Статья:

РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСА СРЕДСТВ ДИАГНОСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА

Конференция: CCXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Разоренова М.А. РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСА СРЕДСТВ ДИАГНОСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 22(213). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/22(213).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСА СРЕДСТВ ДИАГНОСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА

Разоренова Мария Александровна
студент Института права и управления, Московский педагогический государственный университет, РФ, г. Москва

 

Аннотация. В статье поднимается проблема разработки средств диагностики профессиональных компетенций бакалавров. В работе представлен алгоритм и рекомендации к применению отдельных средств диагностики профессиональных компетенций будущих специалистов, составлен комплекс оценочных средств и ключи к педагогической диагностике профессиональных компетенций студентов ВУЗа. Результаты данного исследования применимы к дальнейшей разработке комплекса средств педагогической диагностики профессиональных компетенций для обучающихся образовательных учреждений высшего образования.

 

Ключевые слова: компетентностный подход, профессиональные компетенции, педагогическая диагностика, уровень сформированности компетенций.

 

Уровень профессиональной подготовки студентов является важным показателем эффективности как определенного ВУЗа, так и отечественного образования в целом. Квалифицированный специалист представляет собой личность, имеющую определенный набор знаний, умений и навыков в рамках своей специализации, а также способную к постоянному профессиональному развитию и своевременной адаптации к постоянно меняющемся условиям. Таким образом, диагностика профессиональных компетенций позволяет выявить текущий уровень профессиональной подготовки студента и прогнозировать дальнейшее его развитие в соответствующей нише. Именно поэтому современные учреждения высшего образования заинтересованы в повышении качества своих образовательных услуг и поиске новых методов и средств диагностики результатов осваиваемых программ.

Проблема профессиональной компетентности разворачивается преимущественно в практической области. При этом формирование профессиональных компетенций представляет собой использование полученной системы знаний и умений, методов обеспечения активной деятельности объекта. Данная активность рассматривается в личностно-деятельностной сфере (свойства личности человека, обеспечивающие самостоятельное функционирование объекта и его продуктивность) и акмеологической (результат эффективного профессионально-личностного развития). Исследование профессиональной компетентности основывается на рассмотрении опыта, знаний, умений и навыков как взаимосвязанных аспектов. В данную взаимосвязь также добавляются и отношения личности. Совокупность вышеизложенных факторов направлена на конечный продуктивный результат профессиональной деятельности специалиста. С точки зрения теории компетентностного подхода профессиональную компетентность (на ряду с прочими компетентностями) можно рассматривать как базовое качество личности объекта, которое обеспечивает его эффективное функционирование в профессиональной деятельности и постоянно меняющихся обстоятельствах в конкретной специфической области.

Изучив структуру и наполнение понятия «профессиональные компетенции, можно составить перечень компетенций, поддающихся оцениванию при диагностике сформированности данных компонентов готовности специалиста к профессиональной деятельности. Бакалавр, освоивший программу подготовки высшего образования обладает следующими критериями:

  • Способность применять актуальные методы самоконтроля и оценивания;
  • Владение навыками проектирования, прогнозирования, анализа и нахождения причинно-следственных связей конкретных явлений в профессиональной сфере;
  • Владение полным объемом теоретического материала, предусмотренном спецификой профессиональной подготовки;
  • Умение грамотного формирования целей и задач собственной профессиональной деятельности, а также производить анализ данных положений;
  • Умение работы с поступающей информацией, включающее сбор, анализ, хранение и обработку данных;
  • Умение отслеживать, отбирать и анализировать профессиональные тенденции и технологии, сопоставляя с элементами структуры специфической деятельности (цели, задачи, практическое применение и т.д.).

Мониторинг освоения студентами программ высшего образования направления бакалавриата (в том числе диагностика профессиональных компетенций бакалавров) базируется на Федеральных образовательных стандартах высшего образования. В данном документе содержится информация о формируемых профессиональных компетенциях студентов бакалавриата, что должно служить фундаментом при разработке комплекса средств для диагностики профессиональных компетенций будущих специалистов. Изучив формируемые профессиональные компетенции и содержание действующих образовательных программ необходимо составить алгоритм диагностики профессиональных компетенций бакалавров:

  1. Определение содержания и структуры профессиональных компетенций для определенной программы высшего образования;
  2. Разработка способов и методологии освоения профессиональных компетенций для определенных дисциплин в разрезе выбранной программы высшего образования;
  3. Формирование средств оценивания и контрольных процедур осваиваемых профессиональных компетенций в разрезе выбранной учебной дисциплины;
  4. Проведение анализа результатов диагностики профессиональных компетенций бакалавров.

