Статья:

Формирование финансовой грамотности на уроках математики

Конференция: XLIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Веверица А.Г. Формирование финансовой грамотности на уроках математики // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(43). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/4(43).pdf (дата обращения: 22.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 188 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Формирование финансовой грамотности на уроках математики

Веверица Анна Григорьевна
студент, ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», РФ, г. Ставрополь
Вендина Алла Анатольевна
научный руководитель, доц. кафедры математики и информатики, кандидат физико-математических наук, ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», РФ, г. Ставрополь

 

В работе рассматриваются возможности уроков математики для формирования финансовой культуры учащихся, как в средней, так и в начальной школе. Приведены примеры интеграции уроков обществознания и математики с целью повышения экономической грамотности учащихся.

Переход общества к рыночной экономике требует не только создания соответствующих экономических, финансовых, управленческих структур, но и формирования из нового поколения экономически грамотных людей, способных принимать грамотные финансовые решения. В связи с этим одной из важнейших задач современной школы стало воспитание делового человека, личности с развитым экономическим мышлением, готовой к жизни и хозяйственной деятельности в условиях суровых рыночных отношений.

Рано или поздно любой человек задается вопросом, как же ему правильно обращаться с финансами, как увеличить его благосостояние? Это говорит о том, что человек осознанно желает повысить свою финансовую грамотность. Определим финансовую грамотность как понимание основных финансовых понятий и использование этой информации для принятия разумных решений, способствующих благосостоянию людей [6]. К ним относятся решения о том, как правильно тратить и копить свои финансы, планировать личный бюджет, как накопить средства для достижения целей в будущем и т.д.

Таким образом, вопрос грамотного распоряжения финансами является одним из самых важных вопросов в жизни современного человека, однако далеко не каждый выпускник общеобразовательной школы может рассчитать, спрогнозировать, оценить риски. Финансовая грамотность учащихся может формироваться, как при изучении экономики в курсе обществознания в средней школе, так и на основе всего комплекса предметов, которые изучаются на протяжении всего обучения в школе. Естественно, что особая роль в экономическом образовании школьника принадлежит именно математике, так как решение практико-ориентированных финансовых задач позволяет адаптировать теоретические основы школьного курса математики и лишенные практического смысла задачи к жизненным ситуациям, с которыми приходится сталкиваться школьникам [4]. Так, зачастую, и дети, и взрослые при решении различных математических заданий спрашивают у учителя: «А для чего же все это надо? Где нам могут пригодиться математические понятия?», потому что изучение математических формул, законов не всегда подкрепляется основами применения их в жизненных ситуациях.

Первичные представления о деньгах формируются у детей уже в дошкольном возрасте [5], а в возрасте 10–12 лет у детей начинают формироваться осознанные экономические представления: как выбрать тариф сотового оператора, тариф на интернет и т.д. Именно поэтому начинать формировать финансовую грамотность учащихся нужно, начиная с пятого класса [2]. Для достижения этой цели необходимо вводить различные экономические задачи в учебный курс математики. Это объясняется тем, что многие экономические проблемы поддаются анализу с помощью того математического аппарата, который изложен в курсе математики и алгебры. Так, большая часть экономических моделей основывается на традиционном материале школьного курса математики – на уравнениях, функциях, графиках, неравенствах и т.д. В школьную программу 5–9-х классов обычно не включены задания для формирования финансовой грамотности, поэтому учителю необходимо включать их в учебный план самостоятельно [3].

