Статья:

История развития начальной школы в России

Конференция: LI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Коновалова М.В. История развития начальной школы в России // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. LI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(50). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/11(50).pdf (дата обращения: 25.08.2019)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 101 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

История развития начальной школы в России

Коновалова Марина Викторовна
студент, Академия Архитектуры и Искусств ЮФУ, РФ, г.Ростов-на-Дону
Кравец Виктория Сергеевна
научный руководитель, канд. истор. наук, доцент кафедры исторической политологии Института истории и международных отношений Южного федерального университета, РФ, г. Ростов-на-Дону

 

Аннотация: В данной статье рассмотрены основные этапы развития начального образования, начиная с его зарождения и заканчивая современностью, проведено их сравнение . Также были выделены черты и особенности, характерные для истинных педагогов в разные периоды развития образования  и их роль в процессе воспитания учащихся.

Ключевые слова: генезис начального образования, образовательные системы, требования к учителям, значимость фигуры учителя начальной школы, начальное образование советского и постсоветского периода.

 

Мы являемся обладателями уникального, бесценного достояния - нашего педагогического наследия. Главный педагогический урок, оставленный нам великими предками, определяется так: «Человек есть предмет воспитания, а миссия психологии, педагогики - искусство делать человека нравственным».   Актуальность темы исследования определяется тем, что исторический опыт развития отечественной школы в контексте породившей его эпохи представляет собой ценнейший источник для действенного решения ее современных проблем.

Все  начинается с детства. Как научат ребенка в начальной школе любить и уважать свою страну, свой народ, свой язык, так и пойдет его развитие дальше. От начальной школы зависит будущее человека, будущее страны.

Гипотеза исследования, выдвигаемая мной, формулируется так: современная система образования в начальной школе не отличается от советского периода в истории нашей страны.

Все десять веков социального развития начальное образование в России занимало стабильное место в жизнедеятельности общества, являясь первоначальной ступенью и исходным звеном для всей системы образования. 

Прежде всего, зарождение школьного начального образования связано с принятием христианства и работой первых монастырских школ. Обучение в этих школах было направлено на религиозно-нравственное просвещение.

В годы правления Петра I постепенно начинала формироваться система  государственных начальных учебных заведений, которая предоставляла и общее,  и специальное образование. В школах предшествовали две последовательные ступени начального обучения: «русская школа», где обучали чтению и письму, и «цифирная школа», обучавшая счету и началам арифметики и геометрии.  В XVIII в. многие государственные и общественные деятели (И.Т. Посошков) доказывали необходимость начального обучения для всех учеников. Созданная в 1782 г. «Комиссия об учреждении училищ» создала под руководством Ф.И. Янковича де Мариево проект организации общего начального обучения, введенного на территории России в 1786г. Согласно этому плану вводилась классно-урочная система обучения.

В 1802 г. Создается Министерство народного просвещения, начавшее изменение национальной системы образования с принятия Предварительных правил народного просвещения (1803) и Устава учебных заведений. Россия была поделена на шесть учебных округов: Петербургский, Московский, Белорусский, Литовский, Дерптский, Казанский и Харьковский. Все ступени этой системы были связаны между собой, а во главе учебного округа была ученая коллегия университета и попечитель учебного округа. Ее основу составляли приходские училища, учреждаемые как в городах, так и в сельской местности.

С 1819 г. в связи  с развитием в политике образования обучение в начальных школах  становилось платным . Уже со второй половины 1830-х гг. стали создаваться приходские училища, носившие название церковно-приходских школ. В 1836 г. Министерство народного просвещения возглавил С.С. Уваров, который считал необходимым, чтобы молодое поколение гораздо лучше знало «русское и русских».  Под давлением общественного мнения правительство в конце 50-х гг. приступило к реформам начального образования. После отмены крепостного права возникла потребность в организации повсеместного начального образования. В 1860-1861 годах стали появляться новые общества, готовящие проекты распространения грамотности в народе. Стремительно увеличивалось количество  приходских училищ и воскресных школ, начали выходить печатные издания: «Учитель», «Русский педагогический вестник»,  публиковались учебники.

