Статья:

Воспитание художественной культуры обучающихся на занятиях по декоративно-прикладному искусству

Конференция: XLIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Прудникова С.А. Воспитание художественной культуры обучающихся на занятиях по декоративно-прикладному искусству // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(42). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/3(42).pdf (дата обращения: 14.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 252 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Воспитание художественной культуры обучающихся на занятиях по декоративно-прикладному искусству

Прудникова Светлана Анатольевна
студент, Тобольский педагогический институт имени Д.И.Менделеева» (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский государственный университет», РФ, г. Тобольск
Давалева Дина Акрамовна
научный руководитель, канд. пед. наук, доц., Тобольский педагогический институт им. Д.И. Менделеева (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский государственный университет», РФ, г. Тобольск

 

На современном этапе развития художественного образования особую актуальность приобретает проблема воспитания художественной культуры обучающихся. В педагогической литературе указывается, что художественная культура, определяющая полноценное художественно-творческое развитие личности, проявляется в устойчивом интересе к искусству, увлеченности художественным творчеством; эмоционально-нравственном отклике на художественное произведение; наличии знаний об искусстве, умении применять их в практической художественной деятельности; самостоятельных суждениях, взглядах, позициях по отношению к художественным достоинствам произведений искусства; овладении специальными умениями и навыками [3]. Следовательно, основу художественной культуры личности составляет сочетание эмоциональной, познавательной и практической деятельности.

В воспитании художественной культуры обучающихся большими возможностями обладает декоративно-прикладное искусство, изучение которого «способствует освоению содержания и пластически-выразительных особенностей произведений, принципов передачи эмоционально-смыслового содержания, овладению знаниями и методами создания творческой работы» (2). Для того чтобы декоративно-прикладное искусство могло способствовать воспитанию художественной культуры, необходима подготовка, которая дает возможность полноценно воспринимать и оценивать декоративные произведения, а затем в практической деятельности создавать декоративные образы.

Воспитание художественной культуры личности не представляется возможным без расширения основ специальных знаний и обогащения эмоциональной сферы учащихся. Задача воспитания художественной культуры раскладывается на следующие составляющие. Во-первых, необходимо формировать теоретический опыт личности в области искусства, проявляющийся в знаниях о назначении произведений декоративного искусства и критериях их художественности. Следовательно, педагог должен добиваться не только запоминания учебного материала, но и проверять уровень его восприятия и понимания учащимися. Развитие эмоциональной сферы также является важнейшей составляющей процесса воспитания художественной культуры личности. Развитие эмоций состоит в выработке активного личностного отношения к произведениям декоративного искусства.

Вовлечение в декоративно-прикладную деятельность способствует формированию художественной культуры, поскольку учащийся вносит в создаваемое произведение собственное понимание красоты, вырабатывая чувство меры, понятие гармонии содержания и формы в произведении. Для того чтобы вырабатывать интересы и потребности в общении с декоративным искусством, нужно учить на лучших произведениях искусства прошлого и настоящего. Следовательно, необходимо отбирать к занятиям произведения, которые обладают художественной ценностью.

В результате правильно организованного процесса формирования знаний о декоративно-прикладном искусстве, расширения художественного опыта, у обучающихся появляются предпосылки к формированию системы оценочных суждений, которые могут быть представлены в виде алгоритма анализа и оценки художественных произведений.

Важно сформировать у учащихся способность к глубокому пониманию содержания произведения, которая порождает определенное эмоциональное отношение к искусству, и позволяет добиться осмысления этого отношения. Понимание и оценка произведений обусловлены спецификой конкретного вида искусства. Так, «в декоративно-прикладном произведении особенности натуры воспроизводятся в условно-перевоплощенном виде, что дает возможность целостно и обобщенно получать информацию об отдельных свойствах и качествах художественного произведения в виде различных ощущений; прослеживается единство утилитарного и эстетического начал. Декоративное произведение обладает рядом таких устойчивых и неизменных особенностей, как форма предмета, цветовое и орнаментальное решение» [2].

