Статья:

Познавательно-лингвистические задачи на уроках английского языка как основа развития познавательных универсальных учебных действий

Конференция: LII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Борисова Л.С. Познавательно-лингвистические задачи на уроках английского языка как основа развития познавательных универсальных учебных действий // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. LII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(51). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/12(51).pdf (дата обращения: 14.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Познавательно-лингвистические задачи на уроках английского языка как основа развития познавательных универсальных учебных действий

Борисова Любовь Сергеевна
магистр, Брянский государственный университет, РФ, г. Брянск
Иевлева Ирина Юрьевна
научный руководитель, канд. филол. наук, Брянский государственный университет, РФ, г. Брянск

 

Современное школьное образование нацелено на общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, которое призвано обеспечить такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Иными словами, образовательные стандарты нового поколения направлены на переход образования от привычной передачи знаний «учитель – ученик» к раскрытию способностей самостоятельного обучения учащихся. Для достижения этих целей необходимо формирование у учащихся системы универсальных учебных действий [6].

Но развитие познавательных универсальных учебных действий выходит на первый план, поскольку на основании Федерального государственного стандарта в процессе обучения учащимся необходимы такие умения, как анализировать, сравнивать, обобщать и делать самостоятельные выводы о проделанной работе. И именно развитие познавательных универсальных учебных действий дает возможность учащимся реализовывать и развивать данные умения.

Познавательные универсальные учебные действия, в первую очередь, реализуются путем «познавательных задач». Е. Н. Демьяненков  представляет познавательную задачу как «учебную комбинацию, описывающую какое-то явление, формулировка которой содержит определенное противоречие и предлагает ряд учебных действий, приводящих к восстановлению связей, разрешению противоречий и решению задачи» [3, с.76].

Исходя из данного определения, познавательные задачи являются неотъемлемой частью для создания проблемной ситуации на уроке. Данный вид задач благотворно влияет на умственное развитие учащихся и на становление их познавательного интереса к предмету. Совокупно эти задачи являются одним из средств развития интеллектуальной деятельности обучающихся. Решение познавательных заданий требует от учащихся активизации всех познавательных процессов, таких как мышление, память, внимание, воображение и т.д. 

Лингвистическая задача, наравне с познавательной задачей, неразрывно связана с проблемной ситуацией, которую учащиеся решают самостоятельно. Но лингвистическая задача представляет собой информационную систему, в состав которой входят  предмет (языковой факт), условие (сама проблема, связанная с языком) и требование разрешить данную лингвистическую проблему, преобразовывая информационную систему в действия по ее решению [5, с.57-58].

Исходя из вышесказанного, и познавательные, и лингвистические задачи, играют важную роль в образовательном процессе. Оба вида задач заключают в себе проблему, которую учащиеся должны решить самостоятельно, необходимое количество информации для понимания проблемы и нахождения путей ее решения. Однако собственно лингвистические задачи не требуют ничего, кроме понимания основных лингвистических положений. Такие задачи не являются основой проверки знания конкретных фактов изучаемого языка. Поэтому лишь вместе с познавательными задачами, они могут разрешить проблему развития познавательных универсальных учебных действий, что является необходимым при реализации полноценного образовательного процесса.

«Познавательно-лингвистическая задача» - это задача, заключающая в себе необходимую информацию исключительно языкового характера, содержащую противоречия, которые учащиеся в силах устранить, применяя накопленные знания по предмету, при этом решение данной задачи, обязательно, приводит к получению новых знаний.

Исходя из этого определения познавательно-лингвистической задачи, заключающей в себе проблемную ситуацию, которую учащимся необходимо разрешить, смело можно говорить о ее связи с проблемным обучением.

Проблемное обучение в современном школьном образовании стало неотъемлемой частью в соответствии с Федеральными Государственными Стандартами, которые требуют подготовки учащихся к современным условиям жизни. Проблемное обучение – это такая стратегия, в которой учитель лишь создает проблемную ситуацию, а не предлагает учащимся готовые знания. И, опираясь на уже имеющиеся собственные знания, учащиеся  в состоянии прийти к открытию новых знаний [2]. Иными словами, целью проблемного обучения является практически самостоятельное получение знаний учащимися путем преодоления трудностей.

