Статья:

АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ БИОЭТИКИ

Конференция: LXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Якса У.С. АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ БИОЭТИКИ // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(74). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/4(74).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ БИОЭТИКИ

Якса Ульяна Сергеевна
студент Медицинской академии, Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, РФ, г. Симферополь

 

Одной из основных категорий современного антропоцентрического знания становится аксиология, как наука о природе и эволюции ценностей. К аксиологическим концепциям обращаются сегодня ученые самых разных наук, не является исключением и достаточно новая междисциплинарная отрасль –биоэтика. Большая российская энциклопедия дает следующее определение биоэтики, как сферы «меж­дис­ци­п­ли­нар­ных ис­сле­до­ва­ний, пуб­лич­ных дискуссий и политических ре­ше­ний, свя­зан­ных с ос­мыс­ле­ни­ем, об­су­ж­де­ни­ем и раз­ре­ше­ни­ем раз­но­об­раз­ных мо­раль­ных про­блем, ко­то­рые по­ро­ж­да­ют новейшие дос­ти­же­ния биологических и медицинских на­ук, и прак­ти­ка здравоохранения» [2]

Как отмечает Засухина В.Н. «Биоэтика изучает чрезвычайно злободневные и болезненные проблемы, возникающие в сфере современной биомедицинской науки и здравоохранения: достоинство пациента, свобода личности и информированное согласие, справедливость как равенство в праве на милосердие, целомудрие в современном мире — вот далеко не полный перечень этих проблем, философско-научное осмысление которых имеет несомненное общественное значение. Кроме того, во многих случаях, характерных для современной медицины (эвтаназия, стерилизация, аборты, трансплантация, суррогатное материнство и т.п.), врачам подчас трудно руководствоваться нормами медицинской этики, сформировавшейся до середины XX в.» [4; С.3] Полностью соглашаясь с автором, считаем нужным еще раз подчеркнуть зависимость понятия «ценность» от исторического контекста.

В различные исторические эпохи представление о природе ценностей менялось в зависимости от социального, культурного, религиозного и политического развития общества. Таким же трансформациям подвергалось и представление о ценности здоровья. Платон, например, рассматривал здоровье «как благо», ценность здоровья в его представлении состоит в гармонии и красоте [3] Великий врач Средневековья Ибн Сина говорит о здоровье, как о возможности человека осуществлять эффективное взаимодействие с окружающей средой и на этой основе реализовывать заложенный в нем потенциал [1], что, на наш взгляд, полностью соответствует современным представлениям о здоровье, как об одной из высших человеческих ценностей. Нельзя в этой связи не вспомнить знаменитую «Пирамиду потребностей А. Маслоу», в основе которой лежат физиологические потребности (биологический компонент здоровья) и потребность в безопасности (психологический компонент здоровья). Современные ученые также не остаются в стороне от рассмотрения аксиологического содержания здоровья, так, А.И. Рублев рассматривая аксиологическую составляющую здоровья, указывает, что здоровье – это «не только благо, данное человеку природой, как предпосылка и своеобразный залог сосуществования и «равновесия» с окружающим миром, но и характеристика конкретного человека, требующая сохранения и поддержки, – и внешней и внутренней» [6; С.28]

На сегодняшний день, на наш взгляд, можно выделить ряд ценностных вызовов, связанных с аксиологическим подходом в медицине:

– ценность вакцинации, как способа сохранения жизни. В труде «Этика вакцинации» под редакцией доктора медицинских наук О.И. Кубарь отмечается, что основными этическими вопросами, связанными с вакцинацией и  ставшими сегодня весьма злободневными,  становятся вопросы «преодоления конфликта между интересами индивидуума и общества; уважения автономии личности; соблюдения права добровольного выбора; справедливости при распределении благ и риска/ущерба; учета культурного и религиозного разнообразия; обеспечения специальных условий для уязвимых групп; недискриминации; доступности; социальной ответственности и солидарности» [8];

– ценность неразрывной связи биологической и психической составляющей здоровья, выраженной, как нельзя лучше известной фразой «В здоровом теле здоровый дух».  Связь духовного (психического) и телесного (физического) компонентов здоровья в наши дни приобретает особое значение: слишком велико влияние на человека негативных факторов, влекущих целый ряд непредсказуемых, а порой и опасных последствий;

– ценность нравственной составляющей профессии, уходящей своими корнями еще к клятве Гиппократа, в которой он затрагивает актуальные и на сегодняшний день вопросы: врачебной тайны, запрета абортов, неприемлемости эвтаназии, равенства прав пациентов.  Нравственный выбор постоянно присутствует в работе врача и решение, принимаемое им во многом зависит от его морально–нравственной основы его личности и высокого уровня профессионального мастерства;

– гуманистические ценности, в основе которых лежат такие качества личности врача, как: милосердие сопереживание, сострадание, забота и любовь к ближнему. Гуманистическое отношение к здоровью граждан отражено в сорок первой статье Конституции Российской Федерации, в которой подчеркивается, что в стране «поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека» [5], а в статье четвертой Федерального   закона Российской Федерации «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [7] четко отражены основные принципы охраны здоровья граждан.

Одним из важнейших подходов для рассмотрения аксиологических основ биоэтики, на наш взгляд, является отношенческий подход, рассматривающий взаимодействие врача, пациента и общества в целом. Наряду с гуманистическими ценностями, как одной из основ формирования собственно профессиональной компетентности врача, следует обратить внимание и на «вторую сторону медали» – отношение общества к врачу, выполняющего свой долг в сложных, иногда опасных для жизни условиях. Уважительное отношение к врачу и к медицинскому персоналу в целом – один из признаков здорового, продуктивного общества.

Биоэтика, как наука и активно развивающееся междисциплинарное научное знание, отражает все уровни взаимодействия, присущие современному обществу и осуществляет поиск путей разрешения «вечных» вопросов человеческого существования.

 

Список литературы:
1. Акчурин Б.Г.  Введение в валеологию [Текст] : [монография] / Б. Г. Акчурин ; Акад. наук Респ. Башкортостан, Отд-ние социальных и гуманитарных наук. - Уфа : Гилем, 2012. – 403
2. Большая Российская энциклопедия (URL: https://old.bigenc.ru/sociology/text/1868072)
3. Валеева Г.В. Проблема здоровья человека в Античной философской мысли // III международная научно-практическая конференция Здоровье человека как проблема медицинских и гуманитарных наук. – Научно - издательский центр "Социосфера", 2017 (URL: http://sociosphera.com/publication/conference/2017/95/problema_zdorovya_cheloveka_v_antichnoj_filosofskoj_mysli/)
4. Засухина В.Н. Аксиология жизни как основа биоэтики в России: автореф. дис. д-р философ. наук: 09.00.11. - Чита, 2012. - 43 с. (URL: https://www.dissercat.com/content/aksiologiya-zhizni-kak-osnova-bioetiki-v-rossii)
5. Конституция Российской Федерации (URL: https://ivo.garant.ru/#/document/10103000/paragraph/228:0)
6. Рублев А.И. Вопросы здоровья сбережения в образовательной среде: от здоровья соматического и физического до психического и нравственного / А.И. Рублев //Образование личности. - 2018. - №1. - С. 27-38
7. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102027595)
8. Этика вакцинации (критерий научного и гуманитарного прорыва) / под ред. О.И. Кубарь. — СПб.: ФБУН НИИЭМ имени Пастера, 2018. — 176 с.