Статья:

Роль развития познавательных процессов у детей с ЗПР в формировании орфографических навыков

Конференция: III Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Евдокимова В.Е. Роль развития познавательных процессов у детей с ЗПР в формировании орфографических навыков // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. III междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(3). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/3(3).pdf (дата обращения: 05.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Роль развития познавательных процессов у детей с ЗПР в формировании орфографических навыков

Евдокимова Виктория Евгеньевна
студент, Филиал СГПИ в г. Буденновске, РФ, г. Будёновск
Бабенко Елена Анатольевна
научный руководитель, старший преподаватель Филиал СГПИ в г. Буденновске, РФ, г. Будёновск

 

В последнее время в общеобразовательных школах наблюдается рост числа детей, которые испытывают трудности в обучении. По показателям комплексных исследований, большую часть учащихся, испытывающих указанные трудности, составляют дети с задержкой психического развития.

Дети с задержкой психического развития отличаются от других учеников коррекционных классов тем, что они не имеют классических форм аномалий развития, но испытывают трудности в усвоении учебного материала, т.к. их развитие не соответствует биологическому возрасту, происходит отставание на один˗три года. Это приводит к сложностям организации педагогического процесса, затрудняет руководство учебно-познавательной деятельностью учащихся. Несмотря на то, что проблема обучения и развития детей с задержкой психического развития возникла давно, до сих пор учителя не пришли к единому мнению о наиболее эффективных приемах и методах работы с такими детьми.

Письменная форма речи - наивысшая форма. Её отличает от устной то, что помимо владения всеми правилами и законами речи устной, нужно владеть орфографическими и пунктуационными навыками. Мы предполагаем, что многие орфографические правила оказываются для детей с задержкой психического развития сложными или вовсе не усваиваемыми.

Были определены следующие цели эксперимента: выявить уровень сформированности орфографического навыка у учащихся с ЗПР; установить наиболее распространенные орфографические ошибки в письменных работах третьеклассников с ЗПР; выявить зависимость между уровнем развития психических процессов  и сформированностью орфографических умений у учеников 3 класса с задержкой психического развития.

В ходе обследования были использованы следующие методики: для оценки концентрации, объёма и устойчивости внимания – Корректурная проба (тест Бурдона); для исследования памяти – методика Забрамной С.Д. «Опосредованное запоминание»; для исследования мышления – методика на определение уровня вербального мышления Я.Йирасека.

Первым этапом диагностики было проведение методики Корректурная проба (тест Бурдона). С помощью данной методики оценивался объем внимания. В таблице 1 представлено распределение учащихся в зависимости от показателей продуктивности, точности и концентрации внимания.

Таблица 1

Распределение испытуемых по показателям продуктивности, точности и концентрации внимания

Свойство внимания

отлично

хорошо

удовлетвор.

неудовл.

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

продуктивность

1

9,1%

2

18,2%

3

27,3%

5

45,5%

точность

0

0%

1

9,1%

4

36,4%

6

54,5%

концентрация

1

18,2%

2

18,2%

3

27,3%

5

45,5%

 

Таблица 1 иллюстрирует, что в классе было выявлено 3 человека с высоким («отлично») и средним  («хорошо») уровнем развития внимания, у остальных 8 учащихся уровень развития свойств внимания либо низкий, либо очень низкий. Процентное соотношение учащихся с различным уровнем развития свойств внимания представлено на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Показатели уровня развития внимания у учащихся с ЗПР

 

Рисунок 1 иллюстрирует, что только 27% учащихся третьего класса с ЗПР обладают достаточным уровнем развития свойств внимания, у большей части класса продуктивность, точность и концентрация внимания развиты ниже среднего. С целью выявления свойств памяти использовалась Методика Забрамной С.Д. «Опосредованное запоминание». Нами было предложено детям 10 слов и 18 ассоциативных картинок к ним. Сначала учащимися отбирались для каждого слова наиболее подходящие по смыслу картинки,  затем через время нужно было по отобранным картинкам припомнить слова. Результаты оценивались следующим образом: норма – 6-7 слов, соответственно 5 и меньше слов – ниже нормы, 8 и более – выше нормы. Результаты показателей продуктивности памяти отображены в таблице 2.