На рубеже  XIX-XX вв. народная начальная школа была в центре внимания общественности. Н.А. Корф и Н.И. Пирогов стремились распространить просвещение по всей России. Они требовали введения всеобщего обязательного начального обучения. Проекты начального образования разрабатывались Министерством народного просвещения в 1903 году.

Школы в России были разными. Они делились на городские и сельские. Городские были либо казенными, либо просто городскими, которые содержались за счет города, либо частными. Сельские школы делились на земские, министерские и частные. В них не имелось официальных программ.

К началу XX века церковно-приходская школа начинает конкурировать с земской народной школой. К 1905 г. церковно-приходские школы составляют 46,5 % от числа всех начальных школ России. Быстрое развитие в России промышленности в XX веке требовало увеличения числа людей, имеющих начальное, среднее и высшее образование, поэтому в 1911 году закон о всеобучении был принят Думой и направлен на утверждение в Государственный совет. Проект не был утвержден.

В период Первой мировой войны, несмотря на сложность того времени, готовилась реформа школ. В апреле 1915 года стали создаваться комитеты и комиссии, к участию в реформе привлекалась общественность. Правительством были подготовлены различные законопроекты. В период политических потрясений реформы оказались несвоевременными.

После Октябрьской революции 1917 года все школы в России стали государственными. Пришедшие к власти большевики попытались сразу построить взамен «старой школы» «новую школу».

Активное участие в построении «новой школы» принимала Надежда Константиновна Крупская. Она выдвинула на первый план замену «школы учебы» на «школу труда», поставив во главу угла прагматическую идеологию. Развивая демократические идеи народного образования, реализация которых необходима в интересах народных масс, представитель пролетарской демократии Надежда Константиновна уже задолго до пролетарской революции доводила эти идеи до их подлинного революционного выражения.

В 1918 года был издан декрет Совнаркома, согласно которому церковь отделялась от государства, а школа от церкви. Теперь школы становились полностью светскими. В октябре 1918 года Государственная комиссия по просвещению опубликовала два документа: «Декларацию о единой трудовой школе» и «Положение о единой трудовой школе РСФСР». Эти документы говорили о том, что: все школы объявлялись государственными и совершенно бесплатными. За основу школьной жизни стали выдвигать производительный труд. В соответствии с «Положением о единой трудовой школе» общеобразовательная школа состояла из двух ступеней: первая- 5-летним, вторая с 4-летним курсом обучения. Однако уже с 1923г. в начальной школе обучались в течение 4-х лет. Период отказа от «старой школы учебы» сопровождался работой по перестройке начального обучения на основе идей единой трудовой школы. Первый советский учебный план и программа начальной школы (1920) предусматривал преподавание русского языка и арифметики, со 2-го класса - природоведения и обществоведения, а так же физкультуры, пения, рисования во всех классах. К сожалению знания учащихся были лишь поверхностными, они получали лишь отрывочные сведения из основ разных наук, без системы. Отсутствие систематически построенных учебников, комплексность учебных тем и др. привело к резкому падению уровня общей грамотности. К 1936 году ситуация в стране стала меняться. 4 июля вышло постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О педагогических извращениях в системе Наркомпросов», которое восстанавливало в правах педагогику и педагога. В дальнейшем приказом Наркомпроса от 04.03. 1937 г. трудовое обучение в школе было отменено. В стране возродилась «школа учебы».

В период перехода к всеобщему среднему образованию молодежи начальная школа окончательно утратила характер и статус самостоятельной. В 70-х годах начальная школа занимает свою нишу в сформировавшейся системе непрерывного образования. Работа по дальнейшему совершенствованию начального образования включала в себя три этапа:

1. до 1963г. – произошло объединение усилий педагогов и психологов в поисках путей познавательных возможностей младших школьников.

2. 1963-1966гг. – были разработаны основные критерии совершенствования системы обучения  в 3-х летней начальной школе. Основным условием успешного обучения среди школьников считалась их высокая активность и самостоятельность.

