История появления и использование интерактивной доски в образовании
Конференция: XXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Педагогика
XXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
История появления и использование интерактивной доски в образовании
Актуальность темы заключается в том, что на протяжении всей жизни человечество стремиться улучшить свою жизнь. С появлением технических устройств и приспособлений люди начинают перестраивать свою жизнь всё больше используя новейшие технологии и в повседневной жизни, и в образовании. Последнее способствует более быстрому усвоению учебного материала, способствует появлению новых технологий.
Цель статьи – изучить, как используется интерактивная доска в образовании.
Задачи:
1. Рассмотреть историю появления интерактивной доски.
2. Выяснить, какие технологии использованы.
3. Выделить плюсы и минусы применения интерактивной доски в образовании.
В начале 1990-х годов появились первые электронные интерактивные доски. Первой стала компания Microfield Graphics (США) с электронной интерактивной доской SoftBoard. Они выглядели как обычные маркерные доски, служили скорей вводом информации на экран персонального компьютера. Всё что писали на доске, можно было сохранять в файл, распечатывать, посылать по факсу, по электронной почте и передавать по сети.
В это же время появляются доски, имитирующие работу компьютерного монитора, вместо компьютерной мыши использовали электронный стилус. Их стали называть интерактивными досками. Первоначально задумывалось использовать данные доски для офисов и они не предназначались для образовательного процесса. Да и цены были очень высокие. Стоимость электронной и интерактивной доски была от 3 до 7 тысяч долларов. В настоящее время цены ниже и зависят от производителя, приобрести интерактивные доски можно в пределах от 40 и 80 тысяч рублей [1].
В зависимости от технологий интерактивные доски делятся на три вида: сенсорные, электромагнитные и инфракрасные. Далее приведена таблица 1 их схожести и отличия друг от друга.
Таблица 1.
Интерактивные доски с сенсорной, электромагнитной и инфракрасной технологией
Технологии |
Принцип работы |
Использование маркеров |
Сенсорные |
В основе резистивная матрица. Проводники замыкаются от давления при прикосновении на поверхность. |
Маркеры не нужны. |
Электромагнитные |
В основе принятие X-Y координатными проводниками электромагнитной волны. |
Нужен маркер. |
Инфракрасные |
Использование инфракрасного луча. |
Работать можно как с маркером, так и без него. |
Компания SMART Technologies сообщает, что на территории Российской Федерации первой «Образцовой школой SMART» стала московская гимназия №1518. Первые интерактивные доски SMART Board™ появились в гимназии в 2002 году [2]. Как мы видим, активное использование данных интерактивных досок в системе школьного образовании Российской Федерации началось с 2002 года. В течение 17 лет технология использования интерактивных досок в образовательном процессе стала самой актуальной и инновационной. Однако процесс оснащения образовательных учреждений новейшим оборудованием проходит довольно медленно, это связанно с проблемами финансирования. Так же ощущается нехватка квалифицированных специалистов в данной сфере. Когда все эти негативные тенденции будут устранены в образовательных организациях, то мы сможем по достоинству оценить данную технологию.
Электронная интерактивная доска состоит из сенсорной панели, которая работает в комплексе с компьютером и проектором, может оснащаться электронным стилусом. В наших образовательных организациях большое распространение получила интерактивная доска SMART Board™, хотя существуют и другие бренды интерактивных досок. В данной доске представлена чаще всего программа SMART Notebook™ 10.8, так как данная версия переведена на русский язык, хотя существуют уже другие версии, например, одна из последних – это SMART Notebook™ 17.1.
В чём же плюсы использования данной интерактивной доски в образовании? Прежде всего, это мультимедийность – комбинация графики, фото, видео, анимации, звука в передачи информации. Интерактивность – каждое поочерёдное взаимодействие педагога и учащегося наглядно отражается на доске, доступно каждому для рассмотрения и обсуждения. Оперативная подача информации и непосредственное общение с контролем образовательного процесса говорит об коммуникативности. Так же используется моделирование реальных процессов и объектов. Имитация поведения и действия в реальном мире человека.
Интерактивная доска удобна в использовании практически на всех уроках: географии, русского языка, математики, биологии, химии, истории и др. Минусами интерактивной доски являются: тень, падающая на неё от педагога или учащегося, задержка в восприятии прикосновения при быстром перемещении, утомляемость при долгой работе с данным устройством.
В заключении сделаем следующие выводы. Использование интерактивной доски в образовательном процессе – молодая и актуальная инновационная технология. Как мы видим из истории появления, данная технология прошла большой путь, прежде чем стала использоваться в системе образования, как зарубежных стран, так и Российской Федерации. Приобретая и обучая работе с интерактивной доской педагогический состав, мы в первую очередь продвигаем современные технологии. Обучая учащихся с помощью интерактивной доски, мы вырабатываем у них интерес к образовательному процессу и способствуем их интеллектуальному развитию, что в дальнейшем приводит к появлению и развитию новых технологий в образовательном процессе.