ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА К НЕПРЕРЫВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
Конференция: CCXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика
CCXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА К НЕПРЕРЫВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
Непрерывное образование в XXI веке – это очевидная необходимость. Получая сведения из различных областей знаний и приобретая новые умения и навыки, человек становиться более востребованным специалистом, а в перспективе сам может стать звеном образовательной системы, передавая свои уникальные наработки новым поколениям трудящихся и внося посильный вклад в повышение совокупного уровня трудовых ресурсов нашей страны.
Студенты колледжа – это особая социальная группа, профессиональное образование которой начинается, как правило, несколько раньше, чем образование студентов вуза, и отличается практической ориентированностью. Поэтому особенно важно показать им необходимость своевременного пополнения профессионального багажа, а также подчеркнуть роль теории, помогающей осознать смысл получаемых ими умений и навыков.
Идея важности и ценности получения новых знаний на протяжении всего жизненного пути для развития человека отнюдь не является новой и высказывалась еще основателями педагогической науки.
Современная модель непрерывного образования может включать несколько уровней.
1 ступень. Допрофессиональная подготовка (детские дошкольные учреждения, педагогические классы, курсы, начальные подготовительные курсы в средних общеобразовательных школах и другое).
2 ступень. Начальное, среднее и высшее профессиональное образование (колледжи, техникумы, училища, институты, университеты, академии).
3 ступень. Послевузовское образование (аспирантура, докторантура, ИПК, курсовая сеть учреждений повышения квалификации и другие послевузовские формы учебы) [2].
Современными тенденциями развития непрерывного образования являются институциализация, интеграция, информатизация, гуманизация, гуманитаризация, диверсификация, фундаментализация, индивидуализация [7].
В целом основные тенденции развития рынка непрерывного образования в России схожи с мировыми, в их основе лежат:
– повышение мобильности и доступности образования;
– возможность интеграции образовательного процесса с социальными сервисами;
– развитие технологий для дистанционного обучения [5].
Современные ученые подчеркивают не только инструментальный, но и ценностный смысл непрерывного образования как для личности, так и самого по себе (С.И. Змеев). На данный момент достаточно проработаны такие вопросы теории непрерывного образования, как описание его функций, уровней, тенденций и др. И все же на практике сохраняются некоторые трудности его реализации: отсутствие преемственности, системности (Н.В. Белослудцева), отставание от потребностей рынка, слабость руководства и др.
Авторы научных публикаций отмечают, что готовность к непрерывному образованию складывается у человека еще в начальной школе и, возможно, в дошкольном возрасте. Существенную роль в ее возникновении играет программа обучения ребенка. Лучше всего проявляют себя развивающие технологии (Э.А. Содномдоржиева). Однако у современного юношества готовность к непрерывному образованию (при общем положительном отношении к нему) невысока, даже у тех, кто прошел через систему дополнительного образования (Н.В. Киселева). Поэтому огромное значение имеет грамотно построенная профессиональная ориентация и психологическое сопровождение ее и всей учебной деятельности в колледже и вузе (Н.В. Нижегородцева).
В октябре 2022 года на базе одного из колледжей города Тамбова была проведена диагностика. В ней приняли участие студенты выпускного курса. Для диагностики использовались тест на определение уровня саморазвития и профессионально-педагогической деятельности Л.Н. Бережновой, тест на определение уровня интеллекта Кеттелла, авторский тест из 10 вопросов.
Диагностика позволила определить направления дельнейшей работы: повышение готовности студентов к саморазвитию и профессионально-педагогической деятельности, совершенствование интеллекта, пополнение знаний о непрерывном образовании, развитие самоорганизации (рисунок).
Для решения первой задачи была предложена организация чтения профессиональной литературы, разработка личной атрибутики (герб, гимн, девиз, флаг, принципы и под.), совершенствование содержания педагогической практики, а также вовлечение студентов колледжа в диагностику и самодиагностику с целью определения своих сильных и слабых сторон.
Для решения второй задачи рекомендовались привлечение студентов к участию в творческих группах по решению профессионально-педагогических проблем и организация профессиональных выставок научных, творческих и методических работ преподавателей и студентов на базе колледжа.
Третья задача может быть решена за счет вовлечения студентов колледжа в интеллектуальные соревнования на профессиональную тематику, изучения новых стандартов и проведения лекций, семинаров, мастер-классов на высоком уровне сложности, а также организации встреч со специалистами в области непрерывного образования, обмена опытом и др. Наконец, самоорганизация достигается за счет освоения основных принципов тайм-менеджмента и привлечения студентов к ведению дневников профессионального саморазвития.
Рисунок. Педагогическая модель повышения готовности студентов колледжа к непрерывному образованию