Статья:

СИСТЕМА МОТИВАЦИИ ТРУДА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Конференция: CLXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Базлова К.О. СИСТЕМА МОТИВАЦИИ ТРУДА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CLXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(163). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/12(163).pdf (дата обращения: 03.10.2022)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

СИСТЕМА МОТИВАЦИИ ТРУДА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Базлова Ксения Олеговна
студент, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, РФ, г. Уфа
Яковлева Евгения Андреевна
научный руководитель, проф., Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, РФ, г. Уфа

 

В современных экономических и социальных условиях вопросы мотивации и стимулирования трудовой деятельности приобретают все большую практическую значимость. Большое значение имеет мотивация и стимулирование педагогов образовательных учреждений, так как от этого напрямую зависит качество образовательных услуг. Главной задачей современного менеджмента становится исследование, создание и совершенствование стимулов труда, при которых потенциал персонала будет использован наилучшим образом.

В настоящее время вопрос о мотивации педагогической деятельности в нашей стране стоит особенно остро, поскольку из-за низкой оплаты труда значительно усилился отток молодых педагогических кадров из средних общеобразовательных учебных заведений. Уже многие годы престижная оценка профессии учителя у выпускников средней школы была невысока, устойчиво занимая лишь средние места на шкале престижа. У тех, кто начал осуществлять педагогическую деятельность и не собирается прекращать ее, главным внутренним мотивом является получение удовлетворения от работы с детьми, к нему добавляются мотивы личностного и профессионального роста.

Изучив категорию мотивации, мы пришли к выводу, что под ней следует понимать внутреннее состояние, которое активизирует, направляет и поддерживает поведение, направленное на достижение определённых целей. Мотивация педагогического персонала, соответственно, это определенный набор действий со стороны руководства образовательной организации, направленный на улучшение трудоспособности членов педагогического коллектива школы, а также способы привлечения квалифицированных педагогов в школу и их удержания [1, c.87]. Соответственно, она имеет следующие характерные черты: побудительный характер деятельности, удовлетворение потребностей и ожиданий сотрудника, общие для работника и организации цели и задачи, желание и интерес сотрудника, комплексность мер в образовательной организации [3, c.57].

В МБОУ «Лицей №62» г. Уфа нами проведено психодиагностическое исследование, целью которого являлось выявление эффективности мотивации педагогического коллектива. Экспериментальной группой выступили педагоги  МБОУ «Лицей №62» в количестве 20 человек. В качестве респондентов были выбраны сотрудники разного возраста и  различного педагогического стажа. 

На начальном этапе мы определили «мотивационный тип» каждого педагога на основе разработанной нами анкеты, состоящей и 5-ти вопросов. Определение «мотивационного типа» каждого респондента позволит в дальнейшем более точно выявлять результаты по каждой методике, выявляя зависимость  между «мотивационным типом» сотрудника и показателями по каждой диагностике, позволяющей оценить эффективность мотивационной системы МБОУ «Лицей №62».

Для выявления уровня мотивации педагогов и степени их удовлетворенности собственной педагогической деятельности, мы проводили исследование с помощью следующих диагностических методик: методика «Изучение факторов привлекательности профессии» (методика была предложена В.А. Ядовым, позже модифицирована Н.В. Кузьминой и А.А. Реаном) и методика «Изучение способности педагогов к профессиональному развитию» (Н.В. Немовой) [2, c. 70].

Таким образом, из всех опрошенных определение «мотивационного типа» сотрудника выявило следующие результаты: «Хранителями ценностей» являются трое участников экспериментальной группы (15%), к «типу» «Профессионал» относятся также трое педагогов (15%), к «типу» «Творец» причислены пятеро опрошенных (25%), «тип» «Пунктуал» выявлен у семи членов экспериментальной группы (35%), к «типу» «Молодой специалист» отнесены двое опрошенных (10%).

