Статья:

Русские народные сказки в круге детского чтения

Конференция: XXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Гатауллина А.А. Русские народные сказки в круге детского чтения // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 22(23). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/22(23).pdf (дата обращения: 29.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Русские народные сказки в круге детского чтения

Гатауллина Алиса Аксановна
студент Института ДиНО ФГБОУ ВО «ОГПУ», РФ, г. Оренбург
Ивкина Юлия Михайловна
научный руководитель, старший преподаватель, ФГБОУ ВО «ОГПУ», РФ, г. Оренбург

 

Изучение русских народных сказок, несомненно, вызывает интерес и у методистов, и у педагогов. Ведь методики их изучения очень интересны и разнообразны.

Каждый учитель должен владеть информацией, как мотивировать ученика к изучению сказок.

Впервые народные сказки для детей были опубликованы Е.А. Авдеевой в первой половине XX века. Они публиковались в различных сборниках, журналах, затем за ними укрепилось название детские сказки. Это один из самых интересных жанров литературы. Большинству детей нравится их читать, анализировать, делать выводы.

Сказки привлекают читателей своим сюжетом и простым языком. Этот жанр лёгок для восприятия и дошкольников. Именно поэтому многие ученики увлечены чтением сказок в самом начале обучения. Но, к сожалению, интерес длится недолго. Младшие школьники подвластны влиянию компьютерных игр, гаджетов, телевидения, интернета.

По этой причине учитель должен с первого дня ребёнка в школе формировать его интерес к книгам, читательской деятельности. Начиная с обучения грамоте, ребёнок встречается с такими сказками как «Терёмок», «Колобок», «Лиса и журавль», также делается акцент на самом персонаже, который часто становится «гостем» на различных уроках.

Русские народные сказки – это настоящее сокровище. Ведь даже в небольшой сказке очень много смысла. Не стоит забывать и про воспитательную направленность. Сказки учат детей тому, что такое хорошо, что такое плохо, формируют понятия «добро» и «зло», учат быть скромными, смелыми, отважными, нежадными и заставляют верить в чудо. Воспитательная функция – одна из самых важных в изучении этого жанра.

Изучая сказки, ребёнок развивает память, логику, мышления, а также, что немало важно, он познаёт мир. В каждой сказке своя история, свой сюжет, своя «жизнь».  В словаре В.И. Даля сказка определяется как «вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание» [1]. «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова фиксирует два основных значения слова «сказка»: 1. Повествовательное, обычно народнопоэтическое, произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил. 2. Выдумка, неправда, ложь (разг.) [2].

Как считает известный исследователь сказок Э.В. Померанцева, «каждый из видов сказок имеет свои особенности: свое содержание, свою тематику, свою систему образов, свой язык, отличается от других всей совокупностью своего творческого метода, всем своим стилем» [3].

Существуют различные виды сказок: сказки о животных, волшебные сказки и бытовые. В начальных классах представлены все виды сказок.

В сказках о животных в главных ролях сами животные, которые поступают так же, как и некоторые люди. В этих сказках чаще всего высмеиваются пороки человека. В них поднимаются социальные и этические проблемы.

Любимый вид сказок у школьников – волшебные сказки. В них всё понятно: кто является добрым, кто плохим. Главная задумка таких сказок – показать волшебство, магические силы и энергию.

Сказки, в которых передаётся народная мудрость, отношения социальных классов, называются бытовыми. В них показана жизнь, быт, нет никаких сверхъестественных сил. Действие происходит в одном времени и пространстве, чаще всего один герой положительный, другой – отрицательный. Разоблачение лицемерия правящих классов – основная черта бытовых сказок. Они направлены на нравственное воспитание обучающихся.

Также детские сказки можно классифицировать в зависимости от того, кто является их носителями. Выделяются три группы произведений: 1) сказки взрослых для детей; 2) ассимилированные детьми сказки взрослых; 3) сказочные импровизации детей.

Группу детских сказок составляют произведения, записанные взрослыми специально для маленьких читателей. Часто учёные называют их сказками–пестушками. В основном носителями этих сказок являются няни, бабушки, матушки. Смысл таких произведений заключается в том, что нужно жить в мире, слушаться взрослых и не лениться.

В следующую группу включают сказки, которые были записаны самими детьми. Таких сказок немного, преимущество – это волшебные сказки.

Самую необычную группу представляют сказки–импровизации. Дети придумывают произведения в повседневной жизни. Некоторые сказки похожи на уже прочитанные детьми произведения с добавлением новых героев, новых элементов волшебства. Детям с очень развитым воображением удаётся придумать свою необычайную сказку.

В основном, они связаны с какими-то воспоминаниями и/или впечатлениями.

Сказки, которые придумывают дети, помогают понять их внутренний мир.

Таким образом, сказка для ребёнка является особой реальностью. Она помогает рассмотреть мир человеческих чувств и нравственных ценностей. Работа со сказками носит обучающий, воспитывающий, развивающий характер. Каждая сказка чему-то учит: одна – смелости, храбрости; другая – доброте и хорошим качествам.

Самое уникальное, что в них нет никаких наставлений. В детях воспитываются положительные качества характера на ярких образных примерах.

В процессе работы со сказками у детей формируются универсальные учебные действия: самостоятельно работать с книгой, задавать вопросы, выдвигать гипотезы и аргументировать свой ответ.

Совершенствуются и коммуникативные навыки общения в парах, группах, развиваются внимание, память, речь, логическое и образное мышление, повышается уровень познавательной активности и учебной мотивации, расширяется кругозор учащихся.

Детские народные сказки -  это золотой фонд русской литературы.

 

Список литературы:
1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка 
2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка Оникс, 2011. — 736 с.
3. Пропп В.Я. Морфология сказки / В.Я. Пропп. - М.: Наука, 1969. - 168с.