Воспитание художественной культуры обучающихся на занятиях по декоративно-прикладному искусству
Секция: Педагогика
XLIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Воспитание художественной культуры обучающихся на занятиях по декоративно-прикладному искусству
На современном этапе развития художественного образования особую актуальность приобретает проблема воспитания художественной культуры обучающихся. В педагогической литературе указывается, что художественная культура, определяющая полноценное художественно-творческое развитие личности, проявляется в устойчивом интересе к искусству, увлеченности художественным творчеством; эмоционально-нравственном отклике на художественное произведение; наличии знаний об искусстве, умении применять их в практической художественной деятельности; самостоятельных суждениях, взглядах, позициях по отношению к художественным достоинствам произведений искусства; овладении специальными умениями и навыками [3]. Следовательно, основу художественной культуры личности составляет сочетание эмоциональной, познавательной и практической деятельности.
В воспитании художественной культуры обучающихся большими возможностями обладает декоративно-прикладное искусство, изучение которого «способствует освоению содержания и пластически-выразительных особенностей произведений, принципов передачи эмоционально-смыслового содержания, овладению знаниями и методами создания творческой работы» (2). Для того чтобы декоративно-прикладное искусство могло способствовать воспитанию художественной культуры, необходима подготовка, которая дает возможность полноценно воспринимать и оценивать декоративные произведения, а затем в практической деятельности создавать декоративные образы.
Воспитание художественной культуры личности не представляется возможным без расширения основ специальных знаний и обогащения эмоциональной сферы учащихся. Задача воспитания художественной культуры раскладывается на следующие составляющие. Во-первых, необходимо формировать теоретический опыт личности в области искусства, проявляющийся в знаниях о назначении произведений декоративного искусства и критериях их художественности. Следовательно, педагог должен добиваться не только запоминания учебного материала, но и проверять уровень его восприятия и понимания учащимися. Развитие эмоциональной сферы также является важнейшей составляющей процесса воспитания художественной культуры личности. Развитие эмоций состоит в выработке активного личностного отношения к произведениям декоративного искусства.
Вовлечение в декоративно-прикладную деятельность способствует формированию художественной культуры, поскольку учащийся вносит в создаваемое произведение собственное понимание красоты, вырабатывая чувство меры, понятие гармонии содержания и формы в произведении. Для того чтобы вырабатывать интересы и потребности в общении с декоративным искусством, нужно учить на лучших произведениях искусства прошлого и настоящего. Следовательно, необходимо отбирать к занятиям произведения, которые обладают художественной ценностью.
В результате правильно организованного процесса формирования знаний о декоративно-прикладном искусстве, расширения художественного опыта, у обучающихся появляются предпосылки к формированию системы оценочных суждений, которые могут быть представлены в виде алгоритма анализа и оценки художественных произведений.
Важно сформировать у учащихся способность к глубокому пониманию содержания произведения, которая порождает определенное эмоциональное отношение к искусству, и позволяет добиться осмысления этого отношения. Понимание и оценка произведений обусловлены спецификой конкретного вида искусства. Так, «в декоративно-прикладном произведении особенности натуры воспроизводятся в условно-перевоплощенном виде, что дает возможность целостно и обобщенно получать информацию об отдельных свойствах и качествах художественного произведения в виде различных ощущений; прослеживается единство утилитарного и эстетического начал. Декоративное произведение обладает рядом таких устойчивых и неизменных особенностей, как форма предмета, цветовое и орнаментальное решение» [2].
Восприятие и оценка декоративно-прикладных произведений может выстраиваться на основе принципов, предложенных Н.А. Яковлевой, Т.П. Чаговец. Первый принцип – соответствия необходимости, возможности и достаточности: необходимость создания художественного изделия обусловливается запросами жизнедеятельности людей, конкретными требованиями к его качеству, утилитарным и декоративным свойствам. Возможность определяется наличием оборудования, материалов; способами изготовления; наличием мастеров-создателей, их профессиональным умением и талантом. Достаточность обеспечивает создаваемой вещи оптимальную жизнеспособность и нормируется назначением вещи; исходными материальными, производственными, экономическими условиями; художественным вкусом создателя, заказчика, стилем эпохи.
Следующий принцип – одновременного решения утилитарных и декоративных задач (полезности, удобства, эстетичности), т.е. гармоничного единства содержания и формы, согласованности, соразмерности свойств и качеств изделия.
Принцип технологичности отражается в использовании и в работе с материалом (материал диктует способы формообразования, декоративные возможности); в организации процесса изготовления (удобство, рациональность, эффективность); в экономичности (стоимость материалов, трудозатрат).
Принцип художественной выразительности произведения проявляется во взаимосвязи материала, технологии, формы, конструкции, декора для достижения композиционной целостности в произведении [1]. Реализация данных принципов представляется возможным при условии специально организованного и последовательного изучения декоративно-прикладного искусства.
Высшим уровнем понимания декоративного искусства является умение адекватно оценивать и высказывать суждения об эмоциональном воздействии произведений, их художественных достоинствах. Соответственно, педагог должен добиваться полного раскрытия художественного содержания и выразительных средств в произведении, его стилистической характеристики, определении исторической значимости произведения.
В результате приобретенных знаний, художественного опыта у учащегося появляется способность определять достоинства произведения декоративно-прикладного искусства, что в свою очередь способствует полноценному восприятию и выработке навыков оценивания достоинств декоративного произведения.
Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что проблема воспитания художественной культуры учащихся в процессе приобщения к декоративно-прикладному искусству является актуальной. Художественная культура воспитывается под влиянием искусства, в процессе общения педагогов и учащихся, которое предполагает формирование знаний, в том числе и в области декоративно-прикладного искусства, практических умений и навыков, умений анализировать произведения искусства с различных позиций, высказывать собственное мнение об их достоинствах. В процессе обучения необходимо формировать навыки разносторонней и глубокой оценки декоративных произведений личностью, воспринимающей форму и содержание не как раздельно существующие компоненты, а как неразрывное целое. Представленный исследователями Н.А. Яковлевой, Т.П. Чаговец алгоритм восприятия и анализа произведений декоративного искусства, в процессе которого формируются оценочные суждения о достоинствах художественного произведения, дает возможность построения определенной последовательности обучения декоративно-прикладному искусству.
Таким образом, декоративно-прикладное искусство, служит источником познания, углубляя представлений о свойствах и принципах декоративного искусства, пробуждая эмоционально-чувственную сферу, активизируя понимание законов красоты, что в совокупности способствует воспитанию художественной культуры обучающихся.