Статья:

ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ПРИ ПОМОЩИ АУДИРОВАНИЯ В 8-9-Х КЛАССАХ

Конференция: LVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Кривкина А.Н. ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ПРИ ПОМОЩИ АУДИРОВАНИЯ В 8-9-Х КЛАССАХ // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(57). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/11(57).pdf (дата обращения: 01.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ПРИ ПОМОЩИ АУДИРОВАНИЯ В 8-9-Х КЛАССАХ

Кривкина Анна Николаевна
студент, Московский городской педагогический университет, РФ, г. Москва
Попова Лариса Георгиевна
научный руководитель, д-р. филол. наук, профессор, Московский городской педагогический университет, РФ, г. Москва

 

Аннотация. Целью данной статьи является выяснения особенностей использования аудирования на уроках 8-9-х классов, на которые должны обращать внимание учителя при составлении заданий и планов занятий. Результаты данной работы могут помочь понять, какая подача аудирования наиболее эффективно влияет на изучение иностранного языка в данных классах.

 

Ключевые слова: аудирование, мышление, деятельность, понимание речи на слух

 

Аудирование – это способность обрабатывать информацию, которую говорят другие люди на иностранном языке, на слух, а также понимать грамматические структуры, лексику и акцент собеседника или спикера. С помощью аудирования происходит усвоение словарного состава и грамматических особенностей языка, а также данный вид работы с иностранной речью помогает лучше овладеть другими его аспектами: говорением, письмом и чтением [2, с. 91].

Целями изучения языка с помощью аудирования могут быть:

  • формирование необходимых речевых умений и навыков;
  • развитие памяти на слух и реакции на иностранную речь;
  • умение выделять основную мысль в потоке информации;
  • обучение мышлению на определённом языке у носителей;
  • понимание смысла однократного высказывания [1].

Аудирование также наиболее полно погружает в языковую среду, поскольку в реальности мы часто сталкиваемся с носителями в устном разговоре или на видео- и аудиозаписях. Поэтому этот вид работы с языком помогает быстрее осваивать данную сферу деятельности. Отсюда следует, что разработка и внедрение улучшенных технологий обучения с аудированием, отвечающих запросу конкретного времени, очень важны для преподавателей.

В 8-9-х классах учащиеся снова интересуются учёбой и своим развитием, поскольку начинают анализировать свои запросы и потребности, а также, как и с помощью чего они могут быть реализованы в дальнейшем. В этот период они начинают осознаннее подходить к изучению дисциплин, а именно иностранного языка. Они переходят от стадии «впитывания» информации к стадии её расширения и применения. Именно поэтому очень важно на данном этапе дать учащимся возможность для самостоятельного применения и изучения языка, которое возможно только при хотя бы частичном погружении учеников в контекст языка и культуры говорящих на нём народов [4].

Для того, чтобы понять, почему прочность запоминаемости материала при использовании аудио сопровождения на занятиях прочнее, нужно изучить механизм аудирования. Данный вид деятельности связан непосредственно с памятью человека, которая бывает кратковременной, оперативной и долговременной. И в изучении языка мы стремимся к тому, чтобы информация оставалась в последнем виде памяти. Аудирование даёт такую довольно быструю возможность и прочность запоминания материала, так как звуки и голоса вызывают определённые эмоциональные переживания у человека, которые остаются в памяти гораздо легче и дольше, чем другая сухая информация. Слушающий реагирует на интонацию, акценты и скорость разговора говорящего, из-за чего слова и выражения воспринимаются быстрее и чётче [1].

Аудирование также помогает учащемуся овладеть необходимыми знаниями применительно к стране изучаемого языка в контексте людей, которые говорят на нём. На первых стадиях ученик интерпретирует речь говорящего с позиции своей страны и народа, что часто приводит к искажению воспринимаемой информации. Однако на последующих уровнях при более детальном анализе аудирования, учащиеся становятся способными отделять свою культуру от чужой [3]. Они слышат, в каких ситуациях носители используют определённые слова и выражения, какую используют интонацию в определённых типах предложений, а также как реагируют на те или иные вопросы и утверждения. Так, ученики лучше погружаются в языковую среду изучаемого языка.

