Статья:

Психолого-педагогическая характеристика слушателей программ дополнительного профессионального образования

Конференция: XXXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Боженова Е.Л. Психолого-педагогическая характеристика слушателей программ дополнительного профессионального образования // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9(32). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/9(32).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Психолого-педагогическая характеристика слушателей программ дополнительного профессионального образования

Боженова Елена Леонидовна
магистрант, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, РФ, г. Тула
Игнатова Ирина Владимировна
научный руководитель, канд. филол. наук, доц., доц. кафедры английской филологии, Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого, РФ, г. Тула

 

Разработка новейших технологий, постоянное развитие всех отраслей деятельности человека и высокая конкуренция на рынке труда в 21-м веке создает новые условия труда для человека. Современный специалист должен обладать более высоким уровнем знаний и быть компетентным во многих областях своей профессиональной деятельности.

Как никогда ранее, это стимулирует работников и работодателей постоянно обновлять и расширять знания в своей профессиональной области за счет специальных курсов повышения квалификации или программ дополнительного профессионального образования. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», «дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды» [1].

Участники таких программ – это, как правило, взрослые люди в возрасте от 18 до 65 лет, стремящиеся получить дополнительные знания, умения и навыки в той профессиональной области, в которой они заняты.

На сегодняшний день нет единого определения понятию «взрослый человек» и «взрослость». В своей работе мы придерживаемся мнения Т.А. Василькова и определяем взрослых как «людей, достигших возраста юридического совершеннолетия, с которым связан переход к выполнению особого комплекса социальных ролей в социальном и семейном функционировании» [2, с. 95].

Важно также отметить, что, хотя основным показателем взрослости является естественный возраст человека, его биологический, календарный и социальный возраста могут не совпадать. Невозможно также точно сказать, когда начинается и заканчивается период взрослости. Тем не менее, этот период можно условно поделить на несколько этапов на основании развития и смены видов мышления (образное, вербально-логическое, наглядное-действенное) в разных возрастах следующим образом:

  • 18-25 лет – преобладание образного и вербального мышления;
  • 25-38 лет – преобладание наглядно-действенного мышления;
  • 38-50 лет – выравнивание вербально-логических и образных форм мышления;
  • после 50 лет – преобладание вербального мышления.

За все это время у человека, как минимум дважды, могут снижаться способности памяти. Чаще всего это происходит в возрасте 35 лет и в промежуток между 45 и 50 годами. Однако таких изменений можно избежать в результате осознания изменения возрастных способностей, переклассификации мыслительных функций, сильной мотивации и компенсаторных возможностей организма.

Важной характеристикой взрослого человека в психологии и педагогике является его сформированность как «личности», «индивида» и «индивидуальности».

В отличие от понятия «человек», которое характеризует биосоциальные качества, понятие «личность» объединяет в себе все социально-психологические особенности человека, такие как характер, мировоззрение, жизненные принципы, социальные и политические взгляды, нравственные ценности, самооценку и многое другое. Как существо родовое понятие человек воплощается в реальных индивидах. Уникальное своеобразие, а также неповторимые врожденные и социально-приобретенные качества личности определяют её индивидуальность. Индивидуальность каждой взрослой личности, включённой в познавательный процесс, играет особо важную роль в образовании и определяет его эффективность. Так, например, индивидуальность проявляется в способности к усвоению различной информации, разных способах ее восприятия и приемах запоминания. Помимо этого, именно индивидуальность определяет такие качества личности, как темперамент, характер, способности, потребности и мотивацию, учет которых крайне важен для педагога в учебно-воспитательной и организационной деятельности.

Основными составляющими личности человека, влияющими на процесс обучения во взрослом возрасте, на наш взгляд, являются: направленность личности, потребности, способности, ответственность, целеустремленность, воля. Каждое из перечисленных качеств равнозначно. Складываясь воедино, они являются совокупностью врожденных и приобретенных регуляционных качеств человека и определяют его психические возможности в различных видах деятельности, указывают на его психическую и социальную зрелость. В зависимости от степени развитости они могут являться опорой в образовательной деятельности и позволяют преодолевать трудности в саморазвитии и самообучении.

Наряду с упомянутыми выше характеристиками, некоторые педагоги характеризуют учащегося как «субъекта» (Г.И. Щукина, В.В. Горшкова) [3, 4].

В философии «субъект – это носитель осознанной активности, познающий и преобразующий внешний и внутренний мир в идеальной и предметно-практической деятельности» [4, 5] (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев). Рассматривая это понятие с точки зрения психологии, можно сказать, что субъект полностью осознает систему деятельности, в которой участвует, и владеет её структурой, начиная от осознания её мотивов и заканчивая получением конкретного результата.

