Статья:

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ

Конференция: CLXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Ризаева Э.Н. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CLXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(161). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/10(161).pdf (дата обращения: 20.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ

Ризаева Эдвина Наримановна
студент кафедры специального (дефектологического) образования, Крымского инженерно-педагогического университета имени Февзи Якубова, г. РФ, г. Симферополь
Ибрагимова Алие Рустемовна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент кафедры специального (дефектологического) образования, Крымского инженерно-педагогического университета имени Февзи Якубова, г. РФ, г. Симферополь

 

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF COHERENT SPEECH IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION THROUGH FOLKLORE FORMS

 

Edvina Rizaeva

Student of the Department of Special (Defectological) Education, Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov, Russia, Simferopol

Aliye Ibragimova

Scientific director, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Special (Defectological) Education, Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov, Russia, Simferopol

 

Аннотация. Формирование связной речи у детей с задержкой психического развития является актуальной психолого-педагогической задачей. Для достижения данной задачи фольклор как метод воздействия на речевую деятельность является наиболее результативным. В период формирования связной речи у детей с ЗПР посредством фольклорных форм развивается не только связная речь, но и множество воспитательных аспектов.

Abstract. The formation of coherent speech in children with mental retardation is an urgent psychological and pedagogical task. To achieve this task, folklore as a method of influencing speech activity is the most effective. During the formation of coherent speech in children with ASD, not only coherent speech develops through folklore forms, but also many educational aspects.

 

Ключевые слова: ЗПР; фольклор; речь; связная речь; старший дошкольник; развитие; речевое развитие; обучение; воспитание.

Keywords: ZPR; folklore; speech; coherent speech; senior preschooler; development; speech development; education; upbringing.

 

Особое внимание в педагогической практике уделяется развитию речевой деятельности у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста. У большинства детей этого возраста наблюдаются недостатки в звукопроизношении, фонематическом оформлении, лексической стороне, грамматическом построении предложений, в уровне развития связной речи. Нарушения речевой деятельности носят типологический характер и входят в структуру дефекта. На уровне развития связной речи отмечаются трудности:

- В лексическом оформлении;

- Грамматическом построении предложений;

- В содержательности передачи мыслей;

- В способах связей между предложениями устной речи;

- В понимание сложных многоступенчатых конструкций;

- Ограниченность словарного запаса [2, c. 36].

Формирование речеактивных компонентов на уровне связной речи обуславливается сложностями психической деятельности детей, отставанием в темповом плане, незрелостью процессов высших психических функций дошкольников с ЗПР. Слепович Е.С рассматривая психологическую структуру детей с ЗПР в дошкольном возрасте выделяет такие особенности, как слабую мотивационную деятельность к опосредованным действиям, сферу представлений образов, нарушения в структурно-знаковых системах слова. Данные особенности широко наблюдаются в игровой деятельности ребенка. У детей во время игровой деятельности с трудом формируется замысел игры. Не сформирована игра и как средство коммуникативного общения со сверстниками, что в свою очередь накладывает серьезный отпечаток на устную речевую деятельность в целом. Это в свою очередь создает проблему, для решения которой необходимо разработать методологическую базу с определенными  приемами развития [3, c. 228].

Связная речь детей с ЗПР в связи со сложной структурой дефекта характеризуется тем, что дошкольники плохо понимают замысел рассказа, не могут выделять главную мысль и основную идею текста, то есть, затруднен процесс восприятия и осмысления услышанного. Дети данной группы имеют проблемы со словарным запасом. В их речи довольно редко встречаются прилагательные, глаголы, наречия. Значительной проблемой в речевой деятельности детей с ЗПР является трудность в словообразовательных процессах [2, c. 39].

По мнению Аюповой Е.Е основные проблемы касаются связной речи. Дети не в состоянии пересказать небольшой по объему и не сложный по содержанию текст. Отмечается сухое перечисление фактов. Трудности в речевом оформлении высказываний наблюдаются даже при пересказе текста с опорой на серию сюжетных картин. Творческое высказывание – остается недоступным [2, c. 41].

Азина Е.Г в своем учебном пособии делает акцент на том, что широкое внедрение фольклора в образовательную дошкольную деятельность окажет значительное влияние. При знакомстве с детским фольклором у детей с ЗПР уточняется и расширяется словарный запас, формируется логическая последовательность, развивается лексический и грамматический строй речи [1, c. 36].

Скороговорки как форма детского фольклора оказывают серьезное влияние на автоматизацию звуков, что благоприятно содействует речевому развитию и развитию артикуляционного аппарата ребенка.

Считалки, потешки, прибаутки способствуют развитию навыков словообразований. Дети на основе считалок, потешек и прибауток учатся вычленять морфемы в слове и использовать их для образования новых словестных единиц [1, c. 38].

Характеризуясь обилием художественных изобразительных средств, фольклор содействует связной речи детей. Поэтические обороты, множество лексических и синтактических приемов в произведениях фольклора усиливают выразительность и точность у дошкольников с ЗПР. Подбирая эпитеты, сравнение, метафоры к поведениям героев сказок, рассказов дети усваивают и нравственные нормы поведени.

Работа по речевому развитию детей строится в связи с поставленными коррекционными задачами подобранных в соответствии с выбранным литературным творчеством фольклора:

- Формирование и постановка четкой дикции;

- Формирование четкости и точности в выражениях;

- Формирование умений составлять словообразовательные формы;

- Воспитание выразительности;

- Воспитание в передаче содержательности произведений;

- Работа над замыслом;

- Работа над интонационным оформлением;

- Работа над пересказом текстов;

- Работа над составлением рассказов основанных на личном опыте;

- Формирование умений составлять логически-последовательный, связный рассказ по серии сюжетных картин;

- Умение составлять рассказ по описанию предмета устного народного творчества  (например, матрёшка) [1, c. 39].

Учащиеся с ЗПР в процессе работа над материалом устного народного творчества знакомятся с основными характеристиками фольклора, уточняют и расширяют знания в смысловых нагрузках разных жанров. В процессе расширяется словарный запас, улучшается уровень овладения связной речью, словообразовательными процессами [1, c. 79].

Фольклор как метод широко используется в логопедической практике для автоматизации и постановки звуков при помощи скороговорок.

Таким образом, влияние фольклора на связную речь детей с ЗПР играет большую роль. 

 

Список литературы:
1. Азина  Е. Г. Логопедическое сопровождение младших школьников с ЗПР на основе использования фольклорного материала: учебное пособие / Е. Г. Азина. — Москва: Владос, 2016. — 88 с.
2. Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие / составители Е. Е. Аюпова [и др.]. — Пермь: ПГГПУ, 2018. — 139 с.
3. Пузанов Б. П. Обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями: учебное пособие / Б. П. Пузанов, Н. П. Коняева, Б. Б. Горскин; под редакцией Б. П. Пузанова. — 2-е изд. — Москва: Владос, 2013. — 439 с.