Статья:

Особенности и значение экологического образования в воспитании и развитии современной личности

Конференция: I Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Магомедова М.А. Особенности и значение экологического образования в воспитании и развитии современной личности // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. I междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(1). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/1(1).pdf (дата обращения: 25.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности и значение экологического образования в воспитании и развитии современной личности

Магомедова Мильвара Абдуллаевна
магистрант, Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова, РФ, г. Элиста
Шагаева Наталья Аркадьевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, кафедра педагогики, Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова, РФ, г. Элиста

 

Сложной воспитательной задачей на современном этапе является - воспитать социально и духовно развитую личность, экологически готовую верно определить свое место в обществе и природе, проявлять свое отношение на переменны в жизни, решать социальные и нравственные проблемы.

Экологическое воспитание – по мнению И.Д. Зверева, Л.А. Зятевой, А.Ф. Лиходиевского, сложная часть воспитания личности, так как отношения личности к природе является показателем нравственных устоев человека. А.Н. Захлебным, дается определение экологическое воспитание как «систематическое планомерное воздействие на сознание и поведение людей, в целях воспитания у них экологической культуры, выражающейся в бережном отношении к природе, как важнейшей социально-нравственной ценности в жизни общества» [2, c.33].

Раскрывая понятие «экологическое воспитание», А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина считают, что «целью экологического воспитания должно быть глубокое осознание людьми идеи оптимального взаимодействия общества и природы своей взаимосвязи с природной средой и ответственности за ее состояние, реализующейся в соответствующей деятельности, в образе поведения» [3, c.11].

Экологическое воспитание представляет собой целостную систему, характеризующуюся всеобщностью, интерактивность. Оно ориентировано на подготовку человека к разумному природопользованию, формированию экологического сознания в контексте гармоничного развития личности и обусловлено острой социально-экологической ситуацией в мире.

Ознакомление с современной педагогической литературой предоставляет возможность установить содержание экологического воспитания как целенаправленного процесса формирования ответственного отношения подрастающего поколения к окружающей среде во всех видах деятельности.

В исследованиях современных педагогов, посвященных экологическому воспитанию, данный процесс характеризуется употребляются терминами «экологическое воспитание», «экологическое образование», «экологическое образование и воспитание».

В данный период экологическое образование является одним из главных направлений в педагогической науке. Исследователи в настоящее время выделяют несколько компонентов экологического образования. Так, по мнению С.В. Алексеева, что экологическое образование состоит из трех уровней [1, c.15]:

1.         Экологическое просвещение, предусматривающее ориентацию человека в экологических ситуациях;

2.         Экологическое сознание, обеспечивающее формирование мышление личности;

3.         Экологическая культура, одной из основных компонентов которой является экологическая воспитанность.

Экологическое образование интерпретируется не просто как обязательный элемент воспитания ребенка на всех ступенях обучения, но имеет установку к развитию абсолютной системы, когда изучение всех учебных дисциплин проходит через призму экологического.

Реализация принципов и функций формирования экологического образования необходимо осуществлять по нашему мнению, в следующих направлениях:

· развивать у школьников готовность к поиску знаний самостоятельно, в исследовательской и природоохранительной деятельности;

· компьютеризация –школьником необходимо уметь использовать средства накопления и формирования информационных систем;

· непрерывно и систематически работать по вовлечению учащихся в экологическую деятельность.  

Необходимо отметить, что экологическое образование - это целенаправленное формирование у личности, любой возрастной группы, экологического мышления, необходимых экологических моральных, правовых взглядов на природу и места в ней человека, активной жизненной позиции в деле рационального использования и преобразования окружающей среды.

Г.А. Ягодиным определяется цель экологического образования, которая состоит в воспитании у каждого человека экологической культуры на основе знаний закономерностей функционирования экологических систем и путей их допустимого изменения, понимания самоценности природы, необходимости ее максимально возможного сохранения для будущих поколений [5, c.38].

