Статья:

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ НА ОНЛАЙН-КУРСЕ

Конференция: CLXXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Багдасаров В.Б. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ НА ОНЛАЙН-КУРСЕ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CLXXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 28(179). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/28(179).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ НА ОНЛАЙН-КУРСЕ

Багдасаров Вахтанг Багратович
магистрант, Московский городской педагогический университет РФ, г. Москва
Покровский Владимир Григорьевич
научный руководитель, канд. физ.-мат. наук, доцент, Московский городской педагогический университет РФ, г. Москва

 

Аннотация. При создании онлайн-курса необходимо учитывать индивидуальные особенности целевой аудитории. Для этого создается её портрет (или аватар), с помощью которого автор курса разрабатывает задания, находит возможности для полного охвата пользователей. Все это делается для того, чтобы на курсе была максимальная доходимость, высокий интерес к изучению материала, а также все метрики, которые диктует маркетинг. В данной статье рассматриваются основные критерии индивидуальных особенностей учащихся при создании онлайн-курса: темп обучения, принципы теории когнитивной нагрузки, возрастные и психологические особенности, особенности онлайн-обучения поколения Z, мотивационная стратегия.

 

Ключевые слова: онлайн-курс, индивидуальный подход, возрастные и психологические особенности, когнитивная нагрузка, мотивационная стратегия.

 

Как добиться индивидуального подхода в обучении учащихся на онлайн-курсе? Речь идёт об учащихся 15-17 лет. И здесь стоит выделить несколько параметров:

  1. Темп обучения.
  2. Принципы теории когнитивной нагрузки.
  3. Возрастные и психологические особенности.
  4. Особенности онлайн-обучения поколения Z.
  5. Мотивационная стратегия.

Темп обучения у каждого свой. При проектировании онлайн-курса следует заложить такое время, чтобы каждый ученик смог подстроить его под свой режим. С темпом связаны не только личные интеллектуальные особенности ребёнка , но и нагрузка на него.

На онлайн-курсах часто занятие проходит в форме лекции. При этом лекцию можно посмотреть в удобное для учащегося время, ее можно останавливать и регулировать время просмотра и повтора.

Стоп-уроки (это уроки, которые нужно изучить до определённого времени, иначе не откроется следующий блок) не нужны, так как они создают стрессовую ситуацию, но ограничения нужны. Ограничения предполагают, что учащийся пределах заданного времени просматривает и записывает лекцию, а также выполняет домашнюю работу, чтобы от куратора получить проверку и анализ работы.

Разработчик онлайн-курса (особенно для детей) должен помнить про принципы теории когнитивной нагрузки. В данной статье мы лишь кратко отразим, что подразумевается под этими принципами.

Во-первых, измерение опыта учащегося в целях эффективной адаптации учебного материала. Чтобы содержательно точно, полно составить курс, нужно опираться на ту базу теоретических и практических знаний, которая есть(или в идеале должна быть) у учащегося. Как выявить этот опыт?

Это может быть тест, опрос, анкетирование, ролевая игра и тд. С их помощью мы узнаём предметный уровень ученика и от этого начинаем строить практические занятия. Видеолекции для курса, скорее всего, записаны ранее, но на практических занятиях эту информацию можно использовать и строить образовательную траекторию учащегося, исходя, в том числе, и из опыта. В этом также будет проявляться индивидуализация учебного процесса.

Во-вторых, уменьшение эффекта разделения внимания. За счёт чего можно добиться данного эффекта? 1) Интеграция различных источников информации. Если при объяснении материала используется несколько источников информации (например, диаграмма и пояснительный текст), то надо ее интегрировать. Этот принцип близок к принципу пространственной смежности (в мультимедийном пространстве легче усвоить информацию, если она близко к друг другу).

2) Использование слуховых и визуальных каналов. Можно заменить часть визуальной информации слуховой.

3) Избегание сложных и запутанных объяснений.

4) Использование эффекта проработанного примера ( когда после теории не сразу даём задачу на самостоятельное решение, а прорабатываем подробно задачу решённую).

В-третьих, разнообразие содержания. При разработке онлайн-курса можно включать различные схемы , метафоры, картинки, таблицы, образы будущего и обращение к прошлому опыту, таблицы рейтингов, видеообзоры тематик занятий, мемы (как способ вовлеченности), групповые формы работы на занятиях, аудиоразборы в чатах (это и обратная связь, и может быть способом подачи материала). Мастермайнд. Воркшоп: отработка теории на практике в сессионных залах. Шаблон воркшопа для преподавателя. Образовательная игра. Квиз. Лаборатория . Дискуссионный клуб. Задания для самопроверки. Виртуальный музей. Для систематизации материала можно использовать Майнд-карту.

Возрастные и психологические особенности.

  1. Социальная область. Основная деятельность - социальное взаимодействие. В этом возрасте наблюдается, с одной стороны, потребность взаимодействии, с другой - избирательность в общении. Кроме того, появляется потребность в сплочённой группе.