Решение задач – это одна из составляющих экономического образования, без математических расчетов невозможно осуществлять финансовое и бизнес-планирование, без понимания графиков теряют смысл финансовые прогнозы. Коммерческие расчеты помогают ученику уже с малых лет видеть, практическую направленность математики и не бояться реальных цифр в жизни. Простейшие задачи иллюстрируют экономические концепции и модели, позволяют эффективнее усвоить экономические реалии. Но при решении этих задач у детей появляются вопросы, связанные с терминологией и с экономическими ситуациями, встречающимися в них. Сопутствующая информация, полученная от учителя на уроке математики в ходе решения задач, в силу ряда причин является минимальной, поэтому возникает потребность создания образовательной среды для формирования экономической культуры учащихся. Мы полагаем, что для решения данной проблемы необходима интеграция уроков обществознания и математики [6]. Взаимодействие математики и обществознания приносит обоюдную пользу: математика получает широчайшее поле для многообразных приложений, а обществознание могучий инструмент для получения новых знаний.

Для успешного усвоения экономического материала в средней школе, необходимо начинать готовить детей к решению экономических и финансовых задач уже с начальной школы. Для того чтобы подготовить почву для усвоения учащимися сложных экономических понятий, необходимо провести с учениками вводные уроки, как, например, уроки по теме «Потребности и возможности».

При изучении данной темы учащиеся усваивают понятие «потребность», учитель объясняет, как формируются потребности и от чего они зависят. Также на уроках с детьми обсуждается значение термина «экономика», что дети знают о нем и с чем он у них ассоциируется. В ходе изучения данной темы учитель объясняет детям процесс формирования потребностей, их многообразие. Необходимо объяснить младшим школьникам, почему невозможно удовлетворить абсолютно все их потребности. После вводных уроков будет полезно закрепить теорию на практике, для этого детям можно предложить различные игры на экономическую тематику (проблемные, обучающие, игры, направленные на повторение и контроль знаний), которые будут стимулировать активную деятельность учеников, формировать способности самостоятельно ориентироваться в различных ситуациях. Подобные игры обычно способствуют поддержанию интереса к предмету, так как дети особенно хорошо понимают различные темы через игру.

После проведения ряда игр для закрепления необходимо провести обобщающий классный час по теме «Финансовая грамотность». На данном классном часе необходимо обсудить пройденный материал и закрепить полученные знания. После проведенной работы детей можно считать подготовленными к применению кейс-метода.

«Метод кейсов» - техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций. Обучающиеся должны исследовать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы основываются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.

Основной трудностью использования кейс-метода является то, что его редко используют в младших классах, это связано со сложностями при его составлении. Но, несмотря на трудности, данный метод является самым эффективным для формирования финансовой грамотности учащихся [1].

В заключение стоит отметить, что в начальном курсе математики есть множество дополнительных методов для успешного повышения финансовой грамотности учащихся. Ученики обучаются различным навыкам: решение задач с многозначными числами, анализ и прогнозирование, самостоятельное определение проблемы и многие другие.

 

Список литературы:
1. Вендина А. А. Применение кейс-метода при обучении финансовой грамотности в начальной школе // Практические аспекты дошкольной и школьной педагогики: сборник статей по материалам II международной заочной научно-практической конференции. 2016. С. 30–35.
2. Вендина А.А., Малиатаки В.В. Уроки математики и информатики как основа формирования финансовой грамотности школьников // Вестник Академии права и управления. 2015. № 38. С. 272–276. 
3. Вендина А.А., Малиатаки В.В. Формирование финансовой культуры школьников посредством уроков математики // Теоретические и методологические проблемы современного образования: Материалы XIX Международной научно-практической конференции. Научно-информационный издательский центр «Институт стратегических исследований». 2014. С. 31–34.
4. Вендина А.А., Чечулина М.А. Практико-ориентированный подход в обучении решению финансовых задач // European Research. 2016. № 2 (13). С. 88–91. 
5. Киричек К.А. Формирование элементарных математических представлений дошкольников при ознакомлении их с деньгами // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 3. № 41. С. 179–183. 
6. Кривонос О.В., Коломийчук А.Н. Формирование финансовой грамотности на уроках обществознания и математики // Приоритетные направления развития науки и образования: материалы VIII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 29 янв. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. № 1 (8). С. 142–146.