Алгоритм формирования средств диагностики профессиональных компетенций включает разработку уровней формирования профессиональных компетенций, формирование элементов «знания», «умения», «навыки» для каждого уровня формирования профессиональными компетенциями, формирование общей системы диагностики профессиональных компетенций бакалавров.

При обучении бакалавров наиболее эффективно будет опираться не только на развитие фундаментальных знаний студентов, но и на творческое развитие профессиональных навыков. Сформированные умения и навыки помогут будущему специалисту научиться выходить из нестандартных ситуаций, самостоятельно усваивать и находить новые знания. В свою очередь, умение извлекать необходимые знания на самостоятельной основе способствует развитию критического мышления. Таким образом, развивается целый комплекс знаний, умений и навыков, стимулирующих студента в развитии и использовании имеющихся профессиональных компетенций на практике в рамках эффективной творческой среды.

Сроки исполнения проектной деятельности составляют 2-3 недели. Деятельность преподавателя заключается в организации, контроле и координации деятельности бакалавра. Для обеспечения продуктивной обратной связи студент должен вести регулярную отчетность перед преподавателем. Рассмотрим более подробно вариант отчета. (см. табл. 1)

Таблица 1.1.

Форма отчетности при  реализации проектной деятельности бакалавра

Этапы проектной деятельности

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающегося

Форма отчета

Подготовительная работа

Формирование темы и задач проекта;

Консультация обучающихся по формированию структурных составляющих проекта.

Формулирование темы проектной деятельности;

Обоснование структурных составляющих проекта, стратегии деятельности и имеющихся ресурсов.

Постановка темы, задач, цели и плана проектной деятельности.

Реализация проектной деятельности

Промежуточный контроль (обсуждение) текущих результатов проекта.

Индивидуальная работа, включающая поиск, отбор, анализ литературных источников, подготовка презентации к защите проекта и доклада.

Обоснование основных тезисов и понятий доклада;

Презентация к защите проектной деятельности.

Защита проектной деятельности

Анализ и консультирование проектной работы.

Обобщении по результатам проектной деятельности;

Раскрытие интересующих экспертов деталей доклада.

Предоставление доклада о результатах проекта и его защита.

Подведение итогов

Подведение итогов деятельности, консультация и оценка работ.

Анализ результатов проекта, выдвижение новых проблем по выбранной теме.

Предоставление проекта с учетом коррекции.

 

Проектная деятельность стимулирует студента быть более активным в процессе обучения, дает мотивацию в получении эффективного результата работы. Процесс проектирования заставляет будущего специалиста самостоятельно находить и отбирать необходимый методический материал, анализировать его и интегрировать в соответствии с поставленной проблемой. На данной основе происходит наиболее эффективная диагностика профессиональных компетенций студентов, а также их развитие.

Еще одно эффективное средство диагностики профессиональных компетенций бакалавров – студенческое портфолио. Существует масса определений и подходов к раскрытию понятия «студенческое портфолио». Однако большая часть исследователей сходятся во мнении, что портфолио представляет собой комплекс показателей и свидетельств околопрофессиональной деятельности студентов, что позволяет диагностировать обучающегося как будущего профессионала.

Выделяют три основных подхода к определению сущности понятия «портфолио»:

- Совокупность результатов деятельности студента в образовательной и профессиональной деятельности. Портфолио является системой, способной использовать на практике механизм индивидуальной накопительной оценки. С данной точки зрения портфолио представленно дополнением к контрольно-оценочным средствам образовательно-профессиональной деятельности студента.

- Способ организации взаимодействия обучающегося с продуктом собственной профессионально-образовательной работы. Портфолио с данной точки зрения представляется методом организации результатов деятельности, а также способ накопления, формирования и оценки достижений обучающегося.

- Способ взаимодействия субъектов образовательного процесса. При данном подходе идет акцент на характере совместной деятельности педагога и обучающегося при составлении портфолио.

В качестве средства диагностики профессиональных компетенций студента метод портфолио выступает идентификатором полученных профессиональных знаний, умений и навыков. С помощью портфолио студент может отследить и проанализировать результаты обучения и степень овладения им умения выходить из различных профессионально-образовательных задач.

Одна из наиболее продуктивных структур составления портфолио студента бакалавриата включает несколько пунктов: раздел имеющейся документации, раздел профессионально-образовательной деятельности и раздел рефлексия (рис. 1).

