Статья:

Изучение готовности дошкольников подготовительной группы с ОНР к обучению грамоте

Конференция: II Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Хайруллина М.И. Изучение готовности дошкольников подготовительной группы с ОНР к обучению грамоте // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. II междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(2). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/2(2).pdf (дата обращения: 16.10.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Изучение готовности дошкольников подготовительной группы с ОНР к обучению грамоте

Хайруллина Марьям Ильдаровна
бакалавр, БГПУ им. М. Акмуллы, РФ, г. Уфа
Касимова Эльза Гумеровна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, БГПУ им. М. Акмуллы, РФ, г. Уфа

 

Начало обучения процессам письма и чтения – один из важных и сложных этапов в жизни дошкольника не только в психологическом, но и в физиологическом плане, потому что многие системы организма бывают не готовыми к новым нагрузкам.

Готовность к обучению грамоте старших дошкольников включает в себя сформированность и развитие таких необходимых компонентов как: моторика (общая и мелкая), координация движений, сформированность фонематической системы, чувство ритма, пространственно - временные и зрительно-пространственные представления.

К сожалению, среди детей дошкольного возраста встречаются дети, имеющие общее недоразвитие речи.  Общее недоразвитие речи (в дальнейшем ОНР) – это системное недоразвитие всех компонентов речевой системы, которая включает в себя: фонетико-фонематическое недоразвитие, лексико-грамматическое оформление, а также связную речь.

Причиной возникновения ОНР могут быть разными: инфекции, интоксикации (токсикозы) матери во время беременности, несовместимости крови матери и плода либо по резус-фактору либо по групповой принадлежности, патология натального (родового) периода (родовые травмы и патология в родах), заболевания ЦНС и травмы мозга в первые годы жизни ребенка и др.

ОНР проявляется в позднем начале речи у детей: обычно первые слова появляются к 3—4, а иногда и к 5 годам. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена.

Изучением готовности к обучению чтения и письму старших дошкольников занимались такие педагоги как, М.М. Кольцова, П.Ф. Лесгафт, К.Д. Ушинский, Е.В. Гурьянов. В их работах отмечается важность мелкой моторики, сформированности пространственно-временных представлений и чувство ритма для успешного освоения процессами чтения и письма.

Проблемой готовности к обучению грамоте детей дошкольного возраста с ОНР занимались Л.Е. Журова, Н.В. Нижегородцева, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.А. Ткаченко, Г.А. Каше и др.  Проведенные ими исследования позволили накопить теоретический и практический материалы, характеризующие клинико - психологические особенности детей с ОНР, а также создать систему обучения и воспитания детей с нарушением речи.

Несмотря на то, что большинству детей с общим недоразвитием речи до поступления в школу оказывается логопедическая помощь в детских садах, в логопунктах, у них возникают трудности в процессе обучения в общеобразовательном учреждении. Именно поэтому, детей с общим недоразвитием речи относят к группе риска по возможности возникновения у них нарушений чтения и письма.  В связи с вышеизложенным данная проблема является одной из актуальных в логопедии.

Мы поставили цель изучить особенности готовности к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.

Мы предполагаем, что для подготовки детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня к школе необходимо проводить логопедическую работу по формированию их готовности к обучению грамоте.

В связи с этим, нами были поставлены следующие задачи:

1. Изучить специальную психолого-педагогическую, медицинскую и логопедическую литературу по проблеме формирования готовности к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

2. Рассмотреть различные точки зрения на изучаемый нами вопрос и определить основные понятия: общее недоразвитие речи, уровни и причины общего недоразвития речи;

3. Отобрать диагностический инструментарий для изучения состояния готовности дошкольников с речевым недоразвитием III уровня к обучению грамоте.

4. Экспериментальным путем выявить состояние готовности дошкольников с речевым недоразвитием III уровня к обучению грамоте.

При изучении специальной литературы мы опирались на методологические исследования Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Г.А. Каше, Р.Е. Левина, М.М. Кольцова, Е.В. Гурьянов, М.М. Безруких.

Тщательный анализ литературы по проблемам исследования позволил сделать следующие выводы: для успешного овладения процессами чтения и письма необходимо комплексное развитие всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической), высших психических функций (памяти, восприятия, внимания и мышления) и анализаторных систем (зрения, слуха, моторики), так как теоретически обосновано взаимовлияние и взаимодействие всех этих компонентов на процесс овладения грамотой старших дошкольников с общим недоразвитие речи. 