3. 1966-1969 гг. – выявлялись доступность программного материала для учащихся всех типов школ.

В системе российского начального образования довольно долгий период существовали 2 типа школ: 3-летняя и 4-летняя. Основным направлением, определяющим перспективу дальнейшего развития начального образования, является 4-летняя школа с началом обучения в 6,5 лет.  В современном начальном образовании существует несколько систем развивающего 4-летнего обучения. Они различаются по содержанию и способам реализации, однако имеют общую основную цель - в процессе овладения знаниями, умениями и навыками целенаправленно добиваться у младших школьников достаточно высокого уровня развития познавательных способностей (восприятия, памяти, воображения, мышления).

Начальная школа

(Начальная ступень образования XXI в.)

Рисунок 1. Образовательные системы

 

В постсоветский период реформирование коснулось системы образования. В системе непрерывного образования начальная школа является фундаментом, звеном общей системы образования.

В современном начальном образовании особое место уделяется не только учебной деятельности, предметам эстетического цикла, но и духовно-нравственному развитию и воспитанию личности гражданина России, сохранению языка, культуры этноса, обеспечению единства и целостности образовательного пространства России.

Всем известно, что учитель – это не только человек, увлеченный воспитанием и развитием подрастающего поколения, но и прежде всего профессионал своего дела, который обладает необходимыми знаниями и умениями в педагогической деятельности, а также умеет поступать должным образом в соответствии с нормами педагогики и, несомненно, лично несет ответственность  за результат своего профессионального труда.

Учитель начальной школы – уникальный и особо важный  учитель. Ведь именно он является связующим звеном между взрослыми и детьми на этапе ранней школьной жизни учащихся. Педагог знает все тонкости формирующегося детского сознания,, способен доступно преподнести ученику информацию, закладывает в нем поистине человеческие качества. Учительская должность характеризуется также и ответственностью за судьбу каждого ученика, обязательствами  которые несет на своих плечах  истинный преподаватель.

Каковы результаты труда педагогов сегодня - таким будет наше общество в будущем. Невозможно представить себе другую деятельность, от которой настолько зависит как судьба каждого человека, так и целого народа. В наше время учителю начальных классов принято уделять особое внимание, т.к. он один из первых учителей, который непосредственно влияет не только на внешний, но и  на внутренний мир ученика. К преподавателю относятся пристально и требуют от него определенных качеств.

Наличие педагогических способностей - основное требование к учителям Также  необходимым качеством педагога является выдержка и самообладание. Ведь профессионал своего дела при любых  обстоятельствах обязан сохранить ведущее положение в учебно-воспитательном процессе.

Еще одно профессиональное качество преподавателя - справедливость. Педагог должен  систематически оценивать поступки, знания и навыки, полученные учениками. В связи с этим необходимо сопоставлять  оценочные суждения и требования с уровнем развития учеников.

Учитель обязан быть требовательным. Это одно из самых важных условий его успешной работы. Однако стоит отметить, что требования педагога должны быть в рамках разумного и дозволенного. Также следует учесть, что талант, призвание, задатки вовсе не являются решающим профессиональными качествами. Зачастую люди, обладающие уникальным талантом, не могут состояться, как педагоги, а порой и неопытные студенты способны достичь невероятных вершин ,стремительно развиваясь в данной области.

В дореволюционной России положение учителя, а в особенности учителя начальной школы, было тяжёлым. Быстрое развитие системы образования привело обострению  потребности в подготовке педагогов. Однако дореволюционное учительское обучение предоставляло неполноценные  общеобразовательные знания, это происходило из-за того, что курс длился 3 года, а программа базировалась на предыдущей пятилетней начальной школе.. Тем не менее превосходство его состояло  в прохождении студентами не только педагогической, но и трудовой подготовки, которая заключалась  в освоении ремесел, сельского хозяйства и др.  Возможным было получение звания педагога по экзамену. Как правило, он проводился для людей мало подготовленных.