 

Рисунок 1. Структура студенческого портфолио

 

На основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что студенческое портфолио представляет собой комплекс профессионально-образовательных результатов обучения студентов бакалавриата. Данная систематизированная информация об индивидуальных достижениях обучающегося позволяет субъектам образовательной деятельности анализировать и диагностировать формируемые профессиональные компетенции. Работа над портфолио должна представлять из себя не просто механизм учета профессиональных достижений, но и являться четкой системой с выстроенной взаимосвязью данных, по которым студент сможет произвести анализ и интеграцию деятельности в будущее профессиональное поле.

Следующее средство диагностики профессиональных студентов бакалавриата – компетентностно-ориентированные задания. Подобные задания носят деятельностный характер и включают исследовательские, коммуникативные, информационные и предметные умения. Актуальность данного комплекса заданий заключается в необходимости накопленной теоретической базы для дальнейшего применения в профессиональной деятельности в рамках функционирования студента в определенной поставленной проблеме. Компетентностно-ориентированные задания побуждают студента к самостоятельной образовательной деятельности, направленные на формирование и диагностику готовности обучающегося к профессиональному труду.

Комплекс компетентностно-ориентированных заданий включает несколько структурных элементов:

- Стимул отвечает за мотивацию обучающихся в ходе выполнения поставленной задачи. Стимулом выступает исходные данные задания, выступающие так же первичным источником информации.

- Формулировка задания содержит текстовое содержимое задачи.

- Источник информации представляет собой данные, на котором базируются задачи, и содержит материал, необходимый для решения проблемы.

- Ключ к проверке является системой эталонных ответов к поставленной задаче.

Формирование данного средства диагностики профессиональных компетенций требует обеспечение четкого алгоритма, состоящего из нескольких пунктов:

- Определения спектра необходимых формируемых и диагностируемых компетенций;

- Постановка задачи в соответствии с определенными для нее компетенциями;

- Поиск необходимой для выполнения задания информации (источник информации);

- Постановка стимула;

- Формирование эталонной системы ответов.

Примером может послужить компетентностно-ориентированные задания, составленные для студентов бакалавриата по направлению подготовки «преподавание математики» на тему «Деление окружности».

Стимул: для выполнения чертежей по дисциплинам профессиональной направленность Вам необходимо освоить навык решения задач на деление окружности.

Формулировка задания: практическое задание необходимо выполнить на листе формата А4 из методических рекомендаций по теме «Деление окружности», приведите примеры использования данной темы в окружающей среде, воспроизведите придуманный орнамент, используя правила деления.

Информационный источник: лекции, семинары, учебник по черчению.

Ключ к проверке данного задания. (см. табл. 2)

Таблица 1.2.

Ключ для проверки компетентно-ориентированного задания на тему «Деление окружности»

Оценка

Критерий

«Неудовлетворительно»

Задание выполнено с ошибками, примеры деления окружности не приведены.

«Удовлетворительно»

Задание выполнено с недочетами, отсутствуют вспомогательные линии, приведен 1 пример деления окружности.

«Хорошо»

Задание выполнено без ошибок, приведено 2 примера деления окружности, имеются недочеты в построении орнамента, имеются сложности в ответе на дополнительные вопросы.

«Отлично

Задание выполнено без ошибок, приведено 3 примера деления окружности, орнамент построен по всем правилам, студент ответил на все дополнительные вопросы.

 

Компетентностно-ориентированные задания могут ранжироваться по степени сложности и требовать от студента бакалавриата соответствующего уровня самостоятельности. Таким образом, практикоориентированность всех приведенных средств диагностики профессиональных компетенций требуют конкретики в формируемой структуре для наиболее эффективного результата проверки.

Разработка комплекса педагогических средств диагностики профессиональных компетенций бакалавров является эффективным инструментом для решения ряда важных в образовательной сфере проблем:

  • Контроль реализации и результатов действующих в ВУЗе образовательных программ;
  • Формирование резерва квалифицированных кадров различных отраслей;
  • Первичная адаптация молодых специалистов к будущей профессиональной деятельности;
  • И т.д.

Таким образом, разработка комплекса средств диагностики профессиональных компетенций бакалавров является важным компонетом интеграции полученных знаний умений и навыков в профессиональную деятельность будущего специалиста.

 

Список литературы:
1. Чернявская А.П., Гречин Б.С. Современные средства оценивания результатов обучения. Учебно-методическое пособие. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ. – 2015.
2. Соболева, Э.Ю. Формирование системы оценки качества высшего образования в XXI веке / Э.Ю. Соболева // Менеджмент в России и за рубежом. - 2014. - № 1.
3. Полат, Е.С. Метод проектов: история и теория вопроса: Современные педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат. - М.: Изд - во центр «Академия», 2010. - 200 с.
4. Маматова, О. Г. Формы контроля знаний студентов педагогических вузов / О.Г. Маматова // Молодой ученый. - 2012. - №8.