Статья:

Этнохудожественное воспитание подростков как актуальная проблема в современном образовании

Конференция: XVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Федорова К.Е. Этнохудожественное воспитание подростков как актуальная проблема в современном образовании // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(16). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/5(16).pdf (дата обращения: 25.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Этнохудожественное воспитание подростков как актуальная проблема в современном образовании

Федорова Ксения Евгеньевна
студент, Удмуртский государственный университет, РФ, г. Ижевск

 

Ethnoart education of teenagers as a current problem in modern education

 

Ksenia Fedorova

student, Udmurt state university, Russia, Izhevsk

 

Аннотация. В данной статье обоснована актуальность проблемы этнохудожественного воспитания подростков. Дано определение понятия «этнохудожественное воспитание», а также озвучены его цели и задачи.

Abstract. In this article the relevance of a problem of ethnoart education of teenagers is proved. Definition of the concept "ethnoart education" is given and also its purposes and tasks are sounded.

 

Ключевые слова: этнохудожественное образование, этнохудожественное воспитание, народная художественная культура, воспитание подростков.

Keywords: ethnoart education, national art culture, education of teenagers.

 

Сегодня российское общество переживает новый этап своего развития. Он связан с изменением ценностных ориентаций и нравственных устоев, поиском общенациональной идеи и переосмыслением прошлого. Задачами современного общества являются освоение социально-исторического опыта и его глубокое осмысление, понимание и оценка неповторимого этнокультурного наследия, обычаев и традиций, укрепление и сохранение национального своеобразия и самобытности народа, основываясь на единство национальных и общечеловеческих ценностей.

Исходя из этого, можно констатировать, что проблема культурно-исторической преемственности имеет особое значение в воспитании детей и подростков. Данная преемственность проявляется в сохранении народных традиций и обычаев, а также в развитии этнокультуры и народного декоративно-прикладного искусства.

Принятие таких основополагающих документов, как Закон «Об образовании», «Национальная доктрина образования в РФ», «Концепция модернизации российского образования», «Программа этнокультурного образования», является позитивным фактором, который свидетельствует о повышении внимания государства к значимости этнокультурной составляющей в современной системе образования. В данных законодательных актах ставится задача воспитания личности образованной, высоконравственной, культурно развитой и творчески активной, способной к осмыслению и освоению социально-исторического опыта, ремесла и народных промыслов, а также способной сохранить и укрепить национальное своеобразие и самобытность народа, основываясь на единство и многообразие национальных и общечеловеческих ценностей.

Не секрет, что особая роль во взаимопонимании народов принадлежит искусству, которое включает в себя ценности как национальные, так и общечеловеческие, а также опыт воспитания, проверенный веками. Искусство -  это часть этнической и общечеловеческой культуры, которая неразрывно связана с процессами, происходящими в обществе.

Оно является одним из проявлений этнокультурного сознания личности, фактором, который определяет круг ее ценностей.

Изобразительное и декоративно-прикладное искусство, народная культура, способны активизировать, направлять и влиять на мироощущение школьников, воздействовать на убеждения, поведение и деятельность. Народное декоративно-прикладное искусство является эффективным средством воспитания, обучения и развития учащихся, а также позволяет совершенствовать интеллектуальные, нравственно-волевые, эстетические, трудовые, мотивационные качества личности в процессе освоения различных предметов. Особый пик интереса к декоративно-прикладному искусству приходится на подростковый возраст. Так же в подростковом возрасте эффективнее всего формируются ценностное отношение к наследию своего народа, усвоение традиций, самоидентификация и самореализация личности.

Но, несмотря на интенсивное изучение обозначенных вопросов, на сегодняшний день недостаточно исследований, раскрывающих сущностные основания процесса этнохудожественного воспитания школьников, его структуры, содержания, условий, принципов организации данного процесса с учетом особенностей развития современного подрастающего поколения.

Этнокультурная позиция учеников формируется под сильным влиянием массовой культуры и искусства, которые опираются, в основном, на низкопробные образцы жизни и поведения, а само изучение этнохудожественных традиций родного края носит скорее иллюстративный характер, нежели целенаправленный и систематический. В этих условиях происходит отчуждение подрастающего поколения от духовных и социокультурных корней своей малой родины. Школьники недостаточно владеют ценностным содержанием своей этнической культуры, не осознают значимость ее этнохудожественных ресурсов, возможности использования их в развитии окружающего социума.

Ценности этнической культуры не становятся личностно значимыми, у детей формируются установки, диктуемые массовой культурой.

Проблеме этнохудожественного образования и воспитания в России посвящены исследования Ю.П. Азарова, Г.М. Андреева, Т.И. Баклановой, Г.Н. Волкова, Б.Т. Лихачева, И.С. Кона, Т.К. Рулиной, В.А. Сухомлинского, Д.Н. Узнадзе, К.Д. Ушинского. Выдающийся вклад в теорию этнического воспитания и образования внесли П.П. Блонский, В.И. Водовозов, П.Ф. Каптерев, Л.Н. Толстой, СТ. Шацкий и др. Научно-методические основы непрерывной системы этнохудожественного образования раскрыты в трудах Т.Я. Шпикаловой, Л.В. Ершовой, А.Н. Щировой, Н.Р. Макаровой.

Этнохудожественное воспитание – это целенаправленный, организуемый и управляемый педагогический процесс формирования и развития личности, ее социализации, этнокультурной адаптации, приобщения к народной художественной культуре, а также самопознания и саморазвития. Этнохудожественное воспитание способствует формированию у учащихся исторической памяти, патриотизма, воспитанности чувства национального достоинства, толерантности в межнациональном общении и т.д.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что тенденции к сохранению уникальности национальных культур, их самобытности, актуализируют проблему их изучения и трансляции подрастающему поколению. Этнохудожественное воспитание личности является актуальной проблемой современного образования в условиях многообразия национальных культур России.

 

Список литературы:
1. Ахияров, К.Ш. Народная педагогика и современная школа. - Уфа : Изд-во БГПУ, 2000. - 328 с. 
2. Иванова И.Г. Играем, играем — всех потешаем! Учеб. пособие. — Казань, 2006. - 87 с.
3. Павлова И. Ю., Иванова И. Г. Этнохудожественное воспитание личности как актуальная проблема в современном образовании // Вестник ЧГУ. 2009. №3. 
4. Шпикалова Т.Я., Поровская Г.А. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: учеб.-метод. пособие / под ред.. М.: ВЛАДОС, 2000. 272 с.