Психолого-педагогическая характеристика слушателей программ дополнительного профессионального образования
Конференция: XXXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Педагогика
XXXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Психолого-педагогическая характеристика слушателей программ дополнительного профессионального образования
Разработка новейших технологий, постоянное развитие всех отраслей деятельности человека и высокая конкуренция на рынке труда в 21-м веке создает новые условия труда для человека. Современный специалист должен обладать более высоким уровнем знаний и быть компетентным во многих областях своей профессиональной деятельности.
Как никогда ранее, это стимулирует работников и работодателей постоянно обновлять и расширять знания в своей профессиональной области за счет специальных курсов повышения квалификации или программ дополнительного профессионального образования. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», «дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды» [1].
Участники таких программ – это, как правило, взрослые люди в возрасте от 18 до 65 лет, стремящиеся получить дополнительные знания, умения и навыки в той профессиональной области, в которой они заняты.
На сегодняшний день нет единого определения понятию «взрослый человек» и «взрослость». В своей работе мы придерживаемся мнения Т.А. Василькова и определяем взрослых как «людей, достигших возраста юридического совершеннолетия, с которым связан переход к выполнению особого комплекса социальных ролей в социальном и семейном функционировании» [2, с. 95].
Важно также отметить, что, хотя основным показателем взрослости является естественный возраст человека, его биологический, календарный и социальный возраста могут не совпадать. Невозможно также точно сказать, когда начинается и заканчивается период взрослости. Тем не менее, этот период можно условно поделить на несколько этапов на основании развития и смены видов мышления (образное, вербально-логическое, наглядное-действенное) в разных возрастах следующим образом:
- 18-25 лет – преобладание образного и вербального мышления;
- 25-38 лет – преобладание наглядно-действенного мышления;
- 38-50 лет – выравнивание вербально-логических и образных форм мышления;
- после 50 лет – преобладание вербального мышления.
За все это время у человека, как минимум дважды, могут снижаться способности памяти. Чаще всего это происходит в возрасте 35 лет и в промежуток между 45 и 50 годами. Однако таких изменений можно избежать в результате осознания изменения возрастных способностей, переклассификации мыслительных функций, сильной мотивации и компенсаторных возможностей организма.
Важной характеристикой взрослого человека в психологии и педагогике является его сформированность как «личности», «индивида» и «индивидуальности».
В отличие от понятия «человек», которое характеризует биосоциальные качества, понятие «личность» объединяет в себе все социально-психологические особенности человека, такие как характер, мировоззрение, жизненные принципы, социальные и политические взгляды, нравственные ценности, самооценку и многое другое. Как существо родовое понятие человек воплощается в реальных индивидах. Уникальное своеобразие, а также неповторимые врожденные и социально-приобретенные качества личности определяют её индивидуальность. Индивидуальность каждой взрослой личности, включённой в познавательный процесс, играет особо важную роль в образовании и определяет его эффективность. Так, например, индивидуальность проявляется в способности к усвоению различной информации, разных способах ее восприятия и приемах запоминания. Помимо этого, именно индивидуальность определяет такие качества личности, как темперамент, характер, способности, потребности и мотивацию, учет которых крайне важен для педагога в учебно-воспитательной и организационной деятельности.
Основными составляющими личности человека, влияющими на процесс обучения во взрослом возрасте, на наш взгляд, являются: направленность личности, потребности, способности, ответственность, целеустремленность, воля. Каждое из перечисленных качеств равнозначно. Складываясь воедино, они являются совокупностью врожденных и приобретенных регуляционных качеств человека и определяют его психические возможности в различных видах деятельности, указывают на его психическую и социальную зрелость. В зависимости от степени развитости они могут являться опорой в образовательной деятельности и позволяют преодолевать трудности в саморазвитии и самообучении.
Наряду с упомянутыми выше характеристиками, некоторые педагоги характеризуют учащегося как «субъекта» (Г.И. Щукина, В.В. Горшкова) [3, 4].
