К вопросу о личностно-ориентированном подходе в обучении иностранному языку в начальной школе
Конференция: XXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
К вопросу о личностно-ориентированном подходе в обучении иностранному языку в начальной школе
Стремления человека 21го века безграничны. Это касается всех сфер жизни. С каждым годом люди становятся более коммуникабельными и мобильными. Современный мир – это мир межкультурного общения: учёба в школе и вузе по обмену, стажировки учёных, международные конференции, совместные предприятия, туристические поездки, выставки и т. д. [4]. В связи с этим актуальность изучения иностранного языка не вызывает сомнения. Требование социума в изучении иностранных языков обусловлено также и необходимостью взаимодействия людей в профессиональной сфере, а также для успешной социализации и адаптации.
С введением в систему образования РФ федерального государственного образовательного стандарта актуальность изучение иностранного языка, в частности английского, значительно возросла. Одной из задач, заложенной стандартом является получение личностных результатов в процессе освоения предмета «Иностранный язык» в школе. Потенциал данного предмета в формировании социокультурной компетенции огромен. В процессе обучения также происходит приобщение школьников к культуре страны изучаемого языка, включение в диалог культур с обязательным элементом представления субъектной позиции учащегося.
Кроме того, следует отметить, что развитие познавательного интереса – один из важных аспектов при изучении иностранного языка. Мотивация является источником активности и направленности личности на предметы и явления действительности, в результате чего и возникает активность. Ведь именно динамичность, инициативность и интерес учащихся способствует повышению уровня личностного результата ребёнка, его общего представления о мире как о многоязычном и поликультурном сообществе.[2]
С каждым уроком в контексте ФГОС младший школьник должен знакомиться с миром зарубежных сверстников использованием средств иностранного языка через детский фольклор, некоторые образцы детской художественной литературы, тексты о традициях страны изучаемого языка. Личностно–ориентированный подход ставит в центр внимания личность ученика, учёт его индивидуальных возможностей и особенностей. Ввиду этого важно, чтобы содержание обучения содержало доступные для понимания учащегося элементы и бытовые ситуации, в которых учащийся может проявить субъектную позицию. Необходимо отметить, что для обучения иноязычному говорению, важно создать дружелюбную атмосферу, которая позволит каждому ученику преодолеть языковой барьер и воспринимать иностранный язык как средство общения, а не как набор языковых символов.
Следует учитывать, что личностно-ориентированный подход в обучении иностранным языкам способствует повышению внутренней мотивации учащихся, что достигается путем ориентирования детей на личностно-эмоциональное отношение к содержанию урока и поддержание интереса учащихся за счет использования различных форм работы, заданий проблемного характера, подбора актуального аудиовизуального материала, включение в работу современных технологий, новых приемов и технологий. Принимая во внимание проблемы и интересы учеников «нового времени», можно создать в классе обстановку, стимулирующую к самосовершенствованию речевых навыков.
Важно понимать, что некоторые виды работы, применяемые в традиционной методике, не находят отражения в современной концепции обучения иностранному языку. Современные методисты не рекомендуют использовать в учебном процессе задания для учащихся, которые не включают в себя ни одну условную коммуникативность, например, чтение одного и того же текста всеми учениками и пересказ друг другу. Такой вид деятельности можно заменить на групповые формы работы над различными текстами с учётом индивидуальных возможностей каждого ученика, где организуется взаимодействие учащихся на основе обмена информации, а между учащимися разделены роли. Функции каждой роли школьников могут быть различны: один выделяет незнакомые слова, другой ищет значение слов в словаре и т.д. Правильная организация такой работы может способствовать развитию речевой инициативы, а также желание ребёнка совершенствовать учебные и коммуникативные умения [1].
Кроме того, для реализации личностно-ориентированного подхода в обучении иностранному языку актуальным является использование проектной методики. Метод проектов достаточно хорошо описан в работах Е. С. Полата, Н. В. Туркиной, О. В. Теслиной и др.
Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом [3]. В ходе реализации проектной деятельности ученик самым непосредственным образом включается в активный познавательный процесс, самостоятельно осуществляет сбор необходимой информации для решения заданий проблемы, планирует возможные варианты её решения, делает выводы, анализирует свою деятельность [5].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что важность знания иностранного языка сложно переоценить. Знания языков расширяют границы нашего сознания, позволяют узнать культуру, обычаи другого народа. И именно личностно-ориентированная система обучения способствует созданию условий для реализации обучающимися своих личностных возможностей и жизненных целей. Весьма важно помнить, что личность - особая ценность образовательного процесса.