Статья:

ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Конференция: LXXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Рудикова С.Ю., Юламанова В.Г. ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(72). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/2(72).pdf (дата обращения: 13.07.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Рудикова Светлана Юрьевна
студент, Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского, РФ, г. Калуга
Юламанова Виктория Геннадьевна
студент, Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского, РФ, г. Калуга
Чиркова Наталья Ивановна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного, начального и специального образования Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского, РФ, г. Калуга

 

Аннотация. В статье представлен практический опыт пластилинотерапии на этапе дифференциации звуков у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Предтавлены упражнения по дифференциации звуков [з] и [с] через работу с пластичными материалами на логопедичеких занятиях. Показаны практики коррекции тяжелого нарушения речи у младших школьников. Раскрыты нюансы использования платилинографии в работе с данной категорией детей. Статья предназначена для специалитов школьных образовательных учреждений.

 

Ключевые слова: пластилинография, тяжелые нарушения речи, младший школьный возраст, упражнения на закрепление и дифференциацию звуков, коррекция звукопроизношения.

 

В настоящее время увеличивается количество детей с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР). Это вызвано как врожденными причинами, плохой экологической ситуацией, так и педагогической запущенностью, неумением предупредить тяжелое речевое нарушение. Тактика «выжидания» изжила себя в этом вопросе и должна быть заменена специальной работой с раннего детства.

Тяжелые нарушения речи – это стойкие специфические отклонения в формировании компонентов речевой системы (лексического грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока), отмечающихся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте [9, с. 144-145]. Из тяжелых нарушений речи чаще всего встречаются алалия, афазия, заикание и различного типа дизартрии (понятийный инструментарий). Дети с ТНР испытывают трудности в понимании чужой речи и при построении собственных высказываний, что значительно затрудняет их коммуникацию и социальную адаптацию. Есть исследования, направленные на анализ развития коммуникативных действий у детей с нарушениями речи [13], формирование культуры речи у детей в условиях инклюзивного образования [3], развитие самостоятельных высказываний у младших школьников [14] и др.

Для качественного и полноценного усвоения комплексной общеобразовательной программы и дальнейшего обучения в школе с этими детьми необходимо проводить целенаправленную комплексную оздоровительную и коррекционно-образовательную работу.

Чтобы повысить эффективность коррекционных занятий, ускорить процесс постановки звуков, сделать обучение осознанным, заинтересовать детей с тяжелыми нарушениями речи и включить их в педагогический процесс, широко применяются нестандартные подходы: логоритмика [12], логоладошки [1], су-джок [7], литотерапия [5], хромотерапия [2], пескотерапия [15] и др.

Движение рукой с вылепленной буквой с включенным зрительным контролем формирует зрительно-пространственную координацию. Совместная и поочередная работа рук, обводящих контур вылепленной буквы, способствует развитию межполушарных связей. Умение конструировать и реконструировать букву из пластилина развивает у детей мыслительные процессы, внимание и пространственные представления. Закрепить образ буквы помогает многократная лепка буквы из пластилина. Постепенно во время лепки происходит межсенсорная интеграция кинестетических ощущений и зрительных образов, воспринимаемых при этом [11].

В заключение отметим, что пластилинография способствует развитию моторики, координации движений, гибкости и точности выполнения действий, стимулирует развитие внимания, воображения, фантазии. Выполняя работы из пластилина, дети стимулируют рецепторы зоны кистей обеих рук. Регулярная тренировка движений пальцев рук оказывает стимулирующее воздействие на развитие речи. Поэтому в процессе лепки на логопедических занятиях дети не только получают удовольствие, но и совершенствуют мелкую моторику, чувствительность кистей и пальцев, что способствует преодолению речевых нарушений.

 

Список литературы:
1. Атаманова Н.Б. Азбука с Ладошками : альбом по обучению чтению и профилактике нарушений письма. - Москва : Логоладошки, 2016. – 74 с.
2. Барсегян Л. В. Использование современной хромотерапии в работе педагога-психолога дошкольной образовательной организации // Психолого-педагогическое сопровождение процессов развития ребенка : Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 14 марта 2017 года  – Санкт-Петербург: Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Ленинградский областной институт развития образования", 2017. – С. 43-50. 
3. Биба, А. Г., Павлова О.А. Предметная интеграция как средство формирования культуры речи // Начальная школа. – 2016. – № 8. – С. 42-44. 
4. Быкова И.А. Обучение детей грамоте в игровой форме. Москва: Детство-Пресс. - 2007. - 111 с.