Механизм нарушения языковой способности у детей с расстройством аутистического спектра
Секция: Педагогика
XLIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Механизм нарушения языковой способности у детей с расстройством аутистического спектра
На сегодняшний день проблема аутизма является одной из актуальных в связи с активным увеличением числа детей с данным расстройством. В 2007 году Всемирная организация здравоохранения объявила о том, что ежегодно количество людей с умственными и неврологическими нарушениями, включающие аутизм, неуклонно растет. В настоящее время отмечается, что уровень распространения аутизма во всем мире ежегодно возрастает на 14%, более того, по прогнозам Всемирной организации здравоохранения тенденция к росту сохранится и в будущем.
Для детей с расстройством аутистического спектра наиболее значимой среди многообразных факторов, указывающих на наличие данного нарушения, признается следующая специфическая триада симптомов:
1. Уход в себя, грубое нарушение коммуникативного взаимодействия ребенка с окружающими.
2. Стереотипное поведение.
3. Особая задержка и (или) специфическое нарушение речевой деятельности.
Основываясь на приведенных данных, следует указать на то, что дети с расстройством аутистического спектра испытывают особые затруднения в речевой и коммуникативной деятельности, они не способны к спонтанному овладению языковой способностью. Следовательно, первостепенным в процессе коррекционной работы с детьми данной категории является формирование языковой способности. Следует отметить, что в основе построения коррекционного маршрута лежит учет механизмов нарушения языковой способности. При этом до настоящего момента отсутствуют данные о механизмах нарушения языковой способности у данной категории детей. Исходя из этого, актуальным становится изучение механизмов нарушения языковой способности у детей с расстройством аутистического спектра.
Вопросом изучения речевой деятельности детей с расстройством аутистического спектра занимались: К. С. Лебединская [3], О. С. Никольская [5], Л. Г. Нуриева [6], Е. А. Янушко [8] и другие. Изучением формирования языковой способности занимались: А. А. Леонтьев [4], И. А. Зимняя [2], Л. Б Халилова [7]. Несмотря на это, вопрос о механизмах нарушения языковой способности у детей с расстройством аутистического спектра в настоящее время недостаточно изучен.
А. А. Леонтьев предлагает следующее определение понятию «языковая способность»: «Языковая способность – это совокупность психологических, физиологических и социальных условий, обеспечивающих усвоение, производство, воспроизводство и адекватное восприятие языковых знаков членами языкового коллектива» [4, с. 84].
Исходя из этого, необходимо подчеркнуть значимость языковой способности, ведь именно она является источником взаимодействия человека с окружающим миром. В том случае, если языковая способность нарушена, то ребенок не способен усвоить, воспроизвести, адекватно воспринять и произвести языковые знаки. Данные особенности отмечаются у детей с расстройством аутистического спектра. Из определения, предложенного А. А. Леонтьевым, следует сделать вывод о том, что причиной данных особенностей является нарушение психологических, физиологических и социальных условий, необходимых для спонтанного усвоения языковой способности.
1. В основе психологических условий, необходимых для формирования языковой способности лежит сформированность психических функций, которое принимают участие в процессе речевой деятельности: память, внимание, мышление и другие, а также сформированность всех необходимых компонентов для порождения речевого высказывания, которые непрерывно сменяют друг друга:
· Мотив – ориентировка в ситуации, возникновения желания коммуникативного взаимодействия.
· Мысль, замысел – формирование речевой интенции, то есть направленности на какой-либо объект.
· Внутренняя речь – создание внутренней программы высказывания.
· Внешняя речь – реализация внутренней программы.
Необходимо отметить, что процесс порождения речевого высказывания у детей с расстройством аутистического спектра прерывается на начальном этапе, этапе мотивации. Это связано с тем, что одной из основных особенностей детей данной категории является отсутствие мотивации по отношению к коммуникативному взаимодействию. Прерываясь на первом этапе, оставшиеся компоненты данной цепочки не возникают. В связи с этим данное условие может считаться нарушенным.
2. В основе физиологических условий, необходимых для формирования языковой способности лежит сохранность речевых зон коры головного мозга, а именно – зоны Брока и зоны Вернике. Сохранность данных зон обеспечивает правильное восприятие и воспроизведение речи. При этом Зона Брока является речедвигательным центром речи, ее основная функция – воспроизведение речи. Зона Вернике отвечает за понимание речи, ее основной функцией является преобразование слуховых сигналов в нейронные коды слов, которые активируют соответствующие образы или понятия, после чего происходит понимание услышанного.
В основе речевых нарушений у детей с расстройством аутистического спектра лежит нарушенное функционирование речевых зон коры головного мозга. Нарушенное функционирование зоны Брока провоцирует у ребенка отсутствие способности подбора артикуляционной программы для порождения речевого высказывания, а значит, отсутствие речевой деятельности и нарушение произносительной стороны. Повреждение зоны Вернике влечет за собой нарушение фонематических процессов, а значит, и нарушение понимания обращенной речи. Исходя из этого, данное условие может считаться нарушенным.
3. В основе социальных условий, необходимых для формирования языковой способности лежит то, что ребенок, воспринимая речь окружающих людей, добывает эталоны речи, накапливает опыт речевой деятельности, который в дальнейшем служит базой для формирования собственной речевой деятельности.
Данное условие также может считаться нарушенным, так как повреждение физиологических и психологических условий препятствует формированию социальных условий. Нарушение функционирования речеслухового анализатора приводит к тому, что ребенок не понимает и не прислушивается к речи окружающих, как следствие, не происходит накопления эталонов речи. Нарушение порождения речевого высказывания приводит к тому, что ребенок не проявляет инициативу в процессе коммуникативного взаимодействия с окружающими, а значит, не происходит накопления опыта речевой деятельности [4].
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что механизм нарушения языковой способности у детей с расстройством аутистического спектра имеет комплексный характер. У детей нарушаются все условия, необходимые для формирования языковой способности: физиологические, психологические и социальные. Это приводит к тому, что спонтанное формирование языковой способности у ребенка с расстройством аутистического спектра невозможно или затруднено.
Данная информация будет полезна дефектологам, логопедам, а также родителям, воспитывающих детей с расстройством аутистического спектра.