Статья:

Обучение решению текстовых задач на уроках математики как средство развития логического мышления младших школьников

Конференция: XI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Мухамеджанова Н.М. Обучение решению текстовых задач на уроках математики как средство развития логического мышления младших школьников // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(11). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/11(11).pdf (дата обращения: 25.01.2020)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Обучение решению текстовых задач на уроках математики как средство развития логического мышления младших школьников

Мухамеджанова Наиля Марсовна
студент, Оренбургский государственный педагогический университет, Россия, г. Оренбург

 

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема особенностей обучения решению текстовых задач на уроках математики как средство развития логического мышления младших школьников. Описываются особенности развития логического мышления младших школьников, а также роль задач в развитии логического мышления младших школьников на уроках математики.

Abstract. In this article the problem of features of training in the solution of text tasks at mathematics lessons as a development tool of logical thinking of younger school students is considered. Features of development of logical thinking of younger school students and also a role of tasks in development of logical thinking of younger school students at mathematics lessons are described.

 

Ключевые слова: логическое мышление, младшие школьники, текстовые задачи, методика преподавания математики  начальной школе.

Keywords: logical thinking, younger school students, text tasks, technique of teaching mathematics to elementary school.

 

Современное состояние общества ставит перед российским образованием высокую планку – развитие индивидуальности каждого растуще­го гражданина. Обществу необходимы люди образованные, обладающие чувством собственного достоинства, независимые и самостоятельные, свободные в выборе и принятии решений, осознающие ответственность за свои действия, поступки, умеющие жить вместе, понимать, ценить и уважать других людей и т.д.

Реализацию заданной цели образования педагогическая общественность видит в поступательном внедрении новых образовательных стан­дартов, направленных на общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.

Важнейшей задачей современной начальной школы становится развитие логического мышления как психологической составляющей фундаментального ядра образования. 

Для развития у младших школьников логического мышления необходим глубокий анализ современного состояния началь­ного образования. Ориентация на новый уровень образования потребует в первую очередь качественно новых отношений в общении учитель-уче­ник, ученик-ученик, качественно новой организации всего образователь­ного процесса, ориентированного на личность ученика, его индивидуаль­ность, его концепцию Я, на развитие его умственной самостоятельности. Развитие умственной самостоятельности школьника предполагает фор­мирование определенных систем умственных логических действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных), которые позволяют ему решать различные задачи, как в процессе учебной деятельности, так и в различных ситуациях общения и нравственного поведения. Основу ум­ственной самостоятельности составляют также знания, которые и обеспе­чивают грамотное решение тех или других проблем.

Развитие у учащихся логического мышления созда­ют возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться, что составляет основу стандартов второго поколения.

Проектирование основной образовательной программы начальной школы включает деятельность по разработке программы формирования логического мышления. «Математика» в начальной школе выступает как основа развития логического мышления, включая и знаково-символических, планирование (цепочки действий по задачам), систематизация и структурирование знаний, перевод с одного языка на другой, моделирова­ние, дифференциация существенных и несущественных условий, аксиома­тика, формирование элементов системного мышления, выработка вычис­лительных навыков. Особое значение имеет математика для формирования общего приема решения текстовых задач как логического универсального учебного действия.

Текстовые задачи по математике при­званы решить целый комплекс задач по расширению и углублению математического образования. Данная деятельность – это отнюдь не механическое дополнение к на­чальному образованию, призванное ком­пенсировать недостатки работы с отстаю­щими или одаренными детьми. Содержание деятельности на начальном этапе задается стремлением детей устано­вить в своих играх удобный для них «оче­ловеченный» (одушевленный) порядок в мире вещей, явлений и приспособить вещи, организовать ситуацию под себя, под свою индивидуальность.

Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики будет происходить наиболее эффективно при использовании комплекса заданий. Данный комплекс заданий должен включать в себя текстовые задачи следующих видов:

1. Текстовые задачи, навязывающие в явной форме один вполне определённый ответ.

2. Текстовые задачи, побуждающие сделать неправильный выбор ответа из предложенных верных и неверных ответов.

3. Текстовые задачи, условия которых подталкивают решающего к тому, чтобы выполнить какое-либо действие с заданными числами или величинами, тогда как выполнять это действие вовсе не требуется.

4. Текстовые задачи, условия которых допускают возможность «опровержения» семантически верного решения синтаксическим или иным нематематическим решением.

5. Текстовые задачи на сообразительность способ­ствуют развитию логического мышления проблем­но-поискового характера.

6. Текстовые задачи на смекалку.

При подборе текстовых задач каждого вида следует придерживаться следующих принципов:

- текстовые задачи должны соответствовать возможностям учащихся, как по объему, так и по сложности их отношений;

- текстовые задачи должны быть близки жизненному (но не обязательно учебному) опыту учащихся;

- текстовые задачи должны содержать элемент новизны, необычности формулировки, нестандартности решения.

Критерием отбора текстовых задач является их учебное назначение, соответствие теме урока или серии уроков. Развивающие упражнения нужно включать как при объяснении нового материала, так и при закреплении пройденного.

При решении текстовых задач следует использовать схемы, планы, модели, чтобы обеспечить наиболее действенное усвоение учащимися системы знаний.  Вместе с тем необходимо побуждать учащихся искать нетрадиционные пути решения.

На  уроках математики необходимо включать текстовые задачи, направленные на развитие логического мышления, связанные с умением делать выводы, используя приемы анализа, синтеза сравнения и обобщения. Также необходимо использовать текстовые задачи: логические цепочки, лабиринты, магический квадрат, задачи в стихах, головоломки, математические загадки, кроссворды, ребусы и т.п.

Можно выделять  следующие этапы работы над задачей  на уроке:

-    этап,  связанный  с  восприятием  и  осмысление  задачи;

-    этап,  обеспечивающий  поиск  решения  задачи;

-    этап,  обеспечивающий  выполнение  плана  решения;

-    этап,  позволяющий проверить  решения.

Система  обучению  решению  текстовых  задач,  где  отсутствует готовый  для  заполнения  материал,  нет  типизации  задач,  где  новые  знания  открываются  ребенком  самостоятельно  или  в  совместном  поиске   с учителем,  обеспечивает  активную  познавательную  деятельность  и   усвоение  знаний.   Для  удобства  можно  использовать   алгоритм    рассуждения  при    работе    над    задачей

Таким образом, в начальном обучении математике велика роль текстовых задач. Решая их, учащиеся приобретают математические знания, готовятся к практической деятельности. Задачи способствуют развитию их логического мышления, таких процессов познавательной деятельности, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. В процессе решения  задач учащиеся учатся планировать и контролировать свою деятельность.

 

Список литературы:
1. Василевский А.Б. Обучение решению задач по математике.  М.,  Просвещение, 2011. -  406 с.
2. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. М.: Просвещение, Владос, 2014. – 102 с.
3. Лихтарников Л.М. Занимательные логические задачи. Для учащихся начальной школы. - СПб.: «Лань», «Мик», 2011. – 125 с.
4. Тонких А.П., Кравцова Т.П., Лысенко Е.А., Стогова Д.А., Голощапова С.В. Логические игры и задачи на уроках математики. - Ярославль: Академия развития, 2012. – 240 с.