Кроме того, мы можем сделать вывод, что наиболее значимые позиции, выделяемые педагогами, это соответствие работы своим способностям и возможностям, а также их реализация, и благоприятный режим работы. Помимо этого, большая часть педагогов отмечает, что работа им приносит существенное переутомление. Также прослеживается некоторая неудовлетворенность заработной платой и падением престижа профессии в обществе.

Итак, высокий уровень профессионального саморазвития выявлен у семерых испытуемых (35%), средний уровень профессионального саморазвития выявлен у 12 человек (60%); низкий уровень профессионального саморазвития продемонстрировал только один педагог (5%).

Среди педагогов, которые активно занимаются своим саморазвитием, несмотря на различные отрицательные факторы, выявлено 8 человек (40%). Педагогов, для которых не существует устоявшейся системы и принципов саморазвития, выявлено 12 человек (60%); сотрудников, которые остановились в своем профессиональном развитии не выявлено на момент опроса.

Важно отметить, что по всем проведенным методикам у испытуемых преобладает средний уровень профессиональной мотивации и средний уровень стремления к профессиональному саморазвитию для педагога.

Мешающими профессиональному развитию педагогу факторами являются прежде чаще всего личностные (ограниченные ресурсы, стесненные жизненные обстоятельства, состояние здоровья, собственная инерция). Отсутствие свободного времени отмечено как одна из наиболее значимых причин для профессионального роста. Также среди мотивирующих факторов педагоги выделяют успешную методическую работу, обучение на значимых курсах повышения квалификации, что способствует повышению профессионального роста педагогов.

По итогам анализа результатов проведенных методик можно сделать следующие выводы:

- педагогам необходимо приложить множество усилий, но при этом не усилия оцениваются по достоинству, при возросшем уровне требований в обязательном порядке увеличивается и нагрузка на учителя;

- все более возрастающая ответственность в работе обычно пугает педагогов, которые стремятся избежать неприятностей в работе и критики со стороны администрации и коллег.

- при этом большая часть педагогов осознанно выбрали свою профессию, у них высокий интерес и желание обучать детей своему предмету;

 - многим педагогам свойственно удовлетворение от процесса и результатов своей работы;

- отмечается стремление многих педагогов к карьерному росту, потребность в достижении профессионального престижа и уважения со стороны коллег.

Чтобы повысить показатели педагогов МБОУ «Лицей №62» важно активнее реализовывать систему мотивации труда в данной школе. Поэтому мы составили систему мотивации педагогов по всем существующим направлениям, которую, по нашему мнению, будет эффективно использовать  с испытуемыми педагогами.

Например, административные способы мотивации – это издание поощрительных приказов и распоряжений, объявление выговоров и благодарностей, разработка и утверждение должностных инструкций и других регламентных документов, аттестация педагогов и т.д. Среди экономических методов можно назвать премирование из внебюджетных фондов, назначение надбавок, введение системы финансового поощрения (с обозначенными критериями), и других возможных льгот (оздоровление, турпоездки и т.д.) и т.д. Социально-психологические формы мотивации: аттестация на более высокую квалификационную категорию, предоставление возможности работы в престижных классах, по экспериментальным программам, привлечение к управленческой деятельности, в состав различных советов, комиссий, групп, благодарственные письма, грамоты, совместное проведение досуга (вечера, экскурсии, походы и т.д.), поздравление со значимыми событиями в жизни педагога и т.д.

 

Список литературы:
1. Дубровская В.А. Мотивация персонала: методические рекомендации. - Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2009. –  151 c.
2. Крюкова Е. М. Диагностический комплекс для определения уровня готовности педагогов к инновационной деятельности/ Е. М. Крюкова, Е. Г. Белова // Эксперимент и инновации в школе. – 2014. –№6. – С. 70–81.
3. Шапиро С.А. Мотивация и стимулирование персонала. – М.: ГроссМедиа, 2006. – 221 c.
4. Шапиро С.А. Факторы повышения эффективности труда персонала. – М.: АТИСО, 2012. – 222 c.