СЛОЖНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
Конференция: CLII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика
CLII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
СЛОЖНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
DIFFICULTIES OF CONDUCTING CLASSES ON ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE WITH CHILDREN WITH DISABILITIES IN A GENERAL EDUCATION INSTITUTION IN RURAL AREAS
Yulia Fomina
Student, State budgetary educational institution of higher education Stavropol State Pedagogical Institute, Russia, Stavropol
Galina Litvina
Scientific director, Assistant professor, State budgetary educational institution of higher education Stavropol State Pedagogical Institute, Russia, Stavropol
Аннотация. в статье обращается внимание на сложности, с которыми сталкивается учитель физической культуры образовательного учреждения, расположенного в сельской местности, осуществляющему инклюзивное образование при проведении занятий по адаптивной физической культуре.
Abstract. the article draws attention to the difficulties faced by the teacher of physical culture of an educational institution located in rural areas, engaged in inclusive education during classes on adaptive physical culture.
Ключевые слова: инклюзивное образование, адаптивная физическая культура
Keywords: inclusive education, adaptive physical
На основании Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ на территории Российской Федерации закреплено право каждого человека на получение образования. В законе «Об образовании» так же указано, что получить образование могут все дети, вне зависимости от ограничений возможностей их здоровья. Реализация этого права реализуется в общеобразовательных учреждениях посредствам инклюзивного образования [4].
Инклюзивное образование - организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах. В таких школах общего типа, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку [1].
Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья закреплена в Федеральных законах, разработаны методические рекомендации, проведена колоссальная работа по созданию «доступной образовательной среды» практически во всех образовательных учреждениях, как в городах, так и в сельской местности.
В своей статье мы хотим обратить внимание на трудности, с которыми сталкиваются учителя физической культуры, работающие в сельских школах.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия, которые обуславливаются диагнозом.
Очень важным направлением в работе с этой категорией детей является ее коррекционно-компенсаторная сторона, в том числе и процесса физического воспитания. Школьники с ОВЗ нуждаются в повышении двигательной активности. Исправление нарушений физического развития, моторики и расширение двигательных возможностей таких детей являются главным условием подготовки его к жизни. Эффективность физических упражнений для коррекции нарушений моторики и недостатков физического развития подчеркивается в работах многих ученых (П.П. Павлов, П.Ф. Лесгафт, В.В. Ториневский, Л.В. Запорожец и др.) [3].
Адаптивная физическая культура позволяет вести коррекционную работу системно. Она включает в себя различные мероприятия, направленные на исправление недостатков в развитии человека, является основой социальной реабилитации.
Коррекция или по возможности устранение двигательных нарушений способствует развитию аналитико-синтетической функции коры головного мозга, интеллекта человека. Развитие моторики влияет как на развитие психики, так и на состояние вегетативных функций. Учитывая эту закономерность с помощью изменения физического состояния моторного анализатора и его локомоторного аппарата, можно направленно влиять на деятельность различных систем организма, высшие психические функции, на функции анализаторов [1].
В сельских школах, удаленных от больших городов, ответственность за качественное проведение коррекционной работы в направлении физической подготовки зачастую полностью ложится на учителя физической культуры образовательного учреждения, так как по близости нет специализированных реабилитационных центров, узконаправленных специалистов.
Целью адаптивной физической культуры является: формирование потребностей занятий физическими упражнениями, укрепление здоровья, повышение трудоспособности, интеллектуальное, психическое развитие. Поэтому регулярные занятия для таких детей являются жизненно необходимыми [2].
Для проведения занятий по адаптивной физической культуре необходимо использование большой группы специальных дополнительных средств, без которых занятия с лицами, имеющими определенные отклонения в состоянии здоровья, в том числе с инвалидами, вообще невозможны.
Зачастую в школьных спортзалах общеобразовательных учреждений такого инвентаря нет. Проведение эффективной работы становится невозможной. Эту проблему можно решить, включив в программы различного уровня по модернизации спортивных залов специальное оборудование для занятий детей с ОВЗ. Нет необходимости оснащать им все школы сразу, а ориентироваться на конкретные запросы. Появился в школе ребенок с ДЦП, должно появиться и специальное оборудование для занятий адаптивной физической культурой.
Все педагоги образовательных учреждений регулярно проходят курсы повышения квалификации по реализации инклюзивного образования. Проходят их и учителя физической культуры, но мы хотим отметить, что наряду с ними необходимо проводить и практико – ориентированную курсовую подготовку педагогов, направленную на конкретный запрос, например, проведение занятий по адаптивной физической культуре с ребенком с синдромом Дауна. В ходе прохождения курсов учитель физической культуры должен получить не только основные сведения о физиологических особенностях ребенка с конкретным заболеванием, но и получить практический навык по проведению занятий, которые смогут обеспечить коррекционную работу по физическому направлению.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. В эту группу входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА; с задержкой и комплексными нарушениями развития. Эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартной общеобразовательной школы, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития.. В заключении хотим отметить, что правильная организация педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья на уроках физической культуры способствует развитию и совершенствованию не только их двигательной активности, но и социальной реабилитации или абилитации. Что, в конечном итоге, обеспечивает интенсивную и устойчивую позитивную динамику развития личности детей.