Восприятие и оценка декоративно-прикладных произведений может выстраиваться на основе принципов, предложенных Н.А. Яковлевой, Т.П. Чаговец. Первый принцип – соответствия необходимости, возможности и достаточности: необходимость создания художественного изделия обусловливается запросами жизнедеятельности людей, конкретными требованиями к его качеству, утилитарным и декоративным свойствам. Возможность определяется наличием оборудования, материалов; способами изготовления; наличием мастеров-создателей, их профессиональным умением и талантом. Достаточность обеспечивает создаваемой вещи оптимальную жизнеспособность и нормируется назначением вещи; исходными материальными, производственными, экономическими условиями; художественным вкусом создателя, заказчика, стилем эпохи.

Следующий принцип – одновременного решения утилитарных и декоративных задач (полезности, удобства, эстетичности), т.е. гармоничного единства содержания и формы, согласованности, соразмерности свойств и качеств изделия.

Принцип технологичности отражается в использовании и в работе с материалом (материал диктует способы формообразования, декоративные возможности); в организации процесса изготовления (удобство, рациональность, эффективность); в экономичности (стоимость материалов, трудозатрат).

Принцип художественной выразительности произведения проявляется во взаимосвязи материала, технологии, формы, конструкции, декора для достижения композиционной целостности в произведении [1]. Реализация данных принципов представляется возможным при условии специально организованного и последовательного изучения декоративно-прикладного искусства.

Высшим уровнем понимания декоративного искусства является умение адекватно оценивать и высказывать суждения об эмоциональном воздействии произведений, их художественных достоинствах. Соответственно, педагог должен добиваться полного раскрытия художественного содержания и выразительных средств в произведении, его стилистической характеристики, определении исторической значимости произведения.

В результате приобретенных знаний, художественного опыта у учащегося появляется способность определять достоинства произведения декоративно-прикладного искусства, что в свою очередь способствует полноценному восприятию и выработке навыков оценивания достоинств декоративного произведения.

Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что проблема воспитания художественной культуры учащихся в процессе приобщения к декоративно-прикладному искусству является актуальной. Художественная культура воспитывается под влиянием искусства, в процессе общения педагогов и учащихся, которое предполагает формирование знаний, в том числе и в области декоративно-прикладного искусства, практических умений и навыков, умений анализировать произведения искусства с различных позиций, высказывать собственное мнение об их достоинствах. В процессе обучения необходимо формировать навыки разносторонней и глубокой оценки декоративных произведений личностью, воспринимающей форму и содержание не как раздельно существующие компоненты, а как неразрывное целое. Представленный исследователями Н.А. Яковлевой, Т.П. Чаговец алгоритм восприятия и анализа произведений декоративного искусства, в процессе которого формируются оценочные суждения о достоинствах художественного произведения, дает возможность построения определенной последовательности обучения декоративно-прикладному искусству.

Таким образом, декоративно-прикладное искусство, служит источником познания, углубляя представлений о свойствах и принципах декоративного искусства, пробуждая эмоционально-чувственную сферу, активизируя понимание законов красоты, что в совокупности способствует воспитанию художественной культуры обучающихся.

 

Список литературы:
1. Анализ и интерпретация произведения искусства [Текст]: учебное пособие / Н.А. Яковлева, Е.Б. Мозговая, Т.П. Чаговец и др. / под ред. Н.А. Яковлевой. – М.: Высшая школа, 2005. – 551 с.
2. Давалева Д.А. Психолого-педагогические условия развития художественного вкуса подростков на занятиях декоративно-прикладного искусства [Текст] / Д.А. Давалева // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2017. № 2 (68): в 2-х ч. Ч. 1. С. 191.
3. Челышева Т.В. Непрерывное художественное образование как целостная образовательная система [Текст]: теоретические аспекты / Т.В. Челышева. – М.: АПКиПРО, 2001. – 128 с.