Статья:

Характерные особенности детей с задержкой психического развития к моменту начала школьного обучения

Конференция: LXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Ростовцева Ж.А., Чистякова Е.В., Латкина Л.Н. Характерные особенности детей с задержкой психического развития к моменту начала школьного обучения // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 34(64). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/34(64).pdf (дата обращения: 08.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Характерные особенности детей с задержкой психического развития к моменту начала школьного обучения

Ростовцева Жанна Анатольевна
студент Красноярский педагогический университет им. В.П. Астафьева, РФ, г. Красноярск
Чистякова Екатерина Викторовна
студент Красноярский педагогический университет им. В.П. Астафьева, РФ, г. Красноярск
Латкина Лариса Николаевна
студент Красноярский педагогический университет им. В.П. Астафьева, РФ, г. Красноярск
Брюховских Людмила Александровна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент кафедры коррекционной педагогики Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, РФ, г. Красноярск

 

CHARACTERISTIC CHARACTERISTICS OF CHILDREN WITH DELAY OF MENTAL DEVELOPMENT AT THE BEGINNING OF THE BEGINNING OF SCHOOL LEARNING

 

Zhanna Rostovtseva

Student Krasnoyarsk Pedagogical University named after V.P. Astafieva, Russia, Krasnoyarsk

Ekaterina Chistyakova

Student Krasnoyarsk Pedagogical University named after V.P. Astafieva, Russia, Krasnoyarsk

Larisa Latkina

Student Krasnoyarsk Pedagogical University named after V.P. Astafieva, Russia, Krasnoyarsk

Lyudmila Bryukhovskikh

Scientific adviser, Cand. ped in Economics, Associate Professor, Chair of Correctional Pedagogy, Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafieva, Russia, Krasnoyarsk

 

Аннотация. Статья посвящена характерным особенностям развития детей с задержкой психического развития  к моменту начала школьного обучения. Автором рассмотрены классификации пограничных форм интеллектуальной недостаточности российских исследователей, проанализированы признаки  каждой группы детей с задержкой психического развития указанных в данных классификациях, рекомендованные цензовые и нецензовые варианты в рамках Единой концепции специального федерального государственного образовательного стандарта для учащихся данной категории.

Abstract. The article is devoted to the characteristic features of the development of children with mental retardation by the time school begins. The author considers the classification of borderline forms of intellectual insufficiency of Russian researchers, analyzed the characteristics of each group of children with mental retardation indicated in these classifications.

 

Ключевые слова: задержка психического развития, пограничные формы интеллектуальной недостаточности, инфантилизм, концепция специального федерального государственного образовательного стандарта, цензовые и нецензовые варианты специального стандарта обучения.

Keywords: mental retardation, borderline forms of intellectual insufficiency, infantilism, concept of special federal state educational standard, censored and non-censored versions of a special training standard.

 

В России изучение детей с задержкой психического развития началось в пятидесятые годы ХⅩ века исследователями Т.А. Власовой, К.С. Лебединской, М.С. Певзнер, В.И. Лубовским. Ими были выявлены неуспевающие среди младших школьников, особенности поведения которых часто давали ошибочное основание считать их умственно отсталыми.

Г.Е. Сухаревой были предложены термины «задержка темпа психического развития», «задержка психического развития».

В настоящее время существует несколько классификаций пограничных форм интеллектуальной недостаточности. Г.Е. Сухарева одна из первых составила классификацию, исходя из этиопатогенетического принципа. [4]

К.С. Лебединская предложила квалифицировать детей с задержкой психического развития по этиопатогенетическому принципу. Ею было выделено четыре основных варианта задержки психического развития – конституционального, соматогенного, психогенного и церебральноорганического  происхождения.

И.К. Коробейников отмечает, что «ни одна из категорий детей с ограниченными возможностями здоровья не является столь неоднородной, как дети с задержкой психического развития». [1]

В настоящее время в рамках Концепции специального федерального государственного образовательного стандарта, и исследованиях последних лет, проведенных   под руководством Е.Л. Инденбаум, было выделено четыре группы детей с задержкой психического развития.

Первая группа – дети с легким дефицитом познавательных и социальных способностей, трудности обучения которых обусловлены, недостаточностью произвольной регуляции деятельности и поведения. Степень компенсируемости указанных особенностей зависит от наличия следующих дисфункций:

- нарушения слуха и зрения, не достигающие степени тугоухости или слабовидения;

- дисграфия и дислексия;

- нарушение произносительной стороны речи;

- недостатки памяти и внимания.

Вторая группа – дети с преимущественным (умеренным или выраженным) дефицитом социальных способностей, проявляющихся в отсутствии  мотивации к учебному процессу,  недостаточно развитыми навыками произвольной регуляции поведения и деятельности, оппозиционными и демонстративными, а иногда и аутистическими тенденциями.

Третья группа – учащиеся  с умеренным дефицитом познавательных способностей. Эти школьники имеют легкое психическое недоразвитие всех сфер психики.

Четвертую группу составляют дети, у которых совмещенный дефицит познавательных и социальных способностей, т.е. сочетают в себе  признаки  типичные для второй и третьей групп. Однако следует отметить, что дефицит познавательной деятельности у детей данной группы несколько меньше, чем в третьей группе. [1]

Концепция специального федерального государственного образовательного стандарта предполагает возможность выбора трех вариантов стандарта: двух цензовых и одного нецензового. Сегодня в России появилась возможность предоставить детям с задержкой психического развития право на образование, существенно повышающее их шансы на успешную адаптацию в социуме. Предложенная Е.Л. Инденбаум типология детей с легкой интеллектуальной недостаточностью (прежде всего – с задержкой психического развития) в наибольшей степени   направлена на решение вышеуказанной проблемы данной категории детей.

