Статья:

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА К НЕПРЕРЫВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

Конференция: CCXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Сёмочкина Д.С. ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА К НЕПРЕРЫВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 22(213). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/22(213).pdf (дата обращения: 23.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 23 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА К НЕПРЕРЫВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

Сёмочкина Дарья Сергеевна
студент ТОГБПОУ Тамбовский колледж искусств, РФ, г. Тамбов
Пенина Светлана Николаевна
научный руководитель, канд. пед. наук, преподаватель социально-гуманитарных дисциплин, ТОГБПОУ Тамбовский колледж искусств, РФ, г. Тамбов

 

Непрерывное образование в XXI веке – это очевидная необходимость. Получая сведения из различных областей знаний и приобретая новые умения и навыки, человек становиться более востребованным специалистом, а в перспективе сам может стать звеном образовательной системы, передавая свои уникальные наработки новым поколениям трудящихся и внося посильный вклад в повышение совокупного уровня трудовых ресурсов нашей страны.

Студенты колледжа – это особая социальная группа, профессиональное образование которой начинается, как правило, несколько раньше, чем образование студентов вуза, и отличается практической ориентированностью. Поэтому особенно важно показать им необходимость своевременного пополнения профессионального багажа, а также подчеркнуть роль теории, помогающей осознать смысл получаемых ими умений и навыков. 

Идея важности и ценности получения новых знаний на протяжении всего жизненного пути для развития человека отнюдь не является новой и высказывалась еще основателями педагогической науки.

Современная модель непрерывного образования может включать несколько уровней.

1 ступень. Допрофессиональная подготовка (детские дошкольные учреждения, педагогические классы, курсы, начальные подготовительные курсы в средних общеобразовательных школах и другое).

2 ступень. Начальное, среднее и высшее профессиональное образование (колледжи, техникумы, училища, институты, университеты, академии).

3 ступень. Послевузовское образование (аспирантура, докторантура, ИПК, курсовая сеть учреждений повышения квалификации и другие послевузовские формы учебы) [2].

Современными тенденциями развития непрерывного образования являются институциализация, интеграция, информатизация, гуманизация, гуманитаризация, диверсификация, фундаментализация, индивидуализация [7].

В целом основные тенденции развития рынка непрерывного образования в России схожи с мировыми, в их основе лежат:

– повышение мобильности и доступности образования;

– возможность интеграции образовательного процесса с социальными сервисами;

– развитие технологий для дистанционного обучения [5].

Современные ученые подчеркивают не только инструментальный, но и ценностный смысл непрерывного образования как для личности, так и самого по себе (С.И. Змеев). На данный момент достаточно проработаны такие вопросы теории непрерывного образования, как описание его функций, уровней, тенденций и др. И все же на практике сохраняются некоторые трудности его реализации: отсутствие преемственности, системности (Н.В. Белослудцева), отставание от потребностей рынка, слабость руководства и др.

Авторы научных публикаций отмечают, что готовность к непрерывному образованию складывается у человека еще в начальной школе и, возможно, в дошкольном возрасте. Существенную роль в ее возникновении играет программа обучения ребенка. Лучше всего проявляют себя развивающие технологии (Э.А. Содномдоржиева). Однако у современного юношества готовность к непрерывному образованию (при общем положительном отношении к нему) невысока, даже у тех, кто прошел через систему дополнительного образования (Н.В. Киселева). Поэтому огромное значение имеет грамотно построенная профессиональная ориентация и психологическое сопровождение ее и всей учебной деятельности в колледже и вузе (Н.В. Нижегородцева).

В октябре 2022 года на базе одного из колледжей города Тамбова была проведена диагностика. В ней приняли участие студенты выпускного курса. Для диагностики использовались тест на определение уровня саморазвития и профессионально-педагогической деятельности Л.Н. Бережновой, тест на определение уровня интеллекта Кеттелла, авторский тест из 10 вопросов.

Диагностика позволила определить направления дельнейшей работы: повышение готовности студентов к саморазвитию и профессионально-педагогической деятельности, совершенствование интеллекта, пополнение знаний о непрерывном образовании, развитие самоорганизации (рисунок).

Для решения первой задачи была предложена организация чтения профессиональной литературы, разработка личной атрибутики (герб, гимн, девиз, флаг, принципы и под.), совершенствование содержания педагогической практики, а также вовлечение студентов колледжа в диагностику и самодиагностику с целью определения своих сильных и слабых сторон.

Для решения второй задачи рекомендовались привлечение студентов к участию в творческих группах по решению профессионально-педагогических проблем и организация профессиональных выставок научных, творческих и методических работ преподавателей и студентов на базе колледжа.

Третья задача может быть решена за счет вовлечения студентов колледжа в интеллектуальные соревнования на профессиональную тематику, изучения новых стандартов и проведения лекций, семинаров, мастер-классов на высоком уровне сложности, а также организации встреч со специалистами в области непрерывного образования, обмена опытом и др. Наконец, самоорганизация достигается за счет освоения основных принципов тайм-менеджмента и привлечения студентов к ведению дневников профессионального саморазвития.

 

Рисунок. Педагогическая модель повышения готовности студентов колледжа к непрерывному образованию

 
Список литературы:
1. Белослудцева, Н.В. Педагогические пути формирования готовности студентов учреждений СПО к профессиональной деятельности в условиях моногорода [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-puti-formirovaniya-gotovnosti-studentov-uchrezhdeniy-spo-k-professionalnoy-deyatelnosti-v-usloviyah-monogoroda.
2. Бикменева, Е.Г. Развитие непрерывного образования // Россия: тенденции и перспективы развития. – 2021. – С. 773-776. 
3. Киселева, Н.В. Непрерывное образование в восприятии обучающихся на разных этапах процесса обучения [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nepreryvnoe-obrazovanie-v-vospriyatii-obuchayuschihsya-na-raznyh-etapah-protsessa-obucheniya.
4. Нижегородцева, Н.В. Развитие учебной деятельности в условиях непрерывного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/17884988.pdf.
5. Пархитько, Н.П. Развитие непрерывного образования в России. Проблемы и перспективы [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-nepreryvnogo-obrazovaniya-v-rossii-problemy-i-perspektivy/viewer.
6. Содномдоржиева, Э. А. Особенности психологической готовности к саморазвитию в старшем школьном возрасте как предпосылка непрерывного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-psihologicheskoy-gotovnosti-k-samorazvitiyu-v-starshem-shkolnom-vozraste-kak-predposylka-nepreryvnogo-obrazovaniya.
7. Тарасова, Н.В. Современные тенденции мировой образовательной системы [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tendentsii-mirovoy-obrazovatelnoy-sistemy/viewer.