Профессиональное и личностное саморазвитие студента с позиции системно-субъектного подхода
Конференция: XXXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Педагогика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XXXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Профессиональное и личностное саморазвитие студента с позиции системно-субъектного подхода
Аннотация. Статья содержит анализ проблемы профессионального и личностного саморазвития студента, а также систему реализации этого процесса на основе системно-субъектного подхода.
Ключевые слова: саморазвитие, личностное саморазвитие, профессиональное саморазвитие, системный подход, субъектный подход.
Введение
Стандартные требования к выпускникам вузов в современном обществе сосредоточены на развитии у студентов критического подхода к проблемным ситуациям, способности самостоятельно принимать решения и вырабатывать стратегию своей деятельности, определять и реализовывать в ней приоритеты. Все это предполагает постепенную трансформацию внешнего управления профессиональным и личностным развитием студентов в их профессиональное и личностное саморазвитие, переход их из состояния объекта педагогических воздействий в субъекта сознательного целенаправленного саморазвития. На всех этапах образовательного процесса деятельность студентов должна содержать элементы рефлексивной оценки своих действий и их соответствия требованиям будущей профессии; взаимосвязи профессионально значимых личностных качеств и эффективности деятельности; перспективу совершенствования деятельности посредством внутреннего саморазвития. В связи с этим возникла необходимость в алгоритмизации профессионального и личностного саморазвития студентов. Этим подтверждается актуальность темы настоящей статьи.
Цель статьи – определить компоненты профессионального и личностного саморазвития студента и их системную организацию.
Результаты: определены содержание и структура профессионального и личностного саморазвития студентов на основе системно-субъектного подхода.
Основная часть. Теоретическую основу исследования саморазвития составили изданные в 20-60-х годах XX века работы С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева. Зарубежные исследователи рассматривали саморазвитие как составляющую самовоспитания, самодетерминации, самосознания в 70-80-х годах прошлого столетия. Только в 1990-2000-х саморазвитие стало самостоятельным предметом изучения.
В результате анализа теоретических исследований мы выявили:
– саморазвитие является сознательно осуществляемым процессом (Л.Н. Куликова) [3]; деятельностью, направленной на воспроизводство внутренних сил (Д.А. Леонтьев) [3]; процессом свободного волеизъявления в проблемных ситуациях посредством личностных целей, ценностей, смыслов, результатом чего становится самореализация (Е.В. Бондаревская) [7];
– при саморазвитии происходит самопреобразование ценностей и личностных характеристик (Л.Н. Куликова) [3]
– профессиональная деятельность является оптимальным условием творческого саморазвития личности (А.А. Бодалев, К.Н. Абульханова-Славская) [1, 2];
– профессиональное саморазвитие включает развитие профессионально значимых личностных качеств (Р.С. Немов) [7].
Исходя из этих утверждений саморазвитие личности – сознательно и целенаправленно организованная деятельность, направленная на самосовершенствование значимых структурных компонентов личности и основной деятельности личности.
Профессиональная деятельность требует пригодности личности к требованиям профессии, а потому именно она чаще всего стимулирует противоречия между реальными и требуемыми возможностями субъекта. Поэтому профессиональное и личностное саморазвитие всегда являются компонентами единого процесса с попеременным преобладанием одного из них. В студенческие годы саморазвитие больше должно быть сосредоточено на развитии профессионально значимых личностных качеств, ценностей, смыслов. В процессе труда преобладающим мотивом саморазвития должно быть совершенствование качества профессиональной деятельности, что неминуемо сопровождается и личностным саморазвитием.
Учеными предприняты попытки систематизации и алгоритмизации процесса саморазвития. При системном подходе выделяются компоненты деятельности по саморазвитию: самомотивация, самоорганизация, самоотчет, самооценка [4, 5].
При субъектном подходе выделяются содержательные, функциональные и динамические характеристики саморазвития (М.А. Щукина). Содержательный план она определяет как переход от Я-реального к Я-идеальному. Функциональный план наполнен самоизменением во имя определенной цели. Динамический план представлен как процесс последовательного самопреобразования и самооценки личности [8].
При совмещении этих методологических подходов возможно конструирование саморазвития личности в контексте профессионального образования. По горизонтали процесс саморазвития личности – это последовательное его осуществление в порядке: самодиагностика, самомотивация, самоорганизация, самоотчет и самооценка. По вертикали саморазвитие – это структура с тремя планами: содержательным, функциональным, динамическим. Каждый план реализуется в соответствии последовательностью деятельности саморазвития, определенной выше.
В содержательном плане диагностируются, затем корректируются личностные характеристики, значимые для будущей профессии. В функциональном плане диагностируются интеллектуальные и операциональные возможности студента на предмет их соответствия стандартным требованиям к выпускникам вуза. В динамическом плане саморазвитие проектируется как процесс самодиагностики, проблематизации, постановки задач и их решения самим студентом.
Такая система саморазвития личности охватывает все структурные компоненты личности и этапы образовательного процесса. Содержательный и функциональный планы профессионального и личностного саморазвития студентов может осуществляться в процессе выполнения специальных учебных заданий по психолого-педагогическим дисциплинам. Учебные задания по другим дисциплинам при соответствующем их планировании позволят реализовать динамический и функциональный планы саморазвития. В частности, задания могут включать: анализ качества выполнения деятельности и оценку ее результатов самим студентом.
Реализация данной системы профессионального и личностного саморазвития студентов позволит распространить процесс саморазвития на все этапы и уровни образовательного процесса, сформировать алгоритм деятельности по саморазвитию и в целом повысить качество подготовки выпускников.