Статья:

Мотивация учеников на уроках иностранных языков

Конференция: XLIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Сотникова Е.С. Мотивация учеников на уроках иностранных языков // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(43). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/4(43).pdf (дата обращения: 13.07.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Мотивация учеников на уроках иностранных языков

Сотникова Елизавета Сергеевна
студент второго курса магистратуры, Челябинский государственный университет, РФ, г. Челябинск
Власян Гаянэ Рубеновна
научный руководитель, канд. филол. наук, доц., Челябинский государственный университет, РФ, г. Челябинск

 

Уроки обычно рассматриваются как возможность для преподавателя подлиться своими знаниями с учениками и помочь им приобрести новые навыки. К сожалению, интерес и мотивация учащихся отошли на второй план и зачастую вообще забываются во имя более важных вопросов. Таким образом, отсутствие мотивации становится преградой, мешающей ученикам успешно овладевать новыми умениями. Это характерно для многих предметов, но языковые уроки нуждаются в еще большем количестве необычных и интересных форм работы, поскольку страх использования иностранного языка может стать серьезной помехой.

Словарь Мерриам-Вебстер дает определение мотивации с нескольких позиций. С точки зрения преподавателя мотивация рассматривается как процесс воздействия на учеников, который приводит к появлению намерений; для учеников мотивация – это состояние, в котором они хотят делать что-либо (www. merriam-webster.com). Другими словами, мотивировать кого-либо значит создавать у человека стремление или необходимость выполнения определенных действий. Для ученика мотивация – это внутреннее состояние, которое может появляться спонтанно, но и может быть создано кем-то другим. Главная задача мотивирования учеников – создание интереса к урокам, повышение работоспособности и улучшение результатов.

Первый шаг к тому, чтобы мотивировать учеников говорить на уроках, - обоснование необходимости этого. Многие ученики считают, что знание грамматики позволит им говорит, но, оказавшись в ситуации, когда это требуется, они испытывают сложности. Кроме того, многие люди боятся делать ошибки. Именно поэтому преподаватель должен уметь обосновать необходимость заданий и иметь веские аргументы.

Мотивация может осуществляться на разных уровнях, которые восходят к теории потребностей Абрахама Маслоу (рис.1) [2]. Первые два уровня связаны с базовыми потребностями. Мотивация на физиологическом уровне во время уроков включает в себя создание комфортных условий: возможность попить, свежий воздух, удобные стулья и парты, их расположение (ученики должны видеть доску и своих одногруппников).

Второй уровень связан с комфортом нахождения в группе. Для этого учитель должен создавать хорошую атмосферу в классе и помогать в установлении хороших отношений между учениками. Важно, чтобы значительная часть первого занятия была посвящена различным играм и иным упражнениям, выполняя которые, ученики познакомятся и узнают друг друга, а также найдут общие интересы. Помимо этого, сильным мотиватором может стать сам преподаватель. Многие ученики подтверждают, что личность учителя влияет на общее впечатление от уроков, а для некоторых ребят интерес к предмету базируется на интересе к учителю как человеку. Именно поэтому имидж учителя играет первостепенную роль. Он состоит из множества компонентов, таких как внешний вид, знание предмета, манера общения с учениками и др. Если преподаватель не проявляет искренней любви и интереса к предмету, ученики чувствуют это отношение и перенимают его.

На третьем уровне потребностей учеников можно мотивировать через демонстрацию их важности как членов группы. Каждый ученик должен чувствовать хорошее, а главное, равное отношение к себе, и получать должный объем внимания на занятии.

Четвертый уровень связан непосредственно со знаниями по предмету, и здесь ученики заинтересованы в своих результатах и прогрессе в обучении.

Пятый уровень также является важным, он затрагивает самооценку и репутацию учеников. Одним из мотиваторов для учеников всегда выступает соревнование и похвала или награда. Отсутствие соревновательных элементом и заданий может привести к потере важности всего происходящего, а отсутствие похвалы для победителей может погасить радость от достижения новых высот.

Шестой уровень мотивации связан с самоактуализацией и касается в основном тех учеников, которые рассматривают изучаемый предмет как сферу будущей деятельности.

 

Рисунок 1. Пирамида потребностей А.Маслоу

 

Мы перечислили основные принципы мотивации. Еще одним важным фактором является форма подачи заданий. Скучные схемы, обычные задания по заполнению пропусков ведут к скуке. Значит, форма задания может стать еще одним мотиватором. Любой учитель знает основные «нестандартные» формы заданий: песни, игры, диалоги, – однако, существуют и более интересные варианты для оживления занятия.

