Статья:

Цифровая трансформация государственного управления

Конференция: XXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Изосимина Ю.Ю. Цифровая трансформация государственного управления // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(34). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/11(34).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Цифровая трансформация государственного управления

Изосимина Юлия Юрьевна
студент, Пензенский государственный университет РФ, г. Пенза
Ретинская Вера Николаевна
научный руководитель, канд. социол. наук, доцент, Пензенский государственный университет РФ, г. Пенза

 

Аннотация. С каждым днем спрос на цифровые технологии для бизнеса на рынке растет. Сейчас клиенты ожидают, что любое их желание – даже необычное – будет выполнено максимально быстро и точно. Именно прорывные технологии помогают решить эти задачи. Цифровизация стала мировым трендом. С развитием и освоением цифровых технологий связываются возможности достижения ключевых целей социально-экономического развития России. Для их реализации принципиальное значение имеет адекватная цифровизация государственного управления.

 

Ключевые слова: цифровая трансформация, госуслуги, цифровое государственное управление, суперсервисы.

 

Многие считают, что цифровая трансформация подразумевает всего лишь внедрение новых систем и технологий в организации, то есть разработка сайта, чат-ботов, приложения и подключение социальных сетей достаточная мера для перехода из нынешней компании в цифровую. По сути, цифровая трансформация – это не только инвестиции в новые технологии (искусственный интеллект, дополненная реальность, анализ больших данных и интернет вещей), но и значительная модификация товаров и услуг, структуры организации, бизнес-плана развития, взаимодействия с клиентами и корпоративной культуры. Можно сказать, что это революционная трансформация модели организации.

Зачастую организации расходуют огромные средства на поддержание в рабочем состоянии устаревших технологий, которые долгое время уже не соответствуют требованиям цифрового рынка и не приносят эффективного результата. Поддержание устаревших систем в рабочем состоянии достаточно затратно, однако, обновление этих систем будет еще дороже. К тому же для их обслуживания требуется не один человек [1]. Целесообразным решением в таких ситуациях является приобретение новых системы и технологии с последующим расширением базы текущих клиентов.

Есть мнение, что трансформация основывается на автоматизированных процессах и инвестициях в новые технологии, а именно искусственный интеллект, дополненная реальность, аналитика и интернет вещей. В центре успешной стратегии цифровой трансформации всегда будет находиться человек [1]. Нет смысла развивать инновации ради инноваций.

Сам термин «цифровая трансформация» не совсем точный. Это люди перестраивают организации и управляют ростом бизнеса, в то время как инновации дают возможность генерировать идеи, менять ход работы и находить новых партнеров. Следовательно организация может адаптировать для своих нужд только те технологии, которые понимают, ценят и используют ее сотрудники [2].

Цифровая трансформация также затрагивает и государственное управление. В рамках Федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» проводятся мероприятия по Цифровой трансформации государственных и муниципальных услуг.

Оптимизация государственных услуг ведется в 2-х направлениях: комплексное решение жизненных ситуаций граждан и бизнеса (далее – Суперсервисы) и цифровая трансформация приоритетных государственных и муниципальных услуг (моносервисы) [3].

В соответствии с показателями федерального проекта «Цифровое государственное управление» доля приоритетных услуг и суперсервисов, оказываемых в целевом виде, к 2020 году должна достичь 15%, а к 2024 году – 100% [4].

Паспортом проекта также определены обязательные характеристики суперсервисов, которые представлены на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Целевое состояние предоставления государственных и муниципальных услуг [4]

 

В 2019 году на федеральном уровне приняли основные решения, связанные с внедрением суперсервисов. Так, 4 февраля 2019 года одобрили перечень из 25 приоритетных жизненных ситуаций для цифровой трансформации госуслуг [4]. Из них можно выделить следующие реализованные решения, оформление европротокола онлайн, медицинские справки и документы онлайн, господдержка бизнеса, поступление в ВУЗ онлайн.

31 июля 2019 года на портале Госуслуг появился раздел с прототипами суперсервисов, где все желающие могут ознакомиться с прототипами 10 суперсервисов.

В 2020 году в России приступила к следующему этап цифровизации – цифровизация госорганов. В октябре 2020 года подписано постановление о новом подходе к цифровизации госорганов. Данный документ предусматривает наличие не только целевых показателей в программе трансформиции, но и возможность прогнозирования и планирования, на основании оценки результатов работы. В настоящее время Минцифра совместно с каждым ведомством разрабатывает ведомственные программы цифровой трансформации. Рассмотрим на примере Росреестра достижения направленные на цифровизацию государственных услуг.

Росреестр более 15 лет назад начал движение по пути автоматизации. Для решения поставленных задач в 2014 году спроектировали новую систему ФГИС ЕГРН. В октябре 2020 года все территориальные органы Росреестра перешли на новую систему. Основной этап переноса данных (около 70%) пришелся на 2020 год [5].

В рамках проведения эксперимента по созданию Единого информационного ресурса о земле и недвижимости Росреестр планирует отработать взаимодействие и обмен данными с 11 органами власти и региональными командами. В рамках эксперимента планируется создать сервис для упрощения поиска и оформления земельных участков «Земля просто» [5].

Стоит отметить, что в дальнейших планируется применение искусственного интеллекта для оптимизации всех бизнес-процессов, связанных с землей и недвижимостью. Применение искусственного интеллекта позволит провести первичную правовую экспертизу, сопоставит данные из поступивших документов с актуальными данными ЕГРН. Следовательно уже на начальном этапе появится возможность определения доступности объекта недвижимости и наличия каких-либо ограничений. Это сократит время приема и обработки документов в два-три раза.

При цифровой трансформации государственного управления необходимо проанализировать лучшие практики мира, привлечь новых специалистов, в том числе с созданием отдельных «цифровых» команд и оптимизировать структуру и функционал всех государственных структур.

 

Список литературы:
1. Ищу человека: без чего невозможна цифровая трансформация [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pro.rbc.ru/news/5d42d0359a794782739aeb23.
2. Что такое цифровая трансформация [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://trends.rbc.ru/trends/innovation/5d695a969a79476ed81148ef.
3. Суперсервисы и цифровая трансформация госуслуг [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/854/.
4. Федеральный проект «Цифровое государственное управление»: цифровая трансформация госуслуг и суперсервисы [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://bftcom.com/expert-bft/10220/.
5. Госуслуги будущего: как ИИ, чат-боты и онлайн-сервисы изменят Росреестр [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://trends.rbc.ru/trends/innovation/cmrm/5fa58d829a79472be3ef41c2.