Он также способен четко оценивать свою деятельность и корректировать ее на основании проведенной рефлексии.

Не менее важными в образовательной сфере являются два производных понятия – субъектность и субъективность.

Под субъектностью мы понимаем способность взрослого человека воспринимать и осознавать все многообразие форм его жизнедеятельности.

Субъективность – это дериват от способностей субъекта и специфики его познавательных возможностей. В связи с тем, что потребность в новой информации является базовой для взрослого человека, «проявление свойств субъектности является неотъемлемой для него частью образовательного процесса и выражается в следующих показателях:

  • способности самостоятельно формировать информационный запрос;
  • способности самостоятельно формировать информационный запрос;
  • возможности выбора модели обучения;
  • осознанном принятии той или иной позиции в процессе обучения;
  • опоре на способность к эмоционально-волевой, физиологической, мотивационно-потребностной саморегуляции в сфере образования;
  • стремлении и возможности привнести содержание своего жизненного опыта в содержание обучения» [7, с. 40].

Основными психолого-педагогическими характеристиками слушателя программы дополнительного профессионального образования являются:

  • способность к рефлексии и саморефлексии по различным аспектам системы обучения (содержания, процесса, целей, методов, результатов и т.д.)
  • критичность мышления как способность оценивать ход обучения и корректировать его;
  • децентрированность мышления как способность видеть различные точки зрения и принимать множественность взглядов на окружающую действительность;
  • интерпретативная культура, позволяющая находить и предъявлять другим собственные смыслы, которые рождаются по мере освоения образовательного содержания;
  • высокая способность к самообучению и достижению позитивных результатов таким путем;
  • индивидуально-личностные цели обучения;
  • наличие предшествующего жизненного, профессионального, социального опыта как источника обучения;
  • наличие базового уровня подготовки в изучаемой профессиональной отрасли;
  • незамедлительная реализация полученных знаний, умений, навыков в реальной профессиональной деятельности;
  • обусловленность учебной деятельности временными, социальными, бытовыми и профессиональными факторами;
  • дефицит времени и желание сжать сроки обучения;
  • субъектно-субъектные отношения в процессе обучения.

В современной образовательной ситуации взрослый человек может столкнуться с рядом внутренних и внешних трудностей, которые необходимо учитывать при планировании и организации процесса обучения:

  • Социальные, выраженные в дефиците востребованности новой ступени образования со стороны общества или избыточность образованности для текущей профессиональной деятельности делает дополнительное образование нецелесообразным для определенного человека.
  • Психофизиологические, выраженные во внутреннем психологическом барьере относительно их способности к получению дальнейшего образования.
  • Социально-психологические, выраженные в страхе оказаться на месте ученика в связи с высоким занимаемым социальным статусом или служебной позицией.
  • Психолого-педагогические, выраженные в отсутствии ориентации на непрерывное образование, а также отсутствие понимания о необходимости такого образования для человека в современном обществе.

Таким образом, организация процесса получения дополнительного профессионального образования для взрослого человека требует комплексного подхода и учета многих указанных выше психолого-педагогических характеристик сложившейся личности.

Организуя образовательный процесс взрослой личности, преподавателю необходимо учитывать следующие факторы:

  • превалирующий вид мышления определенной возрастной категории;
  • психофизиологические особенности возраста;
  • содержательно-смысловую направленность образовательной деятельности (обучение, переобучение, повышение квалификации);
  • социальный, служебный, экономический статус личности;
  • наличие определенного социокультурного опыта;
  • устоявшиеся привычки в обучении и общении;
  • специфику индивидуальных информационных потребностей;
  • образовательные запросы времени.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] / http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 (дата обращения: 24.08.2020).
2. Василькова Т.А. Основы андрагогики : учебное пособие [Текст] / Т.А. Василькова. – М.: КНОРУС, 2009. — 256 с.
3. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе [Текст] / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 1986. -144с.
4. Горшкова, В.В. Проблема субъекта в педагогике : Учеб. пособие к спецкурсу [Текст] / В.В. Горшкова. Л.: РГПУ, 1991. - 77 с.
5. Рубинштейн C.JI. Человек и мир [Текст] / C.JI. Рубинштейн. – М.: Наука, 1997. – 191 с.
6. Ананьев, Б.Г. Психология и проблемы человекознания [Текст] / Б.Г. Ананьев. – М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 384 с.
7. Колесникова И.А. Основы андрогогики [Текст] / И. А. Колесникова – М.: ACADEMA, 2007. – 119 с.