В системе экологического образования развитие экологической культуры личности выделяется основной целью. «Экологическая культура» состоит из таких понятий как, «экологическое мышление», «экологическая этика», «экологическая воспитанность». Экологическая культура демонстрирует качество личности, которое под воздействием мотивационной, эмоциональной и интеллектуальной сфер деятельности рождается и развивается, воплощаясь во взаимоотношения с социальной и окружающей средой, то есть речь идет о том, чтобы эти взаимоотношения путем экологического образования и воспитания привести в соответствие с условиями и требованиями жизнедеятельности человека, сформировавшихся в процессе его воздействия на природу [5, c.40].

Уровень сформированности экологической культуры личности измеряется ее конкретным вкладом в преодоление отрицательных воздействий на природу, пресечением деяний, причиняющий ей вред, популяризацией и растолкованием законов об охране окружающей среды. Одним из обязательных условий экологического воспитания является усвоение человеком личного экологического опыта, что гарантируется согласованным влиянием образовательной системы, содержащей все уровни обучения и семьи. В соответствии с обозначенными условиями экологическое образование и воспитание должны решать следующие задачи в их единстве:

Обучения – формирование системы знаний об экологических проблемах современности их разрешения, развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценки состояния и улучшению окружающей среды.

Воспитания – формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни; стремление к активной деятельности по охране среды.

Интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношения к природе как универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственного развития личности) [4, c.57].

Данные задачи нельзя реализовать вне системы школьного экологического образования функциями которого являются формирование экологического мировоззрения школьников, осознанного отношения к усвоению экологических знаний, развитие познавательного интереса и культуры учащегося в сфере задач сохранения окружающей природы, внесение экологических компонентов в составную часть профориентационнной деятельности, что помогает освоению значения экологических факторов в области профессиональной деятельности человека, формирование у учеников нравственных и правовых основ понимания действий в природе, осмысленное поведение в природной среде и обществе, гражданской ответственности за сохранение природы будущих поколений, физическое совершенствование учащихся, укрепление их здоровья и формирование санитарно-экологических навыков, формирование основ эстетической культуры в процессе общения с миром природы. Особенность экологического образования состоит в том, что оно в значительной степени направленно на формирование знаний.

Анализируя значительное количество исследований по данной тематике предоставляет возможность подчеркнуть ряд принципов, свойственных данной области педагогической деятельности:

· междисциплинарный подход в формировании экологической культуры;

· систематичность и непрерывность изучения экологического материала;

· единство познания, переживания, действия;

· гибкость, вариативность, проблемность содержания экологического образования;

· вертикальная интеграция уровней экологического образования и горизонтальная координация деятельности основных дополнительных, государственных, негосударственных и общественных образовательных учреждений;

· взаимосвязь глобального, национального и локального (краеведческого) уровней экологических проблем.

Таким образом, воспитывая в современных условиях всесторонне развитую личность необходимо учитывать экологическое образование как ведущее и значимое направлений в учебно-воспитательном процессе. Безусловно образование не может реализовываться только в одном направлении, но учителю, который занимается образованием подрастающего поколения и хочет добиться положительных результатов необходимо проводить свою деятельность так, чтобы каждое направление было косвенно задействовано. Первый шаг экологического образования, это в первую очередь осознание бережного отношения к природе, то есть знать ответ на вопрос зачем?

 

Список литературы:
1. Алексеев, С.В. Экология: наука и область образования / С.В. Алексеев. - СПб.: СПГУПМ, 1994. - 55 с.
2. Захлебный А.Н. Содержание экологического образования в средней общеобразовательной школе: теоретическое обоснование и пути реализации: дис. ... д-ра пед. наук / А.Н. Захлебный. - М.: 1985. - 389 с.
3. Захлебный, А.Н. Научно-технический прогресс и экологическое образование [Текст] / А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина // Советская педагогика. – 1985. - №12. – С. 10-12.
4. Мургаева, С.И. Народные традиции в экологическом воспитании старшеклассников (на материале республики Калмыкия): дис. ... канд. пед. наук / С.И. Мургаева. – М.: 2000. - 195 c.
5. Ягодин, Г. Проблемы экологического образования / Г. Ягодин, Л. Третьякова // Вестник высшей школы. – 1991. - №3. - С. 38-45