Формирование естествоведческих и экологических понятий у младших школьников
Конференция: XXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Педагогика
XXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Формирование естествоведческих и экологических понятий у младших школьников
Одной из теоретических основ целенаправленного и интенсивного формирования естественнонаучных знаний может стать процесс формирования первоначальных научных понятий у младших школьников, использование специфических методов, которые усиливают интерес учащихся к процессу получения знаний научных понятий в учебной деятельности.
Детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. Все учебные предметы начальной школы призваны вносить свой вклад в формирование экологических понятий у детей. Целью базовой школы должно быть формирование у подрастающего поколения высокого уровня экологических понятий, т.к. они являются основой формирования экологической культуры. В связи с этим необходимо с первых школьных лет систематически и непрерывно формировать экологические понятия о закономерностях взаимоотношения природы и общества, природы и человека; учить школьников быть знающими, рачительными хозяевами своей Родины.
Формированием системы естествоведческих и экологических понятий у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» занимались такие учёные как О.В. Алексеева, А.А. Арасланова, Т.П. Богданец, Н.Ф. Виноградова, В.А. Квашнин, З.А. Клепинина и Г.Н. Аквилева, А.В. Миронов, Л.В. Михайловская, М.С. Смирнова, Т.П. Маркель и некоторые другие авторы.
Существуют различные методы и средства формирования у младших школьников естествоведческих и экологических понятий такие как: среда, систематическая информация, умение учителя владеть словом, наглядные средства, опора на имеющийся опыт учащихся, а также важную роль играют личностные качества учителя.
Жизненный опыт, несомненно, создает у детей представления о предметах и явлениях природы. Однако эти представления, создающиеся у детей, во многих случаях ограничены. Дети не знают многих предметов, часто представления о них очень смутны, неотчетливы, расплывчаты, бедны по содержанию или даже неправильны.
Следовательно, нельзя полагаться только на жизненный опыт детей. Необходимо в процессе формирования естествоведческих и экологических представлений и понятий у младших школьников следовать четкой системе. Учитывая, что в мышлении младших школьников преобладает чувственное, наглядно-образное начало, в основе которого лежат ощущения, формирование у учащихся представлений – важнейшая задача в обучении естествознанию.
В системе знаний об объектах и явлениях окружающего мира понятия играют важную роль, так как они служат опорным моментом в познании реальной действительности и являются своеобразным итогом познания ее. Для понятий характерен более высокий уровень абстракции, чем для представлений, в связи с чем, учитывая особенности мышления младших школьников, формирование их вызывает значительные трудности.
В школьном курсе начального образования «Окружающий мир» формируются в основном первоначальные понятия, которые впервые вводят детей в понимание закономерностей окружающего мира, опираются на чувственный опыт младшего школьника и обеспечивают переход от понятия явления к его сущности. Первичные наблюдения за различным состоянием воды, например, еще не позволяют установить осознанию причины изменения воды. Школьники не могут объяснить характерных признаков воды, снега, тумана, льда, так как у них сформированы только обобщенные представления. В процессе дальнейшей практический работы и наблюдений накапливаются знания о том, что эти объекты состоят из одного вещества, имеют различное состояние в зависимости от разной температуры среды. После этого на основе представлений формируются первоначальные научные понятия о свойствах.
Главная особенность первоначальных понятий лежит в том, что независимо от возраста учащихся осуществляется первоначальное усвоение закономерностей, сущности объекта или явления окружающей действительности на имеющиеся у школьников чувственной основе, т.е. усвоение первоначальных научных понятий обусловливает переход младших школьников к научному познанию объектов и явлений реальной действительности.
Всякое понятие имеет свои характеристики в зависимости от различного количества предметов и явлений, отраженных в них, взаимосвязи с другими понятиями: содержание, объем и динамичность.
Таблица 1.
Содержание природоведческих понятий
Типы понятий |
Конкретизация области нахождения понятий |
геологические
|
Полезные ископаемые, месторождения полезных ископаемых. Руды черных металлов: магнитный железняк, бурый и красный железняк. Руды цветных металлов: медь, латунь, бронза, алюминий, свинец, цинк. Горючие полезные ископаемые: каменный уголь, обыкновенный каменный уголь, бурый уголь. Полезные ископаемые нерудного происхождения: соль, фосфорит, асбест, гранит, глина, песок, известняк и его виды. |
географические |
Погода, климат, изменчивость погоды, формы поверхности суши: равнины, горы, курганы, степь, пустыня, лес, луг. Стороны горизонта, ориентирование на местности, река, водоем, озеро. |
физические |
Вода, свойства воды, круговорот воды в природе, испарение, свойства водяного пара, превращение водяного пара в воду, состав воздуха. |
биологические |
Растения и животные лугов, степей, пустынь, лесов, водоемов, гор. |
сельскохозяйственные |
Почвы, слои почвы: перегной, слой вымывания, почвообразующие породы; обработка и удабривание почвы. |
экологические |
Охрана почвы, воды, воздуха, лугов, леса, растений и животных водоемов, гор. |
астрономические |
Понятие о космосе, Солнце, холодные и жаркие полушария. |
Процесс обучения в начальной школе завершается образованием преимущественно элементарных понятий. Несмотря на термин «элементарные», это действительно понятия, так как:
- в них отражен определенный уровень изученности учебного материала об окружающем мире, обобщены признаки, нередко даже существенный, изучаемых объектов или явлений;
- с помощью этих понятий младшие школьники проникают в сущность изучаемых предметов и явлений;
- данные понятия выражены терминами, имеют определения, а содержание их раскрыто определенными приемами объяснения и описания.
Таким образом, вышесказанное позволяет сделать вывод:
1. Общие, так и единичные представления носят, подобно восприятиям, наглядный характер: это образы определенных конкретных особенностей предметов, людей, явлений, процессов и т. д. Но ими не ограничивается познание действительности.
2. В процессе мышления человек образует понятия, в которых отражаются уже не конкретные, имеющие наглядный характер, особенности предметов, хотя бы и самые общие, а сущность объективных явлений, их основные закономерности.
3. Понятия образуются в результате абстрагирующей деятельности мышления, путем отвлечения от конкретных особенностей, присущих тем или другим предметам, и сосредоточения мысли на существенных для данного явления связях и закономерностях.