Статья:

Обзор национальной платформы «Открытое образование»

Конференция: LXX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Кириенко М.С. Обзор национальной платформы «Открытое образование» // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(70). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/1(70).pdf (дата обращения: 26.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Обзор национальной платформы «Открытое образование»

Кириенко Марина Сергеевна
магистрант, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, РФ, г. Белгород

 

Аннотация. Статья посвящена обзору национальной платформы открытого образования, анализу ее места среди международных и российских образовательных платформ.

 

Ключевые слова: образовательная платформа, онлайн-образование, массовые открытые онлайн-курсы, открытое образование.

 

Развитие платформ онлайн-образования и захват рынка образовательных услуг массовыми открытыми онлайн-курсами стало трендом в системе образования во всем мире. В период глобализации и цифровизации образования массовые открытые онлайн-курсы становятся эффективным инструментом продвижения вузов в международном образовательном пространстве, популяризации культуры страны, а также способом привлечения дополнительного дохода. Многие страны, в том числе Россия, включились в гонку онлайн-образования [3].

Национальная платформа открытого образования – это российская платформа для продвижения массовых открытых онлайн-курсов в рамках вузовской системы. «Открытое образование» представляет собой российский проект с государственным участием, созданный при поддержке Министерства образования и науки РФ в 2015 году. Платформа существует в форме ассоциации, в которую на первоначальном этапе вошли 8 вузов: ВШЭ, ИТМО, МГУ, МИСиС, МФТИ, СПбГУ, СПбПГУ, УрФУ. Именно эти вузы создают образовательные онлайн-курсы.

Образовательный проект ориентирован на сотрудничество между высшими учебными заведениями. Онлайн-курсы «Открытого образования» могут быть включены в учебные планы студентов любого вуза России. Ассоциацией разработчиков платформы обеспечивается заключение соглашений между вузом, реализующим образовательную программу, и вузом-разработчиком курса. Это предоставляет возможность получать информацию об успеваемости своих студентов, при необходимости обеспечивать их методическое сопровождение и участвовать в проведении контрольных мероприятий, выполняя функцию идентификации личности.

Таким образом, платформа предоставляет возможность студентам учитывать онлайн-курсы в качестве зачетных единиц. Для желающих зачесть пройденный курс при освоении образовательной программы бакалавриата или специалитета в вузе предусмотрена уникальная для России возможность получения подтвержденных сертификатов. Получение сертификата возможно при условии прохождения контрольных мероприятий онлайн-курса с идентификацией личности обучающегося и контролем условий их прохождения [2]. Данная возможность является одним из главных преимуществ и достоинств, выгодно выделяя платформу среди других образовательных площадок онлайн-курсов.

В целом следует отметить, что доступ к курсам может получить любой пользователь бесплатно без формальных требований к базовому уровню образования

В сравнении с онлайн-курсами других образовательных платформ, курсы «Открытого образования» имеют определенные особенности:

  1. все курсы разрабатываются в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов;
  2. все курсы соответствуют требованиям к результатам обучения образовательных программ, реализуемых в вузах;
  3. особое внимание уделяется эффективности и качеству онлайн-курсов, а также процедурам оценки результатов обучения.

Пользователям образовательной платформы предложены не просто видеозаписи лекций, а образовательный продукт, похожий на зарубежные Coursera или edX.

На данный момент на образовательном ресурсе доступен 431 курс по широкому перечню направлений: математика, компьютерные науки, химия, биология, экономика, журналистика и пр. Ежедневно студенты платформы «Открытое образование» получают по короткому уроку с основной информацией по предмету, усвоение которой будет проверяться тестами. Также доступны коллективные задания на специальных форумах, а после прохождения курса каждый пользователь сможет сдать экзамен и за небольшую плату получить официальный сертификат [2].

Рассмотрим место национальной платформы открытого образования на российском рынке массовых открытых онлайн-курсов на основе статистических данных компании SimilarWeb и результатов их исследования сервисом CourseBurg [1]. Компания CourseBurg, занимающаяся подбором онлайн-курсов, собрала информацию за период 2014-2017 гг.по пяти крупнейшим платформам онлайн-обучения: «Coursera», «EdX», «Открытое образование», «Универсариум», «Лекториум».

Рассмотрим показатели числа пользователей данных платформ, число ежемесячных посещений и показатель средней продолжительности визита пользователями ресурса.

На рисунке 1 представлен график, отражающий суммарное число пользователей онлайн-платформами за 2014-2017гг. Национальная платформа открытого образования занимает второе место среди 5 крупнейших платформ, уступая международной платформе Coursera почти в три раза по данному показателю.

 

Рисунок 1. Число пользователей платформ в млн. человек за период 2014-2017 гг.

 

По ежемесячному числу посещений национальная платформа так же заняла второе место, существенно уступив лишь платформе «Coursera», что является хорошим показателем для российской платформы. По средней продолжительности визита пользователей «Открытое образование» уступает образовательным ресурсам «Coursera» и «Универсариум», что указывает на необходимость дальнейшего совершенствования и развития платформы с целью повышения привлекательности ресурса для пользователей.

Результаты всех платформ по обоим показателям представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Ежемесячное число посещений и средняя продолжительность визита платформ по данным SimilarWeb

Название платформы

Coursera.org

Открытое образование

Универсариум

EdX

Лекториум

Ежемесячное число посещений (тыс. чел.)

897,84

296,08

200,22

161,57

131,32

Средняя продолжительность визита (минут)

10:08

07:32

08:10

05:51

04:48

 

Таким образом, национальная платформа открытого образования является конкурентноспособной платформой и прочно занимает одну из лидирующих позиций по числу пользователей среди российских платформ онлайн-образования, но пока не может соревноваться с международными проектами, как например Coursera. Тем не менее, платформа продолжает свое развитие с каждым годом увеличивая количество доступных курсов.

 

Список литературы:
1. Как живут MOOC в российских реалиях // CourseBurg. URL: https://courseburg.ru/analytics/Issledovanie_MOOC_platform.pdf (дата обращения: 10.01.2020)
2. О проекте «Национальная платформа открытого образования»  // Национальная платформа открытого образования. URL: http://npoed.ru/about (дата обращения: 08.01.2020)
3. Семенова Т.В., Вилкова К.А., Щеглова И.А. Рынок массовых открытых онлайн-курсов: перспективы для России // Вопросы образования. 2018. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rynok-massovyh-otkrytyh-onlayn-kursov-perspektivy-dlya-rossii (дата обращения: 08.01.2020).