Статья:

К вопросу о личностно-ориентированном подходе в обучении иностранному языку в начальной школе

Конференция: XXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Гатауллина А.А. К вопросу о личностно-ориентированном подходе в обучении иностранному языку в начальной школе // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 22(23). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/22(23).pdf (дата обращения: 18.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

К вопросу о личностно-ориентированном подходе в обучении иностранному языку в начальной школе

Гатауллина Алиса Аксановна
студент Института ДиНО ФГБОУ ВО «ОГПУ» РФ, г. Оренбург
Мирошникова Дарья Викторовна
научный руководитель, старший преподаватель ФГБОУ ВО «ОГПУ» РФ, г. Оренбург

 

Стремления человека 21го века безграничны. Это касается всех сфер жизни. С каждым годом люди становятся более коммуникабельными и мобильными. Современный мир – это мир межкультурного общения: учёба в школе и вузе по обмену, стажировки учёных, международные конференции, совместные предприятия, туристические поездки, выставки и т. д. [4]. В связи с этим актуальность изучения иностранного языка не вызывает сомнения. Требование социума в изучении иностранных языков обусловлено также и необходимостью взаимодействия людей в профессиональной сфере, а также для успешной социализации и адаптации.

С введением в систему образования РФ федерального государственного образовательного стандарта актуальность изучение иностранного языка, в частности английского, значительно возросла. Одной из задач, заложенной стандартом является получение личностных результатов в процессе освоения предмета «Иностранный язык» в школе. Потенциал данного предмета в формировании социокультурной компетенции огромен. В процессе обучения также происходит приобщение школьников к культуре страны изучаемого языка, включение в диалог культур с обязательным элементом представления субъектной позиции учащегося.

Кроме того, следует отметить, что развитие познавательного интереса – один из важных аспектов при изучении иностранного языка. Мотивация является источником активности и направленности личности на предметы и явления действительности, в результате чего и возникает активность. Ведь именно динамичность, инициативность и интерес учащихся способствует повышению уровня личностного результата ребёнка, его общего представления о мире как о многоязычном и поликультурном сообществе.[2]

С каждым уроком в контексте ФГОС младший школьник должен знакомиться с миром зарубежных сверстников использованием средств иностранного языка через детский фольклор, некоторые образцы детской художественной литературы, тексты о традициях страны изучаемого языка. Личностно–ориентированный подход ставит в центр внимания личность ученика, учёт его индивидуальных возможностей и особенностей. Ввиду этого важно, чтобы содержание обучения содержало доступные для понимания учащегося элементы и бытовые ситуации, в которых учащийся может проявить субъектную позицию. Необходимо отметить, что для обучения иноязычному говорению, важно создать дружелюбную атмосферу, которая позволит каждому ученику преодолеть языковой барьер и воспринимать иностранный язык как средство общения, а не как набор языковых символов.

Следует учитывать, что личностно-ориентированный подход в обучении иностранным языкам способствует повышению внутренней мотивации учащихся, что достигается путем ориентирования детей на личностно-эмоциональное отношение к содержанию урока и поддержание интереса учащихся за счет использования различных форм работы, заданий проблемного характера, подбора актуального аудиовизуального материала, включение в работу современных технологий, новых приемов и технологий. Принимая во внимание проблемы и интересы учеников «нового времени», можно создать в классе обстановку, стимулирующую к самосовершенствованию речевых навыков.

Важно понимать, что некоторые виды работы, применяемые в традиционной методике, не находят отражения в современной концепции обучения иностранному языку. Современные методисты не рекомендуют использовать в учебном процессе задания для учащихся, которые не включают в себя ни одну условную коммуникативность, например, чтение одного и того же текста всеми учениками и пересказ друг другу. Такой вид деятельности можно заменить на групповые формы работы над различными текстами с учётом индивидуальных возможностей каждого ученика, где организуется взаимодействие учащихся на основе обмена информации, а между учащимися разделены роли. Функции каждой роли школьников могут быть различны: один выделяет незнакомые слова, другой ищет значение слов в словаре и т.д. Правильная организация такой работы может способствовать развитию речевой инициативы, а также желание ребёнка совершенствовать учебные и коммуникативные умения [1].

Кроме того, для реализации личностно-ориентированного подхода в обучении иностранному языку актуальным является использование проектной методики. Метод проектов достаточно хорошо описан в работах Е. С. Полата, Н. В. Туркиной, О. В. Теслиной и др.

Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом [3]. В ходе реализации проектной деятельности ученик самым непосредственным образом включается в активный познавательный процесс, самостоятельно осуществляет сбор необходимой информации для решения заданий проблемы, планирует возможные варианты её решения, делает выводы, анализирует свою деятельность [5].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что важность знания иностранного языка сложно переоценить. Знания языков расширяют границы нашего сознания, позволяют узнать культуру, обычаи другого народа. И именно личностно-ориентированная система обучения способствует созданию условий для реализации обучающимися своих личностных возможностей и жизненных целей. Весьма важно помнить, что личность - особая ценность образовательного процесса.

 

Список литературы:
1. Бим, И. Л. Личностно-ориентированный подход - основная стратегия современного языкового образования / И. Л. Бим. - Режим доступа: http://prdsovet.alledu.ru?files0/files1/files629/files634/docs/bim. html 
2. Бондаревская, Е. В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания / Е. В. Бондаревская ; Рост. гос. пед. ун-т. - Ростов-н/Д, 1995. - 285 с.
3. Википедия - свободная энциклопедия / Wikipedia, the free encyclopedia. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org.
4. Колесник А. А., Волкова С. А. Актуальность владения иностранным языком в современном мире // Молодой ученый. — 2017. — №3. — С. 562-564. — URL https://moluch.ru/archive/137/38511/ (дата обращения: 06.11.2018). 
5. Проектная методика как способ реализации личностно-ориентированного подхода в обучении иностранному языку. - Режим доступа: http://festival.1september.ru/2003_2004/index.php?member= 10072