После Великой Октябрьской социалистической революции учительские семинарии были реорганизованы в трёхгодичные педагогические курсы, куда принимали людей с общим средним образованием.  К 1921 г. произошло переформирование педагогических курсов в педагогические техникумы.

Для того  чтобы быть хорошим учителем, недостаточно обладать только необходимыми знаниями, крайне важно  было также и много уметь. Оказываемое партией и народом советскому учителю доверие возлагает на него большую ответственность, предъявляет к нему высокие требования. В советское время в связи со стоящими перед школой задачами дальнейшего развития и совершенствования учебно-воспитательной работы значительно возросла ответственность учителя за воспитание и обучения поколения, которому предстоит завершить строительство коммунизма. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О завершении перехода к всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы» (1972 г.) обязывал преподавателей  являться для учащихся примером и идеалом высокой нравственности и верности коммунизму. Н. .К. Крупская  настаивала на том, чтобы учитель советской школы непременно владел  марксистко-ленинской теорией..

Нельзя стать хорошим учителем, если не обладаешь глубокими знаниями преподаваемого предмета, ведь именно они– необходимое, но недостаточное условие успеха в работе педагога. Не менее важно уметь  ориентироваться в знаниях предметов, которые являются смежными, так как зачастую они по своему схожи и имеют общие понятия.. Разумеется, учитель должен знать намного больше того, чему он стремится научить своих учеников, обладать более широким научным кругозором. Без этого он не сможет вызвать и развить у учащихся интерес к предмету, удовлетворить их запросы.

Однако В.А. Сухомлинский, выдающийся советский педагог-новатор, отметил иную, но крайне важную сторону деятельности педагога: «Что значит хороший учитель? Это прежде всего человек, который любит детей, находит радость в общении с ним, верит в то, что каждый ребенок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские радости и горести, знает душу ребенка, никогда не забывает, что и сам он был ребенком».

Именно за такие качества  народы Советского Союза и Советское правительство ценят и любят учителей, высоко отмечают их заслуги. Большое количество советских учителей и деятелей народного образования были награждены орденами и медалями, ведь учителя начальных и средних школ того времени — это подлинно народные учителя. Они жили и живут едиными стремлениями со всем советским народом.

Отечественная школа в советский период смогла достичь исторических успехов, ликвидировав неграмотность, а затем выведя общество на высокие уровни культуры и науки, а страну — в число ведущих индустриальных держав. Однако к 90-м годам стал заметен спад темпов развития.. Школе пришлось побороться за существование. По стране прокатились митинги преподавателей, которых. поддерживал народ и научные работники в сфере образования и не только. Несмотря на то ,что «в последнее десятилетие многие завоевания отечественного образования оказались утраченными», при правительствах Е.М. Примакова и В.В. Путина обозначился перелом в отношениях между государством и образованием. Государство пересмотрело свое отношение к образованию. Этому послужила и разработка Национальной доктрины образования в Российской Федерации. Несмотря на то ,что она не обрела статус федерального закона, ее значимость от этого не изменилась.  Ведь именно она задала новые направления политики образования.:«Опережающее развитие на основе настоящей доктрины призвано вывести Россию из кризиса, обеспечить будущее нации, достойную жизнь каждый семье, каждому гражданину России». 

В настоящее время многие люди считают, что в образовании существует немало проблем. Хотелось бы  остановиться на одной, с моей точки зрения самой важной проблеме для человека, который выбрал себе профессию — учитель. Это престиж учительского труда. Судить о месте учителя в обществе, о его статусе могу на примере трех поколений.

Моя прабабушка была сельским учителем в период с 1924 по 1975 годы. По  воспоминаниям и рассказам моей прабабушки можно судить, что не смотря на трудности того времени престиж профессии был очень высок. Учитель на селе был самым уважаемым человеком. К нему шли за советом и за помощью.

Мама и мой дядя  в советское время выступали уже не в качестве учителей, а в качестве учеников. Учились в школе в период 1979-1989 годов. На их глазах менялось отношение общества и государства к учителю и, к сожалению, не в лучшую сторону.