В философии «субъект – это носитель осознанной активности, познающий и преобразующий внешний и внутренний мир в идеальной и предметно-практической деятельности» [4, 5] (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев). Рассматривая это понятие с точки зрения психологии, можно сказать, что субъект полностью осознает систему деятельности, в которой участвует, и владеет её структурой, начиная от осознания её мотивов и заканчивая получением конкретного результата.
Он также способен четко оценивать свою деятельность и корректировать ее на основании проведенной рефлексии.
Не менее важными в образовательной сфере являются два производных понятия – субъектность и субъективность.
Под субъектностью мы понимаем способность взрослого человека воспринимать и осознавать все многообразие форм его жизнедеятельности.
Субъективность – это дериват от способностей субъекта и специфики его познавательных возможностей. В связи с тем, что потребность в новой информации является базовой для взрослого человека, «проявление свойств субъектности является неотъемлемой для него частью образовательного процесса и выражается в следующих показателях:
- способности самостоятельно формировать информационный запрос;
- способности самостоятельно формировать информационный запрос;
- возможности выбора модели обучения;
- осознанном принятии той или иной позиции в процессе обучения;
- опоре на способность к эмоционально-волевой, физиологической, мотивационно-потребностной саморегуляции в сфере образования;
- стремлении и возможности привнести содержание своего жизненного опыта в содержание обучения» [7, с. 40].
Основными психолого-педагогическими характеристиками слушателя программы дополнительного профессионального образования являются:
- способность к рефлексии и саморефлексии по различным аспектам системы обучения (содержания, процесса, целей, методов, результатов и т.д.)
- критичность мышления как способность оценивать ход обучения и корректировать его;
- децентрированность мышления как способность видеть различные точки зрения и принимать множественность взглядов на окружающую действительность;
- интерпретативная культура, позволяющая находить и предъявлять другим собственные смыслы, которые рождаются по мере освоения образовательного содержания;
- высокая способность к самообучению и достижению позитивных результатов таким путем;
- индивидуально-личностные цели обучения;
- наличие предшествующего жизненного, профессионального, социального опыта как источника обучения;
- наличие базового уровня подготовки в изучаемой профессиональной отрасли;
- незамедлительная реализация полученных знаний, умений, навыков в реальной профессиональной деятельности;
- обусловленность учебной деятельности временными, социальными, бытовыми и профессиональными факторами;
- дефицит времени и желание сжать сроки обучения;
- субъектно-субъектные отношения в процессе обучения.
В современной образовательной ситуации взрослый человек может столкнуться с рядом внутренних и внешних трудностей, которые необходимо учитывать при планировании и организации процесса обучения:
- Социальные, выраженные в дефиците востребованности новой ступени образования со стороны общества или избыточность образованности для текущей профессиональной деятельности делает дополнительное образование нецелесообразным для определенного человека.
- Психофизиологические, выраженные во внутреннем психологическом барьере относительно их способности к получению дальнейшего образования.
- Социально-психологические, выраженные в страхе оказаться на месте ученика в связи с высоким занимаемым социальным статусом или служебной позицией.
- Психолого-педагогические, выраженные в отсутствии ориентации на непрерывное образование, а также отсутствие понимания о необходимости такого образования для человека в современном обществе.
Таким образом, организация процесса получения дополнительного профессионального образования для взрослого человека требует комплексного подхода и учета многих указанных выше психолого-педагогических характеристик сложившейся личности.
Организуя образовательный процесс взрослой личности, преподавателю необходимо учитывать следующие факторы:
- превалирующий вид мышления определенной возрастной категории;
- психофизиологические особенности возраста;
- содержательно-смысловую направленность образовательной деятельности (обучение, переобучение, повышение квалификации);
- социальный, служебный, экономический статус личности;
- наличие определенного социокультурного опыта;
- устоявшиеся привычки в обучении и общении;
- специфику индивидуальных информационных потребностей;
- образовательные запросы времени.