процессе, то цель не будет достигнута, а школьник не получит полноценного аксеологического базиса и понимания себя и окружающего мира.
В общетеоретической классификации можно выделить три основных уровня ценностных ориентаций:
- Наиболее обобщенные ценности, абстрактные ценности: духовные (например, познавательные, эстетические, гуманистические и т.д), социальные, материальные.
- Ценности, закрепляющиеся в жизнедеятельности и проявляющиеся как свойства личности: общительность, любознательность, активность, доминантность и т.д.
- Наиболее характерные способы поведения личности как средства реализации и закрепления ценностей-свойств [2].
Так первый блок ценностей включает в себя базовые категории и представления об обществе, раскрытие философских идей через игровые и элементарные методики. В первую очередь это закрепление ценностей, привитых детям в семье: категория «добро-зло», «хорошее – плохое», понятия о прекрасном и безобразном, раскрытие социальных ролей и функций, которые в дальнейшей жизни сформируют детей как личность и граждан своего государства. Кроме данных общих ценностей делается большой упор на экологические ценности и формирование экологической культуры, описание и решение глобальных экологических проблем на частных и доступных данной возрастной категории тематиках.
Второй блок можно отнести к формированию у детей компетентностно ориентированного типа мышления. Это напрямую не касается экологии, но касается общей социальной и гражданской активности, закладывает такие важнейшие качества как способность к коммуникациям, умение общению и эмпатии, активности и необходимости делать осознанный выбор, умению брать на себя ответственность при решении задач.
Также не стоит забывать про общую иерархию ценностей, которая формируется через изучение окружающей среды и экологическую культуру.
Таблица
Иерархия ценностей
Формы |
Ценности |
социальные |
коллектив, группа, семья и т.д. |
предметные |
литература, масс-медиа, искусство, субкультура и т.д. |
личностные |
потребности, мотивы, желания, идеалы и т.д. |
Стоит проследить раскрытие всех этих трёх уровней ценностей на примере урока окружающего мира, который входит в обязательную программу у всех младших школьников.
Так уже на базовом уроке в 1 классе, разработанным Коноплёвой Л.А. под названием «Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?» перед первоклассниками ставятся две личностные цели, которые можно смело отнести к развитию ценностных ориентаций: воспитание понимания важности бережного отношения к природе и умение сотрудничать друг с другом [1].
На примере другого урока, можно проследить чёткую эмоциональную линию для формирования экологических ценностей. Так, учащимся одной из школ г. Йошкар-Ола [3] было дано задание написать сочинение о том, какие чувства испытывают березы в лесу, истекающие соком. Для этого школьники ходили в лес и наблюдали за деревьями, в ходе экскурсии они помогали «раненым» деревьям, тем самым реализовывался принцип экологической коактивности, который предполагает стимулирование помощи природе и освоения технологий, которые дают возможность школьнику помогать ей. Так в процессе погружения в проблемы экологии, сопряженных с чувством личного сопереживания у школьников формировались ценности бережного отношения к природе.
Исходя из вышеизложенных примером, можно сделать вывод, что уроки окружающего мира закладываются основы экологических ценностей, понимание «хорошо» и «плохо» (на примере с «ранеными» деревьями можно проводить аналогию с животными и даже людьми), прививает чувство ответственности и социальной активности (организация деятельностной активности в виде «субботников»). Учитывая большую наполняемость задачами, где необходимо выстраивать коммуникации и проводить различные опыты и эксперименты данные уроки могут сплотить учеников и найти партнёров, товарищей и друзей, тем самым прививая первичные ценности для каждого человека – дружбу, взаимопомощь, сопереживание.