Я прохожу  обучение уже в постсоветский период. В это время образование в России поменялось координально, но, к большому сожалению, учитель все также не имеет такого статуса, как например в 1924 году.

Современные родители крайне требовательны по отношению к педагогам начального образования, в соответствии с этими требованиями учитель должен строить процесс воспитания и обучения, основываясь на индивидуальных особенностях каждого ребенка. Вследствие данных обстоятельств возникает немаловажная проблема подготовки и обучения таких педагогов, которые бы соответствовали родительским нормам и в то же время  требованиям системы образования, были универсальными. Достижение каких-либо результатов невозможно без регулярного совершенствования  учителем своих знаний и без повышения методической и педагогической подготовки .

Для успешной работы и достижения желаемых результатов педагогу необходимо работать именно в коллективе ,состоящем из единомышленников, вносящих свой бесценный вклад в воспитание нового поколения. по средствам обучения. В творческом педагогическом коллективе, современного общества, постоянно происходит формирование мастерства молодых учителей, благодаря общению с более опытными педагогами, проявляется забота о каждом члене коллектива и успехе общего дела. На мой взгляд, одним из самых важных качеств образования  постсоветского периода является то, что  оно старается обращать внимание на воспитание качеств будущего учителя, а то есть воспитанника нового поколения.

Итак, подводя итоги своей работы, хотелось бы сказать, что я попыталась проследить процесс становления начальной  школы, изучила ее особенности.      В результате проведенного исследования, а именно сравнения образования в советский и постсоветский периоды, мы можем сказать, что система образования в СССР уделяла особое внимание воспитанию и формированию определенных личностных качеств. В Союзе на всех этапах обучения нужно было решать не только общеобразовательные вопросы во время передачи ученикам знаний о законах развития окружающей природы, мышления и общества, прививать навыки полезного труда, но и формировать на этом базисе взгляды, лежащие в одной плоскости с мнением коммунистической партии. В настоящее время одновременно существует несколько образовательных систем, отвечающих требованиям ФГОС (Федеральных государственных образовательных стандартов). Учение более не рассматривается как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а выступает как сотрудничество - совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем.

Исходя из этого факта, мы можем сказать, что поставленная гипотеза исследования: современная система образования в начальной школе не отличается от советского периода в истории нашей страны, не подтвердилась.

Следует отметить, что сегодня в системе образования происходят серьезные изменения, смысл и значение которых обусловлены поиском новых образовательных парадигм, соответствующих новым тенденциям развития российского общества, но на мой взгляд, педагогам, помимо современной системы образования  не стоит забывать и о советской системе образования и воспитания, так как она может выступить важным средством в развитии школьного образования и поспособствует повышению качества образования в нашей стране.

 

Список литературы:
1. Данильченко М.Г. О школе и учителе. – М.,1998.
2. Струминский В.Я. Очерки по истории начального образования в России. – М.,1949.
3. Кинкладзе О. Д. История советской педагогики. – М.,1972.
4. Макеева Е.А. Педагогика и психология, теория и методика обучения. Школа и идеология. - М., 1969
5. Национальная доктрина образования. [электронный ресурс].- Режим доступа- http://sinncom.ru/content/reforma/index5.htm 
6. Профессионально-личностные качества учителя [электронный ресурс].- Режим доступа. - http://www.5rik.ru/better/article-136030.htm 
7. Российское образование в постсоветский период 1991-1999гг. [электронный ресурс]. - Режим доступа- http://cheloveknauka.com/rossiyskoe-obrazovanie-v-postsovetskiy-period-1991-1999-gg 
8. Рогов Е.М. Личность учителя: теория и практика. – М., 2006.
9. Ситько Р.М. Начальная школа на Юге России: история и современность. – Р.н.Д.,2012.
10. Ситько Р.М. Начальное образование в России и южно-российском регионе.  Генезис начального образования на   Юге России.– Р.н.Д., 2008.