Таким образом, первая группа детей с задержкой психического развития по классификации Е.Л. Инденбаум может осваивать первый вариант специального федерального государственного образовательного стандарта (цензовый уровень), т.е. получать цензовое образование, сопоставимое по уровню с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки. Следует отметить, что школьники данной группы не всегда в полной мере могут освоить отдельный предмет школьной программы, чаще всего русский язык или чтение, что не является препятствием для освоения детьми с задержкой психического развития первого варианта  специального федерального государственного образовательного стандарта, однако необходима постоянная помощь для компенсации имеющегося расстройства.

У детей, относящихся ко второй группе, с преимущественным дефицитом социальных способностей, отмечаются значительные трудности в овладении чтением и письмом, а также нарушения внимания, памяти, работоспособности, моторики. Так же школьники этой группы имеют поведенческие проблемы, характерные какого – либо эмоционального расстройства, начавшегося в детском возрасте и,  следовательно, требующие медикаментозной и поведенческой коррекции. [1]

Обучение таких детей с задержкой психического развития в специальном классе нецелесообразно, так как  изначально они требуют индивидуального подхода при коррекции  имеющихся расстройств.

Детям третьей группы сразу же должен быть рекомендован второй вариант специального федерального государственного образовательного стандарта, который предполагает, что школьники получают цензовое образование в более пролангированные сроки в среде сверстников со сходными проблемами здоровья.

И.К. Коробейников отмечает, что второй вариант стандарта отличается от первого усилием внимания к формированию полноценной жизненной компетенции, что  способствует к использованию детьми, полученных знаний в повседневной жизни. Однако не исключено, что уровень несформированности познавательной деятельности у школьников данной группы окажется не настолько устойчивым, что не позволит овладеть цензовым образованием и потребует перевода в СКОШ ⅤⅠⅡ вида.

Детей четвертой группы изначально следует обучать по второму варианту специального федерального государственного образовательного стандарта,  обращая особое внимание по коррекции поведения. [1]

Таким образом, взаимосвязь эмоциональных и когнитивных компонентов проявляется в том, что проблемы познавательного характера, наблюдающиеся у детей с задержкой психического развития, приводят не просто к трудностям обучения, но и к значительному напряжению, которое становится причиной поведенческих нарушений.

Необходимо отметить, что к моменту начала школьного обучения дети с задержкой психического развития не приобретают тех знаний и умений, которыми самостоятельно овладевают нормально развивающиеся дошкольники. Они имеют следующие общие характерные особенности:

- низкий (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками) уровень развития восприятия.

-недостаточная сформированность пространственных представлений: ориентировка в направлениях пространства в продолжение довольно длительного периода осуществляется на уровне практических действий; часто возникают трудности при пространственном анализе и синтезе ситуации.

- неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация внимания, трудности переключения, что что приводит к недостаточному анализу при выполнении заданий в условиях повышенной скорости восприятия материала;

- отклонение в развитии памяти; преобладание наглядной памяти над словесной; большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению с произвольной; недостаточный объем и точность запоминания; преимущественное преобладание механического запоминания над словесно – логическим; быстрое забывание материала и низкая скорость запоминания;

- недостаточно сформирована аналитико – синтетическая деятельность во всех видах мышления.

- снижение познавательной активности. Низкая познавательная активность у учащихся с задержкой психического развития приводит к поверхностным и неполным знаниям об окружающих их предметах и явлениях.

- нарушение контроля за выполняемой деятельностью;  не всегда находят допущенные ошибки, редко адекватно оценивают свою работу;

- слабое регулирование всех звеньев деятельности, т.е. возникают трудности при решении задач, а именно отсутствует анализ их условий, допущенные ошибки не исправляются. [4]

Речевая  деятельность  детей с задержкой психического развития так же имеет ряд особенностей:

- бедный словарный запас (особенно активный), дети не владеют иерархией понятий;

- существенные трудности в овладении грамматическим строем речи вследствие несформированности основных мыслительных операций на словесно – логическом уровне;

- своеобразие формирования словообразовательной системы языка;

- позднее овладение способностью осознать речь как особого рода действительность, отличную от предметной;

- нарушения в формировании монологической речи. [3]

Таким образом, вышеуказанные особенности у детей с задержкой психического развития связаны с незрелостью их эмоционально -  волевой сферы. Опыт дошкольного и школьного экспериментального воспитания и обучения учащихся данной категории говорит о том, что преодоление задержки психического развития во многом и напрямую зависит от характера стимулирования их познавательной активности со стороны взрослого.

 

Список литературы:
1. Коробейников, И.А. Специальный стандарт образования – на пути к новым возможностям и перспективам обучения и воспитания детей с задержкой психического развития /И. А. Коробейников // Дефектология. – 2012. - № 1. – С. 11-17.
2. Лебедева, П.Д. Коррекционная логопедическая работа со школьниками с задержкой психического развития: пособие для учителей и логопедов / П. Д. Лебедева. – СПб.: КАРО, 2004. – 176 с.
3. Теселкина, Е.Н. Коррекционная и специальная педагогика: учебно – методический комплекс по дисциплине: конспект лекций/ Е.Н. Теселкина. –Издательство ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова». – Абакан, 2015. – 168 с. 
4. Шевченко, С.Г. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников с задержкой психического развития: пособие для дефектологов и воспитателей дошкольных учреждений / С.Г. Шевченко. – М.: Школьная пресса, 2005. – 80 с.