Познавательно-лингвистические задачи на уроках английского языка как основа развития познавательных универсальных учебных действий
Конференция: LII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: Педагогика
LII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Познавательно-лингвистические задачи на уроках английского языка как основа развития познавательных универсальных учебных действий
Современное школьное образование нацелено на общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, которое призвано обеспечить такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Иными словами, образовательные стандарты нового поколения направлены на переход образования от привычной передачи знаний «учитель – ученик» к раскрытию способностей самостоятельного обучения учащихся. Для достижения этих целей необходимо формирование у учащихся системы универсальных учебных действий [6].
Но развитие познавательных универсальных учебных действий выходит на первый план, поскольку на основании Федерального государственного стандарта в процессе обучения учащимся необходимы такие умения, как анализировать, сравнивать, обобщать и делать самостоятельные выводы о проделанной работе. И именно развитие познавательных универсальных учебных действий дает возможность учащимся реализовывать и развивать данные умения.
Познавательные универсальные учебные действия, в первую очередь, реализуются путем «познавательных задач». Е. Н. Демьяненков представляет познавательную задачу как «учебную комбинацию, описывающую какое-то явление, формулировка которой содержит определенное противоречие и предлагает ряд учебных действий, приводящих к восстановлению связей, разрешению противоречий и решению задачи» [3, с.76].
Исходя из данного определения, познавательные задачи являются неотъемлемой частью для создания проблемной ситуации на уроке. Данный вид задач благотворно влияет на умственное развитие учащихся и на становление их познавательного интереса к предмету. Совокупно эти задачи являются одним из средств развития интеллектуальной деятельности обучающихся. Решение познавательных заданий требует от учащихся активизации всех познавательных процессов, таких как мышление, память, внимание, воображение и т.д.
Лингвистическая задача, наравне с познавательной задачей, неразрывно связана с проблемной ситуацией, которую учащиеся решают самостоятельно. Но лингвистическая задача представляет собой информационную систему, в состав которой входят предмет (языковой факт), условие (сама проблема, связанная с языком) и требование разрешить данную лингвистическую проблему, преобразовывая информационную систему в действия по ее решению [5, с.57-58].
Исходя из вышесказанного, и познавательные, и лингвистические задачи, играют важную роль в образовательном процессе. Оба вида задач заключают в себе проблему, которую учащиеся должны решить самостоятельно, необходимое количество информации для понимания проблемы и нахождения путей ее решения. Однако собственно лингвистические задачи не требуют ничего, кроме понимания основных лингвистических положений. Такие задачи не являются основой проверки знания конкретных фактов изучаемого языка. Поэтому лишь вместе с познавательными задачами, они могут разрешить проблему развития познавательных универсальных учебных действий, что является необходимым при реализации полноценного образовательного процесса.
«Познавательно-лингвистическая задача» - это задача, заключающая в себе необходимую информацию исключительно языкового характера, содержащую противоречия, которые учащиеся в силах устранить, применяя накопленные знания по предмету, при этом решение данной задачи, обязательно, приводит к получению новых знаний.
Исходя из этого определения познавательно-лингвистической задачи, заключающей в себе проблемную ситуацию, которую учащимся необходимо разрешить, смело можно говорить о ее связи с проблемным обучением.
Проблемное обучение в современном школьном образовании стало неотъемлемой частью в соответствии с Федеральными Государственными Стандартами, которые требуют подготовки учащихся к современным условиям жизни. Проблемное обучение – это такая стратегия, в которой учитель лишь создает проблемную ситуацию, а не предлагает учащимся готовые знания. И, опираясь на уже имеющиеся собственные знания, учащиеся в состоянии прийти к открытию новых знаний [2]. Иными словами, целью проблемного обучения является практически самостоятельное получение знаний учащимися путем преодоления трудностей.
Но познавательно-лингвистические задачи подразумевают задачи, связанные с приобретением знаний языковой среды. Следовательно, данная категория задач может быть использована в совокупности с проблемным обучением лишь на уроках родного или иностранного языка.
Учитывая специфические черты познавательно-лингвистической задачи как части проблемного обучения целью познавательно-лингвистической задачи можно считать получение новых знаний о языке, используя накопленные приемы познавательной деятельности, уже известные учащимся, и применение этих знаний на практике для получения новых знаний о языке.
В английском языке (в соответствии с компонентным составом языковой материи) существует три направленности изучения: грамматическая, фонетическая и лексическая. Исходя из этого, можно выделить три вида познавательно-лингвистических задач: ПЛЗ грамматической направленности, ПЛЗ лексической направленности и ПЛЗ фонетической направленности.
Организация урока с применением ПЛЗ также основывается на проблемном обучении и имеет определенную структуру [4, с.29-42]:
1. Постановка ПЛЗ.
Учитель поясняет проблемную ситуацию, т.е. вводит в тему урока. Учитель поясняет учащимся, что они уже знают и чего не знают в определенной теме, что, в свою очередь и является проблемной ситуацией.
2. Осознание проблемы и предоставленных учителем материалов. Данная проблема основывается на том, что учащимся необходимо узнать, делает на этом упор и дает понять учащимся, что они в силах самостоятельно выяснить это, используя уже известные сведения по данной тематике.
3. Знакомство с планом учителя.
Учащиеся получают раздаточный материал и видят все пункты плана, необходимые для решения ПЛЗ.
4. Выполнение плана решения задачи.
Проблема перерастает в задачи и конкретные действия учащихся по ходу решения плана, выданного учителем. В результате последовательного выполнения пунктов учащиеся приходят непосредственно к новым знаниям и в силах рассказать новое для них правило или вывести какую-либо закономерность (всё зависит от того, что именно они должны были узнать и чего хотел учитель от учеников).
5. Обсуждение каждого пункта решения задачи.
После выполнения детьми последнего пункта плана учитель предлагает детям обсудить каждое их действие. Они рассказывают, как и благодаря чему достигли нужного результата к последнему пункту. В итоге, подходим к последнему пункту решения ПЛЗ.
6. Обобщение и представление полученных результатов, т.е. выведение правила.
Учитель подводит итог решению задачи, показывает учащимся, что они практически самостоятельно смогли узнать немного нового о языке.
Проведение уроков с применением ПЛЗ сделало очевидным, что учащиеся проявляют более активный интерес к уроку и изучаемой теме. Учащиеся почти самостоятельно (под руководством учителя) определяют проблему, пути ее решения и приходят к разрешению данной проблемы. Итогом работы с данными задачами является развитие у учащихся познавательных и регулятивных УУД в большей степени, чем коммуникативных и личностных. Но так как итогом решения данного вида задач является приобретение знаний, то познавательные УУД выходят на первый план. А ведь именно они в большей степени и важны для современного языкового образования.
Применение описанной методики позволяет сделать вывод о том, что познавательно-лингвистические задачи могут стать неотъемлемой частью для развития познавательных УУД при организации урока английского языка.