Статья:

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА СРЕДСТВАМИ ЕСТЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН

Конференция: XXXIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 6. Педагогика

Выходные данные
Еременко Е.В. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА СРЕДСТВАМИ ЕСТЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(32). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/4(32).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА СРЕДСТВАМИ ЕСТЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН

Еременко Евгения Владимировна
студент Жетысуского государственного университета им. И.Жансугурова, Республика Казахстан, г. Талдыкорган
Абишев Нурлан Акашевич
научный руководитель, проф., д-р пед. наук Жетысуского государственного университета им. И.Жансугурова, Республика Казахстан, г. Талдыкорган

Интеграция Казахстана в мировою систему высшего образования, модернизация различных областей образования и социально-экономические преобразования в обществе предъявляют новые требования к системе высшего образования, к качеству подготовки специалистов, предполагающие переосмысления основных направлений формирования личностных свойств и качеств субъектов образования. В условиях обновления современного общества, пересмотра ценностей назрела потребность в формировании и развитии высокообразованной творческой личности, способной жить в динамично развивающейся среде, готовой к саморазвитию, самовыражению и максимальной самореализации, как в своих собственных интересах, так и в интересах общества.

Обучение в вузе является одним из важнейших этапов становления личности, в рамках которого формируются личностные свойства: широта интересов, опыт решение множества разнообразных ситуаций, готовность к разработке новых идей; профессиональные качества: хорошо чувствовать проблемы, ориентироваться в реальной обстановке, выражать свои мысли.

Исследование психолого-педагогических основ формирования личности студента средствами естественных дисциплин является наиболее актуальным направлением исследований высшей школы, так как от знания и понимания механизмов развития студентов зависит эффективность всей системы образования.

Проблемы формирования личности освещались в работах прогрессивных казахстанских просветителей – педагогов и фолософов(аль-Фараби, А.Кунанбаев, Ж.А.Аймаутов, Ы.Алтынсарин, А.Баутурсынов, Ш.Уалиханов, М.Дулатов). в их работах четко прослеживается мысль о том, что человек должен иметь цель, стремиться к знаниям, преодолевать препятствия настойчивостью и упорством.

Важное место в решении проблемы формирования личности отводится активным методам обучения (Ш.А.Амонашвили, Л.В.Занков, И.Я.Лирнер, М.И.Махмутов, В.Ф, Шаталов, М.П.Щепин).

Фундаментальные предпосылки для исследования формирования личности созданы в работах А.К.Ареновой, А.К,Ахметова, К.К.Жампеисовой, К.Б.Жарикбаева, Т.С.Садыкова, Д.И.Мухамеджановой.

 Современное высшего образования включает: понимание глубинных процессов, происходящих в обществе и природе; умения и навыки самоуправления личности обучаемого, способствующие ее становлению и самореализации, эффективному усвоению знаний, активной творческой деятельности, адаптации к учебному процессу и окружающей среде.

Процесс формирования личности студента должен быть личностно ориентированным, развивающим, мотивированным, учитывающим возможности, потребности и особенности каждого студента, способного самостоятельно принимать решения.

В кредитной системе обучение базируется на основной идее, суть которой заключается в том, что студент должен учиться сам, а преподаватель обязан осуществлять управление его умением, мотивировать, организовывать, координировать, консультировать и контролировать.

В формировании личности студента средствами естественных дисциплин важную роль играет демонстрационный эксперимент и самостоятельное выполнение учащимися в форме лабораторных работ, наблюдений, решения экспериментальных задач, демонстрирующих применение на практике приобретенных знаний. Особенно важную роль в формировании личности студента играет решение задач, требующих творческого применения знаний, приводящих учащих к открытию новых знаний, выработке умений самостоятельно объяснять наблюдаемые явления.

Творческий подход к проведению занятий, многообразие методов и форм обучения, исследовательское разнообразие комплексов практических и творческих заданий, опора на научную и педагогическую литературу, способствуют эффективному усвоению программы курса и формированию личности средствами естественных дисциплин.

Сущность научно-методической функции преподавателя высшей школы мы попытались представить, как единство мотивационного, содержательного и операционного компонентов, т.к. каждый преподаватель должен владеть психологическими, теоретическими и практическими навыками профессиональной деятельности.

Рассмотрим сущность каждого компонента по отдельности, готовности учителей по формированию личности студента:

·     под мотивационным компонентом понимается наличие ценностных информационных ориентаций, которые формируются в процессе педагогической деятельности, положительное отношение к ней, понимание важности развития личности;

·     под содержательным компонентом понимается совокупность знаний о сущности процесса формирования личности студента, особенностей и условий его успешной организации;

·     под операционным компонентом понимается наличие умений организовывать и управлять процессом развития личности студента, умений использовать накопленные знания в профессиональной деятельности.

Характеристику трех основных компонентов научно-методической функции преподавателя в высшей школе можно представить в виде схемы, которая представлена в таблице.

Таблица 1.

Компоненты научно-методической функции преподавателя в высшей школе

 

Дисциплины естественного цикла дают возможность усвоить природные процессы и явления окружающего мира с диалектико-материалистических позиций и овладеть знаниями, умениями, опытом творческой деятельности и эмоционально-ценностными отношениями к деятельности. Мировоззренческие взгляды, знания, убеждения, оценочные умения, сформированные в учебно-воспитательном процессе, осмысливаются, перерабатываются и превращаются в ценности, которые определяют позицию учащихся по отношению к окружающей действительности.

Состaвляющими для методической системы выступaют: общие цели обрaзовaния; предмет нaуки; зaкономерности рaзвития личности; связь методики естественных дисциплин с философией, дидaктикой, психологией и прaктикой; обрaзовaтельные идеи (технологизaция, гумaнизaция, гумaнитaризaция, фундaментaлизaция, информaтизaция, дифференциaция, регионaлизaция); методические подходы (личностно-ориентировaнный, деятельностный, культурологический, aксиологический, компетентностный) [1, с. 10].

Средствa, необходимые для построения, успешной оргaнизaции, упрaвления и функционировaния системы учебного процессa и ее компонентов выступaют исходные принципы обучения, в которых отрaжaются необходимые и вaжнейшие для теории обучения содержaтельные свойствa, обобщение прaктики, критерии оценки и aнaлизa, пути предвидения и рaзвития системы обучения.

Психологически от занятий требуется не столько тренировка памяти студента, сколько способность самостоятельно мыслить категориями изученного материала. Но эти способности проявляются по-разному у различных людей. Здесь снова необходимо обращение к индивидуализации обучения и контроля знаний студентов. Психологические особенности восприятия, классифицирования, запоминания и применения знаний у студентов различные, темп и режим времени переработки усвоения информации у каждого свой. Рациональная методика преподавания не только требует знания всех этих особенностей, но и учета их в педагогической деятельности.

Рaзвитие в кредитной системе обучения естественнонаучного образования: естественнонaучные дисциплины будут являться одним из важнейших этапов становления личности, в рамках которого формируются личностные свойства: широта интересов, опыт решение множества разнообразных ситуаций, готовность к разработке новых идей; профессиональные качества: хорошо чувствовать проблемы, ориентироваться в реальной обстановке, выражать свои мысли.

 

Список литерaтуры:

1. Якунчев М. A., О.Н. Волковa, О.Н. Aксеновa, Т.С.Колмыковa, A.Б.Ручин. Методикa преподaвaния биологии. / Под ред. М. A. Якунчевa. – М: «Aкaдемия», 2008. – 10с.