Статья:

Ценностные ориентации младших школьников на уроках окружающего мира

Конференция: XXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Разводова А.Р. Ценностные ориентации младших школьников на уроках окружающего мира // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 24(25). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/24(25).pdf (дата обращения: 09.08.2020)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Ценностные ориентации младших школьников на уроках окружающего мира

Разводова Алина Радисовна
студент, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет», РФ, г. Оренбург
Шарычева Мария Эдуардовна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет», РФ, г. Оренбург

 

В современном информационном и постиндустриальном обществе, где важнейшую роль играет информация и обмен ею, всё более актуальным становится вопрос ценностей и ценностного подхода к воспитанию. В условиях стандартизации и под влиянием масс-культуры без развития эстетических, а также традиционных для нашего государства ценностей невозможно должным образом сформировать личность школьника начальных классов.

Сегодня приоритетной целью современного образования является «воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России [4, с.10]» Начиная с самого раннего возраста ценностное воспитание приобретает фундаментальный характер.

Стоит отметить, что главный принцип системы ценностных ориентаций – иерархичность. Если не учитывать хотя бы один из уровней пирамиды ценностей в воспитательном процессе, то цель не будет достигнута, а школьник не получит полноценного аксеологического базиса и понимания себя и окружающего мира.

В общетеоретической классификации можно выделить три основных уровня ценностных ориентаций:

  1. Наиболее обобщенные ценности, абстрактные ценности: духовные (например, познавательные, эстетические, гуманистические и т.д), социальные, материальные.
  2. Ценности, закрепляющиеся в жизнедеятельности и проявляющиеся как свойства личности: общительность, любознательность, активность, доминантность и т.д.
  3. Наиболее характерные способы поведения личности как средства реализации и закрепления ценностей-свойств [2].

Так первый блок ценностей включает в себя базовые категории и представления об обществе, раскрытие философских идей через игровые и элементарные методики. В первую очередь это закрепление ценностей, привитых детям в семье: категория «добро-зло», «хорошее – плохое», понятия о прекрасном и безобразном, раскрытие социальных ролей и функций, которые в дальнейшей жизни сформируют детей как личность и граждан своего государства. Кроме данных общих ценностей делается большой упор на экологические ценности и формирование экологической культуры, описание и решение глобальных экологических проблем на частных и доступных данной возрастной категории тематиках.

Второй блок можно отнести к формированию у детей компетентностно ориентированного типа мышления. Это напрямую не касается экологии, но касается общей социальной и гражданской активности, закладывает такие важнейшие качества как способность к коммуникациям, умение общению и эмпатии, активности и необходимости делать осознанный выбор, умению брать на себя ответственность при решении задач.

Также не стоит забывать про общую иерархию ценностей, которая формируется через изучение окружающей среды и экологическую культуру.

Таблица

Иерархия ценностей

Формы

Ценности

социальные

коллектив, группа, семья и т.д.

предметные

литература, масс-медиа, искусство, субкультура и т.д.

личностные

потребности, мотивы, желания, идеалы и т.д.

 

Стоит проследить раскрытие всех этих трёх уровней ценностей на примере урока окружающего мира, который входит в обязательную программу у всех младших школьников.

Так уже на базовом уроке в 1 классе, разработанным Коноплёвой Л.А. под названием «Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?» перед первоклассниками ставятся две личностные  цели, которые можно смело отнести к развитию ценностных ориентаций: воспитание понимания важности бережного отношения к природе и  умение сотрудничать друг с другом [1].

На примере другого урока, можно проследить чёткую эмоциональную линию для формирования экологических ценностей. Так, учащимся одной из школ г. Йошкар-Ола [3] было дано задание написать сочинение о том, какие чувства испытывают березы в лесу, истекающие соком. Для этого школьники  ходили в лес и наблюдали за деревьями, в ходе экскурсии они помогали «раненым» деревьям, тем самым реализовывался принцип экологической коактивности, который предполагает стимулирование помощи природе и освоения технологий, которые дают возможность школьнику помогать ей. Так в процессе погружения в проблемы экологии, сопряженных с чувством личного сопереживания у школьников формировались ценности бережного отношения к природе.

Исходя из вышеизложенных примером, можно сделать вывод, что уроки окружающего мира закладываются основы экологических ценностей, понимание «хорошо» и «плохо» (на примере с «ранеными» деревьями можно проводить аналогию с животными и даже людьми), прививает чувство ответственности и социальной активности (организация деятельностной активности в виде «субботников»). Учитывая большую наполняемость задачами, где необходимо выстраивать коммуникации и проводить различные опыты и эксперименты данные уроки могут сплотить учеников и найти партнёров, товарищей и друзей, тем самым прививая первичные ценности для каждого человека – дружбу, взаимопомощь, сопереживание.

 

Список литературы:
1. Коноплёва Л.А. Урок ознакомления с окружающим миром (1-ый класс) // Образование в Кировской области. -  2014. - № 1 (29). - С. 43-45. 
2. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. - М. – 1992. - 17 с.
3. Некрасова О.Ю.  Формирование у младших школьников экологического отношения к природе на уроках окружающего мира // Молодой исследователь: от идеи к проекту. -  2017. - С. 474 - 477. 
4. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. 4-е изд. дораб. М.: Просвещение, 2011. 79 с