Но познавательно-лингвистические задачи подразумевают задачи, связанные с приобретением знаний языковой среды. Следовательно, данная категория задач может быть использована в совокупности с проблемным обучением лишь на уроках родного или иностранного языка.

Учитывая специфические черты познавательно-лингвистической задачи как части проблемного обучения целью познавательно-лингвистической задачи можно считать получение новых знаний о языке, используя накопленные приемы познавательной деятельности, уже известные учащимся, и применение этих знаний на практике для получения новых знаний о языке.

В английском языке (в соответствии с компонентным составом языковой материи) существует три направленности изучения: грамматическая, фонетическая и лексическая. Исходя из этого, можно выделить три вида познавательно-лингвистических задач: ПЛЗ грамматической направленности, ПЛЗ лексической направленности и ПЛЗ фонетической направленности.

Организация урока с применением ПЛЗ также основывается на проблемном обучении и имеет  определенную структуру [4, с.29-42]:

1. Постановка ПЛЗ.

Учитель поясняет проблемную ситуацию, т.е. вводит в тему урока. Учитель поясняет учащимся, что они уже знают и чего не знают в определенной теме, что, в свою очередь и является проблемной ситуацией.

2. Осознание проблемы и предоставленных учителем материалов. Данная проблема основывается на том, что учащимся необходимо узнать, делает на этом упор и дает понять учащимся, что они в силах самостоятельно выяснить это, используя уже известные сведения по данной тематике.

3. Знакомство с планом учителя.

Учащиеся получают раздаточный материал и видят все пункты плана, необходимые для решения ПЛЗ.   

4. Выполнение плана решения задачи.

Проблема перерастает в задачи и конкретные действия учащихся по ходу решения плана, выданного учителем. В результате последовательного выполнения пунктов учащиеся приходят непосредственно к новым знаниям и в силах рассказать новое для них правило или вывести какую-либо закономерность (всё зависит от того, что именно они должны были узнать и чего хотел учитель от учеников).

5. Обсуждение каждого пункта решения задачи.

После выполнения детьми последнего пункта плана учитель предлагает детям обсудить каждое их действие. Они рассказывают, как и благодаря чему достигли нужного результата к последнему пункту. В итоге, подходим к последнему пункту решения ПЛЗ.  

6. Обобщение и представление полученных результатов, т.е. выведение правила.

Учитель подводит итог решению задачи, показывает учащимся, что они практически самостоятельно смогли узнать немного нового о языке.

Проведение уроков с применением ПЛЗ сделало очевидным, что учащиеся проявляют более активный интерес к уроку и изучаемой теме. Учащиеся почти самостоятельно (под руководством учителя) определяют проблему, пути ее решения и приходят к разрешению данной проблемы. Итогом работы с данными задачами является развитие у учащихся познавательных и регулятивных УУД в большей степени, чем коммуникативных и личностных. Но так как итогом решения данного вида задач является приобретение знаний, то познавательные УУД выходят на первый план. А ведь именно они в большей степени и важны для современного языкового образования.

Применение описанной методики позволяет сделать вывод о том, что познавательно-лингвистические задачи могут стать неотъемлемой частью для развития познавательных УУД при организации урока английского языка.

 

Список литературы:
1. Абдулаева О.К. Педагогический потенциал учебно-познавательных задач: учебно-методическое пособие. – СПб.: СПб АППО, 2010.
2. Горева И.В. Технология проблемного обучения как средство активизации учебной деятельности [Электронный ресурс] – Режим доступа. –URL: http://festival.1september.ru/articles/596227/ (Дата обращения 28.11.2017). 
3. Демьянков Е.Н. Познавательные задачи по биологии и природоведению (для классов с малой наполняемостью базовой и общей средней школы). – Орел. 1993. – С 176
4. Идиатулин В. С. Принцип проблемности в обучении // Школьные технологии. - 2010. - N 4. - С. 29-42.
5. Киселева Н. А. Лингвистические задачи и их классификация//Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. - №80. – С 57-58
6. Стандарты второго поколения: планируемые результаты начального общего образования. – Москва: «Просвещение», 2010.