Необходимо напомнить, что аудирование помогает развивать одновременно все остальные виды речевой деятельности в иностранном языке. Прослушивание служит основой для говорения, поскольку качество понимания прослушанного материала контролируется обычно с помощью ответов на вопросы к содержанию прослушанного или путём пересказа моно- или диалога. Между аудированием и чтением также есть взаимодействие, поскольку задания к аудированию обычно даются в виде печатной информации, поэтому часть сведений, необходимых для понимания текста в аудио, может быть извлечена из самого задания. И также часто ответы на вопросы по аудированию необходимо дать в письменной форме. Поэтому эти виды деятельности тоже связаны между собой [4]. И из этого вытекает, что аудирование является одним из самых сложных видов речевой деятельности и, по мнению многих методистов, должно быть больше исследовано и развито лучше других умений.

Переход от начального уровня понимания информации к продвинутому происходит именно в 8-9-х классах, поэтому преподавателям на этих ступенях обучения особенно важно понимать методическую систему, по которой необходимо обучать аудированию на уроках иностранного языка [1].

В данных классах нужно использовать материалы, которые должны быть аутентичными или учебно-аутентичными. Материалы из оригинальных источников или разработанные с учётом всех параметров аутентичного учебного процесса наполнены естественностью словарного наполнения и грамматических форм, адекватностью ситуаций и использования языковых средств, что помогает учащимся познавать иностранный язык со стороны носителей языка.

В 8-9-х классах особенно важно указывать на взаимосвязь этих видов речевой деятельности при работе с аудиоматериалами, а также как это взаимодействие улучшить для более полного погружения в языковую среду. Учащиеся должны не толькослушать иностранную речь, но и анализировать её, и стараться применять уже при самостоятельном обучении [1].

Имеют также значения такие детали, как продолжительность текста и его актуальность. Если в начале изучения языка ученикам будет достаточно прослушать текст не больше одной минуты, то в данных классах важно давать более продолжительный аудиоматериал. На этом этапе важно, чтобы учащиеся получали не готовые ответы на поставленные вопросы, а искали их и анализировали материалы в данном поиске. Также в 8-9-х классах подростки начинают задумываться о своём будущем, о месте в этом мире и развитии своих навыков и умений [5, с. 493]. Поэтому материал должен быть также подобран по актуальным темам и вопросам, которые помогут учащимся изучить информацию и заинтересоваться ею в процессе обучения и вне него.

Преподавателям иностранного языка нужно также помнить, что уровень избыточности информации должен быть естественным, а ключевая информация должна быть представлена известным для учениковвокабуляром. Также, чем сложнее текст для восприятия, тем большую значимость нужно придавать визуальным опорам и упражнениям на снятие языковых трудностей, которые подготавливают обучающихся к прослушиванию текста. Данные правила не изменяются и в изучаемых нами классах [5].

Таким образом, аудирование в 8-9-х классах отличается более серьёзным подходом и явной актуализацией тем материала на занятиях. Важно развивать аудиальные умения на основе аутентичных материалов, которые помогут учащимся быстрее и прочнее влиться в языковую среду, что потом поможет им уже самостоятельно осознанно или нет пополнять свои знания в сфере изучения иностранных языков.

 

Список литературы:
1. Ильина И.В. Специфика обучения аудированию на уроках английского языка в 5-9 классах языка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/statya-na-temu-specifika-obucheniya-audirovaniyu-na-urokah-angliyskogo-yazika-v-klassah-3774473.html?ysclid=la71vtvkuv858324021 (дата обращения: 24.11.2022)
2. Колесников А.А.Анализ актуальных ориентиров в обучении иностранным языкам / А.А. Колесников // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: «Филология. Теория языка. Языковое образование».– 2020. – № 2 (38) 2020. – С. 89–100.
3. Овсянникова А.Ю. Обучение аудированию на уроках иностранного языка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://urok.1sept.ru/persons/227-937-441 (дата обращения: 24.11.2022)
4. Погарцева Е.Е. Основы применения аудирования при обучении иностранному языку // АОН. 2013. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovy-primeneniya-audirovaniya-pri-obuchenii-inostrannomu-yazyku (дата обращения: 27.11.2022).
5. Сарапкина М.Е. Использование онлайн сервисов в. обучении аудированию на уроках иностранного языка // Сборник статей и тезисов «#ScienceJuice2021». 22.10.21 – 26.10.21 2021 года с.492 – 494 (дата обращения: 26.11.2022)