Статья:

Механизм нарушения языковой способности у детей с расстройством аутистического спектра

Конференция: XLIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Доронина В.С. Механизм нарушения языковой способности у детей с расстройством аутистического спектра // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(43). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/4(43).pdf (дата обращения: 25.09.2018)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 5 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Механизм нарушения языковой способности у детей с расстройством аутистического спектра

Доронина Вероника Сергеевна
студент, Новосибирский государственный педагогический университет, РФ, г. Новосибирск
Мальтинская Наталия Александровна
научный руководитель, канд. мед. наук, доц., Новосибирский государственный педагогический университет, РФ, г. Новосибирск

 

На сегодняшний день проблема аутизма является одной из актуальных в связи с активным увеличением числа детей с данным расстройством. В 2007 году Всемирная организация здравоохранения объявила о том, что ежегодно количество людей с умственными и неврологическими нарушениями, включающие аутизм, неуклонно растет. В настоящее время отмечается, что уровень распространения аутизма во всем мире ежегодно возрастает на 14%, более того, по прогнозам Всемирной организации здравоохранения тенденция к росту сохранится и в будущем.

Для детей с расстройством аутистического спектра наиболее значимой среди многообразных факторов, указывающих на наличие данного нарушения, признается следующая специфическая триада симптомов:

1.  Уход в себя, грубое нарушение коммуникативного взаимодействия ребенка с окружающими.

2.  Стереотипное поведение.

3.  Особая задержка и (или) специфическое нарушение речевой деятельности.

Основываясь на приведенных данных, следует указать на то, что дети с расстройством аутистического спектра испытывают особые затруднения в речевой и коммуникативной деятельности, они не способны к спонтанному овладению языковой способностью. Следовательно, первостепенным в процессе коррекционной работы с детьми данной категории является формирование языковой способности. Следует отметить, что в основе построения коррекционного маршрута лежит учет механизмов нарушения языковой способности. При этом до настоящего момента отсутствуют данные о механизмах нарушения языковой способности у данной категории детей. Исходя из этого, актуальным становится изучение механизмов нарушения языковой способности у детей с расстройством аутистического спектра.

Вопросом изучения речевой деятельности детей с расстройством аутистического спектра занимались: К. С. Лебединская [3], О. С. Никольская [5], Л. Г. Нуриева [6], Е. А. Янушко [8] и другие. Изучением формирования языковой способности занимались: А. А. Леонтьев [4], И. А. Зимняя [2], Л. Б Халилова [7]. Несмотря на это, вопрос о механизмах нарушения языковой способности у детей с расстройством аутистического спектра в настоящее время недостаточно изучен.

А. А. Леонтьев предлагает следующее определение понятию «языковая способность»: «Языковая способность – это совокупность психологических, физиологических и социальных условий, обеспечивающих усвоение, производство, воспроизводство и адекватное восприятие языковых знаков членами языкового коллектива» [4, с. 84].

Исходя из этого, необходимо подчеркнуть значимость языковой способности, ведь именно она является источником взаимодействия человека с окружающим миром. В том случае, если языковая способность нарушена, то ребенок не способен усвоить, воспроизвести, адекватно воспринять и произвести языковые знаки. Данные особенности отмечаются у детей с расстройством аутистического спектра. Из определения, предложенного А. А. Леонтьевым, следует сделать вывод о том, что причиной данных особенностей является нарушение психологических, физиологических и социальных условий, необходимых для спонтанного усвоения языковой способности.

1.  В основе психологических условий, необходимых для формирования языковой способности лежит сформированность психических функций, которое принимают участие в процессе речевой деятельности: память, внимание, мышление и другие, а также сформированность всех необходимых компонентов для порождения речевого высказывания, которые непрерывно сменяют друг друга:

·     Мотив – ориентировка в ситуации, возникновения желания коммуникативного взаимодействия.

·     Мысль, замысел – формирование речевой интенции, то есть направленности на какой-либо объект.

·     Внутренняя речь – создание внутренней программы высказывания.

·     Внешняя речь – реализация внутренней программы.

Необходимо отметить, что процесс порождения речевого высказывания у детей с расстройством аутистического спектра прерывается на начальном этапе, этапе мотивации. Это связано с тем, что одной из основных особенностей детей данной категории является отсутствие мотивации по отношению к коммуникативному взаимодействию. Прерываясь на первом этапе, оставшиеся компоненты данной цепочки не возникают. В связи с этим данное условие может считаться нарушенным.

2.  В основе физиологических условий, необходимых для формирования языковой способности лежит сохранность речевых зон коры головного мозга, а именно – зоны Брока и зоны Вернике. Сохранность данных зон обеспечивает правильное восприятие и воспроизведение речи. При этом Зона Брока является речедвигательным центром речи, ее основная функция – воспроизведение речи. Зона Вернике отвечает за понимание речи, ее основной функцией является преобразование слуховых сигналов в нейронные коды слов, которые активируют соответствующие образы или понятия, после чего происходит понимание услышанного.

В основе речевых нарушений у детей с расстройством аутистического спектра лежит нарушенное функционирование речевых зон коры головного мозга. Нарушенное функционирование зоны Брока провоцирует у ребенка отсутствие способности подбора артикуляционной программы для порождения речевого высказывания, а значит, отсутствие речевой деятельности и нарушение произносительной стороны. Повреждение зоны Вернике влечет за собой нарушение фонематических процессов, а значит, и нарушение понимания обращенной речи. Исходя из этого, данное условие может считаться нарушенным.

3.  В основе социальных условий, необходимых для формирования языковой способности лежит то, что ребенок, воспринимая речь окружающих людей, добывает эталоны речи, накапливает опыт речевой деятельности, который в дальнейшем служит базой для формирования собственной речевой деятельности.

Данное условие также может считаться нарушенным, так как повреждение физиологических и психологических условий препятствует формированию социальных условий. Нарушение функционирования речеслухового анализатора приводит к тому, что ребенок не понимает и не прислушивается к речи окружающих, как следствие, не происходит накопления эталонов речи. Нарушение порождения речевого высказывания приводит к тому, что ребенок не проявляет инициативу в процессе коммуникативного взаимодействия с окружающими, а значит, не происходит накопления опыта речевой деятельности [4].

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что механизм нарушения языковой способности у детей с расстройством аутистического спектра имеет комплексный характер. У детей нарушаются все условия, необходимые для формирования языковой способности: физиологические, психологические и социальные. Это приводит к тому, что спонтанное формирование языковой способности у ребенка с расстройством аутистического спектра невозможно или затруднено.

Данная информация будет полезна дефектологам, логопедам, а также родителям, воспитывающих детей с расстройством аутистического спектра.

 

Список литературы:
1. Глухов В. П. Основы психолингвистики: учебное пособие для студентов педагогических вузов. – М.: Астрель, 2005. – 351 с.
2. Зимняя И. А. Лингвопсихология речевой деятельности. – М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО МОДЭК, 2001. – 432 с.
3. Лебединская К.С. Ранний детский аутизм // Нарушения эмоционального развития как клинико-дефектологическая проблема. – М.: НИИ дефектологии РАО, 1992. – 214 с.
4. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. – М.: Смысл, 1997. – 287 с.
5. Никольская О.С. Проблемы обучения аутичных детей // Дефектология. – 1995. – № 2. – С. 8–17.
6. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей. – Москва: Теревинф, 2006. – 105 с.
7. Халилова Л. Б. Володина А. С. Психолингвистические механизмы декодирования речи: норма и речевая патология. – М.: Парадигма, 2013. – 152 с.
8. Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. – М.: Теревинф, 2004. – 114 с.