Статья:

Профессиональное и личностное саморазвитие студента с позиции системно-субъектного подхода

Конференция: XXXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Ахаминова А.Ф. Профессиональное и личностное саморазвитие студента с позиции системно-субъектного подхода // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(31). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/8(31).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Профессиональное и личностное саморазвитие студента с позиции системно-субъектного подхода

Ахаминова Адиса Феликсовна
магистрант, ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова», РФ, г. Нальчик
Кумышева Римма Мухамедовна
научный руководитель, канд. пед. наук., доцент, ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова», г. Нальчик

 

Аннотация. Статья содержит анализ проблемы профессионального и личностного саморазвития студента, а также систему реализации этого процесса на основе системно-субъектного подхода.

 

Ключевые слова: саморазвитие, личностное саморазвитие, профессиональное саморазвитие, системный подход, субъектный подход.

 

Введение

Стандартные требования к выпускникам вузов в современном обществе сосредоточены на развитии у студентов критического подхода к проблемным ситуациям, способности самостоятельно принимать решения и вырабатывать стратегию своей деятельности, определять и реализовывать в ней приоритеты. Все это предполагает постепенную трансформацию внешнего управления профессиональным и личностным развитием студентов в их профессиональное и личностное саморазвитие, переход их из состояния объекта педагогических воздействий в субъекта сознательного целенаправленного саморазвития. На всех этапах образовательного процесса деятельность студентов должна содержать элементы рефлексивной оценки своих действий и их соответствия требованиям будущей профессии; взаимосвязи профессионально значимых личностных качеств и эффективности деятельности; перспективу совершенствования деятельности посредством внутреннего саморазвития. В связи с этим возникла необходимость в алгоритмизации профессионального и личностного саморазвития студентов. Этим подтверждается актуальность темы настоящей статьи.

Цель статьи – определить компоненты профессионального и личностного саморазвития студента и их системную организацию.

Результаты: определены содержание и структура профессионального и личностного саморазвития студентов на основе системно-субъектного подхода.

Основная часть. Теоретическую основу исследования саморазвития составили изданные в 20-60-х годах XX века работы С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева. Зарубежные исследователи рассматривали саморазвитие как составляющую самовоспитания, самодетерминации, самосознания в 70-80-х годах прошлого столетия. Только в 1990-2000-х саморазвитие стало самостоятельным предметом изучения.

В результате анализа теоретических исследований мы выявили:

– саморазвитие является сознательно осуществляемым процессом (Л.Н. Куликова) [3]; деятельностью, направленной на воспроизводство внутренних сил (Д.А. Леонтьев) [3]; процессом свободного волеизъявления в проблемных ситуациях посредством личностных целей, ценностей, смыслов, результатом чего становится самореализация (Е.В. Бондаревская) [7];

– при саморазвитии происходит самопреобразование ценностей и личностных характеристик (Л.Н. Куликова) [3]

–  профессиональная деятельность является оптимальным условием творческого саморазвития личности (А.А. Бодалев, К.Н. Абульханова-Славская) [1, 2];

– профессиональное саморазвитие включает развитие профессионально значимых личностных качеств (Р.С. Немов) [7].

Исходя из этих утверждений саморазвитие личности – сознательно и целенаправленно организованная деятельность, направленная на самосовершенствование значимых структурных компонентов личности и основной деятельности личности.

Профессиональная деятельность требует пригодности личности к требованиям профессии, а потому именно она чаще всего стимулирует противоречия между реальными и требуемыми возможностями субъекта. Поэтому профессиональное и личностное саморазвитие всегда являются компонентами единого процесса с попеременным преобладанием одного из них. В студенческие годы саморазвитие больше должно быть сосредоточено на развитии профессионально значимых личностных качеств, ценностей, смыслов. В процессе труда преобладающим мотивом саморазвития должно быть совершенствование качества профессиональной деятельности, что неминуемо сопровождается и личностным саморазвитием.

