Русские народные сказки в круге детского чтения
Конференция: XXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Русские народные сказки в круге детского чтения
Изучение русских народных сказок, несомненно, вызывает интерес и у методистов, и у педагогов. Ведь методики их изучения очень интересны и разнообразны.
Каждый учитель должен владеть информацией, как мотивировать ученика к изучению сказок.
Впервые народные сказки для детей были опубликованы Е.А. Авдеевой в первой половине XX века. Они публиковались в различных сборниках, журналах, затем за ними укрепилось название детские сказки. Это один из самых интересных жанров литературы. Большинству детей нравится их читать, анализировать, делать выводы.
Сказки привлекают читателей своим сюжетом и простым языком. Этот жанр лёгок для восприятия и дошкольников. Именно поэтому многие ученики увлечены чтением сказок в самом начале обучения. Но, к сожалению, интерес длится недолго. Младшие школьники подвластны влиянию компьютерных игр, гаджетов, телевидения, интернета.
По этой причине учитель должен с первого дня ребёнка в школе формировать его интерес к книгам, читательской деятельности. Начиная с обучения грамоте, ребёнок встречается с такими сказками как «Терёмок», «Колобок», «Лиса и журавль», также делается акцент на самом персонаже, который часто становится «гостем» на различных уроках.
Русские народные сказки – это настоящее сокровище. Ведь даже в небольшой сказке очень много смысла. Не стоит забывать и про воспитательную направленность. Сказки учат детей тому, что такое хорошо, что такое плохо, формируют понятия «добро» и «зло», учат быть скромными, смелыми, отважными, нежадными и заставляют верить в чудо. Воспитательная функция – одна из самых важных в изучении этого жанра.
Изучая сказки, ребёнок развивает память, логику, мышления, а также, что немало важно, он познаёт мир. В каждой сказке своя история, свой сюжет, своя «жизнь». В словаре В.И. Даля сказка определяется как «вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание» [1]. «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова фиксирует два основных значения слова «сказка»: 1. Повествовательное, обычно народнопоэтическое, произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил. 2. Выдумка, неправда, ложь (разг.) [2].
Как считает известный исследователь сказок Э.В. Померанцева, «каждый из видов сказок имеет свои особенности: свое содержание, свою тематику, свою систему образов, свой язык, отличается от других всей совокупностью своего творческого метода, всем своим стилем» [3].
Существуют различные виды сказок: сказки о животных, волшебные сказки и бытовые. В начальных классах представлены все виды сказок.
В сказках о животных в главных ролях сами животные, которые поступают так же, как и некоторые люди. В этих сказках чаще всего высмеиваются пороки человека. В них поднимаются социальные и этические проблемы.
Любимый вид сказок у школьников – волшебные сказки. В них всё понятно: кто является добрым, кто плохим. Главная задумка таких сказок – показать волшебство, магические силы и энергию.
Сказки, в которых передаётся народная мудрость, отношения социальных классов, называются бытовыми. В них показана жизнь, быт, нет никаких сверхъестественных сил. Действие происходит в одном времени и пространстве, чаще всего один герой положительный, другой – отрицательный. Разоблачение лицемерия правящих классов – основная черта бытовых сказок. Они направлены на нравственное воспитание обучающихся.
Также детские сказки можно классифицировать в зависимости от того, кто является их носителями. Выделяются три группы произведений: 1) сказки взрослых для детей; 2) ассимилированные детьми сказки взрослых; 3) сказочные импровизации детей.
Группу детских сказок составляют произведения, записанные взрослыми специально для маленьких читателей. Часто учёные называют их сказками–пестушками. В основном носителями этих сказок являются няни, бабушки, матушки. Смысл таких произведений заключается в том, что нужно жить в мире, слушаться взрослых и не лениться.
В следующую группу включают сказки, которые были записаны самими детьми. Таких сказок немного, преимущество – это волшебные сказки.
Самую необычную группу представляют сказки–импровизации. Дети придумывают произведения в повседневной жизни. Некоторые сказки похожи на уже прочитанные детьми произведения с добавлением новых героев, новых элементов волшебства. Детям с очень развитым воображением удаётся придумать свою необычайную сказку.
В основном, они связаны с какими-то воспоминаниями и/или впечатлениями.
Сказки, которые придумывают дети, помогают понять их внутренний мир.
Таким образом, сказка для ребёнка является особой реальностью. Она помогает рассмотреть мир человеческих чувств и нравственных ценностей. Работа со сказками носит обучающий, воспитывающий, развивающий характер. Каждая сказка чему-то учит: одна – смелости, храбрости; другая – доброте и хорошим качествам.
Самое уникальное, что в них нет никаких наставлений. В детях воспитываются положительные качества характера на ярких образных примерах.
В процессе работы со сказками у детей формируются универсальные учебные действия: самостоятельно работать с книгой, задавать вопросы, выдвигать гипотезы и аргументировать свой ответ.
Совершенствуются и коммуникативные навыки общения в парах, группах, развиваются внимание, память, речь, логическое и образное мышление, повышается уровень познавательной активности и учебной мотивации, расширяется кругозор учащихся.
Детские народные сказки - это золотой фонд русской литературы.