Статья:

Коммуникативная компетентность подростков при изучении иностранного языка в доп. образовании

Конференция: LXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Трунова Л.Ю. Коммуникативная компетентность подростков при изучении иностранного языка в доп. образовании // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 34(64). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/34(64).pdf (дата обращения: 10.01.2025)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Коммуникативная компетентность подростков при изучении иностранного языка в доп. образовании

Трунова Людмила Юрьевна
студент, Тульский государственный педагогический университет имени им. Л.Н. Толстого, РФ, г. Тула
Филиппова Светлана Анатольевна
научный руководитель, канд. психол. наук, доцент, Тульский государственный педагогический университет имени им. Л.Н. Толстого, РФ, г. Тула

 

Современная жизнь выдвигает новые требования к обучению иностранным языкам, в частности к общению, групповому и коллективному сотрудничеству и терпимости. Одним из методологических оснований обновления содержания школьного образования в области иностранных языков является компетентностный подход. Таким образом, в соответствии с концепцией модернизации российского образования вопросы обучения иностранному языку в условиях коллективного взаимодействия приобретают особое значение, т.к. коммуникативная компетенция выступает как интегративная, ориентированная на достижение практического результата в овладении английским языком как средством общения [1]. Это означает формирование коммуникативной компетентности, в том числе осознанной ориентации учащихся на других людей в качестве партнеров по общению, умение слушать и вести диалог в соответствии со стратегиями и тактиками общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии совместных решений [2, с.70].

В связи со спецификой преподавания иностранного зыка в школе, педагоги сталкиваются с рядом проблем, такими как нехватка часов, отведенных на изучения иностранного языка, недостаточный уровень оснащенности школьных кабинетов, так же разный уровень владения иностранным языком, все это приводит к поиску дополнительных ресурсов к изучению иностранного языка.

К тому же, наиболее сложный возраст для работы в школе- подростковый возраст. Существенные проблемы связаны в этот период и с бурным развитием эмоциональной сферы: резкая смена настроений и переживаний, повышенная возбудимость, импульсивность. Порой учителям нелегко справится с учащимися в этом возрасте.

Можно сделать вывод, что дополнительное образование является хорошим способом получения дополнительных знаний, особенно на данном этапе. Основные различия дополнительного и общего образования детей заключаются в отсутствии жестких образовательных стандартов, что позволяет педагогам, работающим в системе дополнительного образования трансформировать, передаваемые обучающимся, способы деятельности из образовательной цели в средство развития способностей обучающихся. В данном контексте целью становится создание развивающей образовательной среды, гарантирующей проявление в каждом обучающемся заложенного в нем от природы творческого начала.

Целью исследования является выявление факторов, влияющих на качество освоения иностранного языка в рамках дополнительного образования. В качестве предмета исследования выделена коммуникативная компетентность в составе когнитивного, личностного, мотивационно-эмоционального, поведенческого компонентов.

Решение задачи выявления особенностей развития коммуникативной  компетентности учащихся при изучении иностранного языка был использован следующий диагностический инструментарий: тест знаний и познавательных затруднений, экспресс-диагностика уровня социальной изолированности личности (Д. Рассел и М. Фергюссон), шкала личностной тревожности Кондаша, диагностика структуры учебной мотивации школьника (М.В. Матюхина), анкета для оценки уровня школьной мотивации (Н.Г. Лусканова), индекса групповой сплоченности Сишора.

Результаты показали, что 60% учащихся демонстрируют средний уровень владения английским языком, т.е. набрали от 51 до 79 баллов по академическому тесту; 25 % учащихся демонстрируют высокий уровень (больше 80 баллов по тесту);  15% учащихся демонстрируют низкий уровень (меньше 50 баллов).

Таким образом, когнитивный компонент коммуникативной компетентности сформирован частично.

Учебная мотивация – это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. В развитии коммуникативной компетентности важную роль играет именно мотивация к изучению языку. Согласно результатам диагностики большая часть (55%) имею достаточную мотивацию, т.е. учащиеся спокойно справляются с учебной деятельностью, 10% имею высокий уровень мотивации, что означает наличие стремления наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования. Низкий уровень имеют 35% опрошенных, т.е. учащиеся неохотно посещают занятия.

Следовательно, мотивационно-эмоциональный компонент коммуникативной компетентности у большинства учащихся сформирован в достаточной степени, вместе с тем, стоит обратить внимание на детей с низкой учебной мотивацией.

Результаты диагностики показывают, что у большинства опрошенных (55%) наблюдается средний уровень личностной тревожности. Высокий уровень демонстрируют 25%, а низкий – у 20%.

Показатели тревожности также обращают на себя внимание, поскольку указанные личностные особенности способны оказать влияние на коммуникативную компетентность.

Изучение иностранного языка предполагает реализацию речевой коммуникации на практике (в парах, групповом взаимодействии). Соответственно, отсутствие склонности к контактам с одногруппниками, изолированность, – являются препятствием для формирования поведенческого компонента коммуникативной компетентности.

Результаты исследования показали: значительная часть учащихся (45%) демонстрируют средний уровень социальной изолированности, 30%  – низкий, и 25% – высокий.

Уровень групповой сплоченности в экспериментальной группе в целом средний (60%), часть учащихся демонстрируют высокий уровень принадлежности  к группе (25%) , часть – низкий (15%).

Таким образом, поведенческие проявления коммуникативной компетентности в экспериментальной группе значительно варьируются, что также требует внимания к ним.

В ходе корреляционного анализа данных были получены следующие связи:

У учеников, чей уровень знаний иностранного языка является высоким, отмечается высокий уровень личностной тревожности, так же имеется заметная тенденция к высокой учебной мотивации.

Учащиеся с низкой личностной тревожностью склонны к более высокой групповой сплоченности.

Также большинство учащихся с высокой социальной изолированностью имеют высокие показатели личностной тревожности, при этом уровень владения иностранным языком у них варьируется от высокого до низкого.

Выводы:

- для успешной реализации коммуникативной компетентности при изучении иностранного языка необходимо учитывать: когнитивный компонент (академическую успеваемость); личностные особенности учащихся, способные как положительно сказываться на процессе обучения, так и затруднять его; интерес и мотивацию к изучению языка; желание использовать иностранный язык как средство общения со сверстниками в академической группе. Комплексный подход к коммуникативной компетентности способствует эффективно строить процесс обучения иностранному языку;

- анализ диагностических данных и выявленных связей позволяет учесть сильные и слабые стороны учеников, определить ключевые направления работы. Комплексный подход к коммуникативной компетентности способствует эффективно строить процесс обучения иностранному языку.

 

Список литературы:
1. Примерные программы начального, основного, среднего (полного) общего образования по иностранным языкам / Рекомендованы МОиНРФ // Письмо от 07.07.2005 г. № 03-1263.
2. Степанова Ю. В. Цели и задачи обучения чтению аутентичных текстов в современном контексте // Молодой ученый. 2015. №15.2. С. 69-71.