Учеными предприняты попытки систематизации и алгоритмизации процесса саморазвития. При системном подходе выделяются компоненты деятельности по саморазвитию: самомотивация, самоорганизация, самоотчет, самооценка [4, 5].

При субъектном подходе выделяются содержательные, функциональные и динамические характеристики саморазвития (М.А. Щукина). Содержательный план она определяет как переход от Я-реального к Я-идеальному. Функциональный план наполнен самоизменением во имя определенной цели. Динамический план представлен как процесс последовательного самопреобразования и самооценки личности [8].

При совмещении этих методологических подходов возможно конструирование саморазвития личности в контексте профессионального образования. По горизонтали процесс саморазвития личности – это последовательное его осуществление в порядке: самодиагностика, самомотивация, самоорганизация, самоотчет и самооценка. По вертикали саморазвитие – это структура с тремя планами: содержательным, функциональным, динамическим. Каждый план реализуется в соответствии последовательностью деятельности саморазвития, определенной выше.

В содержательном плане диагностируются, затем корректируются личностные характеристики, значимые для будущей профессии. В функциональном плане диагностируются интеллектуальные и операциональные возможности студента на предмет их соответствия стандартным требованиям к выпускникам вуза. В динамическом плане саморазвитие проектируется как процесс самодиагностики, проблематизации, постановки задач и их решения самим студентом.

Такая система саморазвития личности охватывает все структурные компоненты личности и этапы образовательного процесса. Содержательный и функциональный планы профессионального и личностного саморазвития студентов может осуществляться в процессе выполнения специальных учебных заданий по психолого-педагогическим дисциплинам. Учебные задания по другим дисциплинам при соответствующем их планировании позволят реализовать динамический и функциональный планы саморазвития. В частности, задания могут включать: анализ качества выполнения деятельности и оценку ее результатов самим студентом.

Реализация данной системы профессионального и личностного саморазвития студентов позволит распространить процесс саморазвития на все этапы и уровни образовательного процесса, сформировать алгоритм деятельности по саморазвитию и в целом повысить качество подготовки выпускников.

 

Список литературы:
1. Валеева, Н. Ш. Готовность будущего специалиста к профессионально-личностному саморазвитию как цель профессионального образования / Н. Ш. Валеева [и др.] // Вестник Казан. технол. ун-та. – 2008. №5. – С. С.195-197.
2. Власова, Е. А. Профессиональное саморазвитие будущих социальных педагогов: монография / Е. А. Власова. – Балашов: Николаев, 2008. – 116 с.
3. Куликова Л. Н. Саморазвитие личности: психолого-педагогические основы: учебное пособие. – Хабаровск: Изд–во Хабар. гос. пед. ун–та, 2005. – 320 с.
4. Петрова О., Долганова О., Шарохина Е. Педагогика. Конспект лекций [Электронный ресурс] //Библиотека Гумер. Педагогика. Режим доступа: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/konspekt/index.php Дата обращения: 19.08.2020 г.
5. Психология самовоспитания / Л.И. Рувинский, А.И. Соловьева. – М.: Просвещение, 1982. – 143 с.
6. Студент как субъект саморазвития и отношения к учебно-профессиональной деятельности [Электронный ресурс]/ В.Г. Маралов [и др.]. – Электрон. текстовые данные. – М.: Академический Проект, Фонд «Мир», 2017. – 191 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/36595.html.– ЭБС «IPRbooks» Дата обращения: 17.08.2020 г. 
7. Фролова Ф. Ф. Профессиональное саморазвитие студентов как важнейшая задача вуза [Электронный ресурс] // Вестник Казанского технологического университета: сайт. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-samorazvitie-studentov-kak-vazhneyshaya-zadacha-vuza  Дата обращения: 15.08.2020 г.
8. Щукина М.А. Профессиональное саморазвитие личности: субъектный подход. Автореф. дисс. … д.пс.н. СПб.: СПбГУ, 2015. – 2015.