70% старших дошкольников, страдающих общим недоразвитием речи, составляют группу риска по дислексии и по дисграфии. Вот почему так важно преодолеть недостатки фонематического слуха, пространственных представлений, развивать чувство ритма, координацию движений, общую и мелкую моторику.

Для детей с общим недоразвитием речи наиболее приемлем звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте, так как он более полно отражает закономерности фонетической системы русского языка.

Таким образом, ранняя диагностика и своевременно оказанная коррекционно-логопедическая помощь детям в дошкольном возрасте повышает шансы преодоления трудностей в овладении процессами чтения и письма, что способствует в дальнейшем успеху в школьном обучении.

В специальной литературе представлены различные классификации общего недоразвития речи. В данной работе использована классификация Левиной Р.Е., согласно которой выделяются три уровня речевого развития, отражающие типичное состояние компонентов языка у детей дошкольного и школьного возраста с общим недоразвитием речи.

Первый уровень речевого развития. Речевые средства общения крайне ограничены. Активный словарь детей состоит аморфных слов- корней, звукоподражаний и звуковых комплексов. Широко используются указательные жесты, мимика.

Второй уровень речевого развития. Переход к нему характеризуется возросшей речевой активностью ребенка. Общение осуществляется посредством использования постоянного, хотя все еще искаженного и ограниченного запаса общеупотребительных слов. Дети пользуются только простыми предложениями, состоящими из 2—3, редко 4 слов. Отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций.

Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.

Т.Б. Филичева выделила четвертый уровень общего недоразвития речи. Дети с данным уровнем речевого развития производят, на первый взгляд, довольно благоприятное впечатление: у них нет грубых нарушений звукопроизношения, а имеет место лишь недостаточно четкая дифференциация звуков (р-рь, л-ль-йот, ш-ч-щ, ть-ц-с-сь и т.д.), и неявные нарушения в лексике и грамматике.

Таким образом, проанализировав специальную методологическую литературу нами были отобраны и представлены методики определения наличия специальных предпосылок к овладению грамотой у детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи III уровня.

В задачи диагностики детей с общим недоразвитием речи III уровня соответственно входят:

1. обследование артикуляционного аппарата;

2. обследование звукопроизношения;

3. обследование фонематического восприятия;

4. обследование форм звукового анализа и синтеза;

5. обследование произношения слов сложной слоговой структур.

В основе методики обследования лежат приемы, предложенные Г.А. Каше и Т.Б. Филичевой. Для оценки успешности выполнения заданий методики нами была разработа­на балльная система.

Всего было предъявлено 55 заданий. Из них максимальное количество баллов за все задания- 189 баллов, что составляет 100%. Высчитанное процентное выражение качества выполнения методики соотносится затем с одним из четырех выделенных нами уровней успешности:

IV- 100-80% - высокий уровень

III- 79,9- 65% - средний уровень

II-64,9- 50% - уровень ниже среднего

I- 49,9 и ниже – низкий уровень.

Результат анализов обследования позволил сделать вывод, что при комплексном обследовании предпосылок к овладению грамотой у детей с общим недоразвитием речи III уровня представленные нами методы и приемы диагностических технологий могут быть эффективны и использованы в практике дефектологами, психологами и логопедами.

 

Список литературы:
1. Безруких М.М. Как научить ребенка писать красиво. – М.: Дидакт, 1995. 
2. Глаголева Е.А. Преодоление трудностей при обучении младших школьников чтению и письму // Ж. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, № 4, 2003.
3. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка. – М.: «ВЛАДОС», 2000. – 144 с.
4. Дубровина Т.И., Бондаренко А.П. Раннее выявление предпосылок к нарушению чтения у младших школьников // Ж. Школьный логопед, №1(10), 2006.
5. Журова Л.Е. Обучение грамоте детей в детском саду. – М., 1975.
6. Мисаренко Г.Г. Технология коррекции письма: развитие графомоторных навыков // Ж. Логопед, № 2, 2004.
7. Филичева Т.Б. Особенности речевого развития дошкольников // Ж. Практическая психология и логопедия, № 1 (24), 2007.
8. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. – М., 2000. – 128 с.
9. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитие речи в условиях специального детского сада: Ч. I, - М., 1993. Жукова О. Развитие руки: просто, интересно, эффективно // Ж. Дошкольное воспитание, № 11, 2006.