Театр. Ролевые игры – это затягивающий и достаточно сложный тип заданий [2, с.155–156]. Для них необходимы карточки с ролями, которые могут быть нескольких видов. Простые карточки содержат только название роли, например, мама, актер, 15-летняя девочка. Более сложные карточки также могут содержать дополнительную информацию, которая пригодится в рамках ролевой игры, например, профессию персонажа, его внешность, предпочтения и интересы, а также что-то связанное с самим сценарием игры. Хорошие карточки будут составлены таким образом, чтобы персонажи и их точки зрения были явно различимы. Такие игры могут быть посвящены конкретным лексическим или грамматическим темам (например, описательные прилагательные или повелительное наклонение), а сами карточки могут выглядеть так:

 

Role card 1

Name: Amanda

Job: product manager

 

You have an idea of a revolutionary new product. You are having a meeting with your CEO. Describe your idea to him/her

 

Role card 2

Name: James

Job: company CEO

 

You are having a meeting with you product manager who is presenting a new idea. Ask as many questions as you can to find out the details and decide if the product is worth producing.

 

Идеальная ролевая игра подразумевает не только роли, но и аксессуары, приближающие ее к жизни. Так, атрибутом генерального директора могут стать бейджик и очки, а байкер получит бандану.

Прогулка. Еще одна редкая форма – это внеклассное занятие. Это может быть экскурсия в музей, парк или зоопарк или простая прогулка по городу, целью которых является отработка употребления повседневной грамматики и лексики. Можно пойти с учениками в кафе, чтобы проверить, насколько хорошо они знают названия блюд и могут общаться друг с другом. Такую форму работы можно объединить с ролевой игрой: во время экскурсии один ученик может выполнять роль гида, а остальные – быть иностранными туристами. В компании «Уолт Дисней» говорят: «Лучший способ начать – перестать говорить и начать делать» (http ://www .goodreads.com/quotes/tag/motivation). На уроках иностранных языков всё наоборот – нужно перестать заниматься скучными упражнениями и начать говорить в реальной жизни.

Карточки. Чтобы помочь ученикам преодолеть страх говорения, можно использовать специальные карточки с надписями: готов, не готов, верно, не верно и т.д. Использование таких карточек также поможет вызвать дополнительный интерес к простым заданиям (чтение текстов, заполнение пропусков или аудирование).

Общение онлайн. Современные технологии предоставляют массу возможностей. Если вам сложно заставить учеников забыть о телефонах на занятии, воспользуйтесь этим с пользой. Если ученики не могут отгадать значение нового слова, объявите победителем того, кто быстрее всех найдет верное значение в сети. Если они отвлекаются на переписку в социальных сетях, дайте им 5 минут, в течение которых они должны будут переписываться друг с другом на языке по теме урока. Это поможет им как развить навык печатания на неродном языке, так и попрактиковаться в использовании новых слов, составлении предложений и вопросов. Более того, многочисленные онлайн-тесты и сайты с упражнениями могут стать дополнительным ресурсом как для классной, так и для домашней работы.

Важность. Предложите ученикам длительную проектную работу, рассчитанную на месяц, семестр или курс и подавайте каждую тему как часть проекта. В результате должно получиться что-то масштабное, например, небольшая пьеса, написанная, отрепетированная и поставленная учениками, или экскурсия по городу, также проведенная ими.

Бонусы. Обучение не заканчивается в конце урока. Можно давать ученикам небольшие дополнительные задания, которые принесут им определенные бонусы. Такие задания должны быть больше развлекательными, чем образовательными. Примером такого задания может быть котороткометражный фильм и пересказ по нему или ребус, который им необходимо разгадать.

Оценки. Люди всегда сравнивают результаты своей деятельности с другими людьми. Не забывайте оценивать учеников и озвучивать их результаты. Форма оценивания может быть различной, и классические оценки будут не лучшим вариантом. Одним из вариантов является рейтинговая система, которая станет дополнительным мотиватором. Она может быть в форме таблицы, игрового поля настольно игры, постера с наклейками и др., и она должна быть яркой и соответствовать интересам учеников. Ниже представлен пример такой таблицы.

Таблица 1.

Пример рейтинговой системы

 

Ученики получают оценки в форме «лайков», и здесь они могут поделиться своим мнением. Вопросы для каждого занятия разные, как связанные с темой урока, так и нет. Основная цель такой таблицы – дать ученикам возможность высказать свое мнение и создать дружественную соревновательную атмосферу.

Мотивация – это ключ к успеху. «Не груз ломает вас, а то, как вы его несете,» говорил Лу Холз, американский футболист, тренер и аналитик (http ://www .goodreads.com/quotes/). Уникальные и интересные уроки позволяют внести разнообразие, ведь зачастую ученики устают не от количества информации, а от формы его преподнесения.

 

Список литературы:
1. Maslow, A. Motivation and personality / A. Maslow. – NY: Harper, 1954.
2. Scrivener, J. Learning Teaching / J. Scrivener. – Oxford: Macmillan Education, 2005. P.155–160.