Стремление к серьёзным отношениям как в дружбе, так и в любви. Учащиеся стремятся к серьёзным отношениям как в любви, так и в дружбе. Учащиеся осознают свою индивидуальность, у них появляются жизненные планы и установки на сознательное построение собственной жизни. Формируются профессиональные интересы, однако присутствует страх перед новыми возможностями и вероятными неудачами.

  1. Физическая область. Происходит осознание своей индивидуальности, непохожести на других. Все функции психики в основном сформировались.
  2. Эмоционально-психологическая.

Одним из достижений является новый уровень развития самосознания: открытие своего внутреннего мира в его индивидуальной целостности и неповторимости. Как результат: возникновение напряжённости и одиночества. Более эмоционально уравновешенные действия. Проявляется тенденция к манифестации себя: своя манера двигаться, говорить, одеваться, в оценках быта, литературы, искусства, появляются свои «словечки», суждения, стремление выделиться среди сверстников.

  1. Моральная. Начинает формироваться нравственное мировоззрение. Учащиеся умеют не только дать определение понятиям (честь, совесть, патриотизм ), но и включить их в контекст. Понимают роль и значение своих убеждений. Сами для себя ставят задачу разобраться в сущности этих понятий. Сознательно ищут идеал. Стремятся к самостоятельным заработкам. Хотят, чтобы их слушали и понимали, а не просто давали совет. Очень важен для ребят личный пример. В данный период обязательно давать шанс на ошибку.  

Особенности онлайн-обучения поколения Z.

  1. Визуализация всего процесса обучения. Часть мозга, которая влияет на зрительные способности, развита гораздо сильнее. В результате обучающиеся лучше всего реагируют на визуальное обучение.
  2. Деление и структурирование контента. Потребляет информацию непрерывно, но малыми порциями. У зумеров вся информация, которую дает преподаватель, должна быть разбита на короткие отрезки. Лучше делить текст на большое количество пунктов, смысловых переходов, но при этом не забывать про логику изложения и образовательные цели. Обладает клиповым мышлением: средний интервал внимания - 8 секунд.
  3. Постоянная обратная связь во время обучения Обучающиеся хотят получать обратную связь от преподавателя в виртуальной среде. Можно создать группу или общаться с обучающимися через мессенджеры. Почта – неудачное решение для поколения Z, т.к. они ждут моментальные ответы на свои сообщения.
  4. Балансирование между теоретической и практической частью обучения Зумерам необходимы знания для выполнения определенных задач. Если в обучении нет конкретных примеров, практических кейсов или готовых инструментов, то курс обречён на неудачу.
  5. Использование гаджетов и технологий в обучении Проводит много времени в соцсетях: там общается и самовыражается.
  6. Свобода и независимость в обучении. Зумеры живут в подходе хьютагогики, им важны самообразование и независимость. Постоянно заняты саморазвитием, боятся упустить возможность. Поэтому на сегодняшний день так популярно модульное обучение, где есть возможность перебирать учебные модули, чтобы освоить интересные именно обучающемуся знания.

Мотивационная стратегия.

На онлайн-курсе для повышения мотивации и учёта индивидуальный особенностей учащихся можно использовать следующие форматы:

Календарь-трекер навыков (интерактивный календарь для отслеживания мини-побед во время обучения. Отмечают, что сделали. Например, прослушал лекцию, сделал домашню работу, прочитал доп. материал, посетил групповое занятие и тд). Видеопоздравление от спикера. Финальное письмо с благодарностью. Создаём стену комментариев в Padlet или Miro в виде таблицы со столбцами для вопросов, отзывов, предложений. Даём ссылку ученикам в начале обучения. Когда ученик испытывает негативные эмоции или непонимание, то можно оставить свою отравную связь на доске (анонимно). Учитель смотрит комментарии и берет их в разработку.

 

Список литературы:
1. Агапонов С. Средства дистанционного обучения. Методика, технология, инструментарий//Агапонов С. М.: изд-во ВНУ, 2003. - 336 с.
2. Даутова О.Б. Учебные Исследования и проекты в школе//СПб.: Каро, 2019. - 208с.
3. Демидова И.А. Педагогический дизайн и его средства: теоретический анализ и опыт применения в педагогической практике // Педагогика. Вопросы теории и практики, 2019, № 4. С. 25-32.
4. Лебедева М.Б., Соколова Е.А. Индивидуальные исследовательские проекты. Технология организации деятельности 10-11 кл.//СПб: Каро, - 2020. - 2020. - 112с.
5. Морозов П.Е. Правовое регулирование дистанционного обучения. Современные проблемы и пути их решения// Морозов П.Е. М.: Проспект, 2021.- 90с.
6. Тейт Карсон. Работай легко. Индивидуальный подход к повышению продуктивности// Тейт Карсон: М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. - 336 с.
7. Чошанов М.А. Инженерия дистанционного обучения// Чошанов М.А. М.: лаборатория знаний, 2021. - 304с.
8. Шалашова М.М., Шевченко Н.И. Педагогический дизайн проектирования образовательной среды // Вестник РМАТ, 2020. № 3. С. 75-81.