Таблица 2

Распределение испытуемых по показателям продуктивности памяти

Свойство памяти

Выше нормы

Норма

Ниже нормы

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

продуктивность

2

18,2%

3

27,3%

6

54,5%

 

Таблица 2 демонстрирует, что у большей части учащихся с ЗПР (54,5%) наблюдается развитие продуктивности памяти на уровне ниже нормы, только 2 человека из 11 смогли припомнить по ассоциативным картинкам 70 и более процентов представленного словесного материала, что говорит о недостаточном владении приемами запоминания, недолговременности памяти и низком уровне развития творческого ассоциативного мышления. Распределение учеников по показателям развития продуктивности по отношению к возрастной норме представлено на рисунке 2.

 

Рисунок 2. Процентное соотношение учащихся с ЗПР по различным показателями продуктивности памяти

 

Рисунок 2 иллюстрирует неравномерность развития продуктивности памяти у учащихся с задержкой психического развития: у кого –то она развита в норме (27,3%), у 16,2% – выше нормы, у большей части – 54,5% продуктивность невысокая, ниже возрастной нормы. Можно сделать вывод, что процессы запоминания у детей с задержкой психического развития еще недостаточно сформированы, поэтому для лучшего запоминания необходимо вооружить учащихся творческими ассоциативными приемами запоминания материала.

Методика определения уровня вербального мышления Я.Йерасека позволила нам распределить испытуемых по пяти уровням развития вербального мышления, где самый высокий уровень  – I, а самый низкий – V. Распределение испытуемых по уровням развития вербального мышления представлено в таблице 3.

Таблица 3

Распределение испытуемых по уровням развития вербального мышления

Уровень развития вербального мышления

I

очень высокий

II

высокий

III

средний

IV

низкий

V

очень низкий

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

0

0%

1

9,1%

3

27,3%

3

27,3%

4

36,4%

 

Таблица 3 показывает, что вербальное мышление на очень высоком уровне не развито ни у одного испытуемого. У одного учащегося с ЗПР наблюдается высокий уровень развития вербального мышления (9,1%), у троих – вербальное мышление развито в норме (средний уровень – 0-14 баллов). Такое же количество учеников (27,3% от общего количества) имеют низкий уровень мышления и еще 36,4% (четверо человек) – очень низкий уровень (баллы с отрицательной значимостью). Показатели развития вербального мышления наглядно представлены на рисунке 3.

 

Рисунок 3. Процентное соотношение учащихся с различными показателями развития вербального мышления

 

Рисунок 3 иллюстрирует, что примерно треть учащихся с ЗПР имеют очень и еще около трети (27,3%) – низкий уровень вербального мышления (IV и V уровни по тесту Я.Йерасека). Следует констатировать, что у 35-50 % школьников с ЗПР познавательные процессы развиты недостаточно. С целью выявления типичных орфографических ошибок учащимся был предложен тест на изученные орфограммы и диктант. Диктант включал следующие орфограммы в качественном и количественном разрезе (таблица 4).

Таблица 4

Результаты диктанта в экспериментальной группе

Тип орфограммы

Кол-во слов с орф.

Количество ошибок

1.

Правописание приставок

5

9

2.

Безударная гласная в корне слова

12

11

3.

Правописание предлогов со словами

8

5

4.

Правописание суффиксов чик-щик

1

3

5.

Разделительные ь и ъ знаки

4

3

6.

Правописание парных звонких и глухих согласных в корне и в конце слова

5

8

7.

Правописание сочетаний жи-ши

1

2

8.

Правописание сочетаний чу-шу

1

-

 

Таким образом, учащимися экспериментальной группы было допущено в диктанте 41 орфографическая ошибка, в среднем по 6,9 ошибки на человека. После проведения диктанта были установлены следующие наиболее часто встречающиеся в письменной речи учащихся с ЗПР орфографические ошибки:

- правописание в корне слова безударной гласной, проверяемой ударением (в экспериментальной группе эту ошибку допустило 6 человек в 11 словах, т.е. в среднем 1,9 раз каждый ученик с ЗПР допускает подобную ошибку, в контрольной группе - соответственно 5 человек в 10 словах, т.е. 2 раза в каждой работе);

- правописание приставок (5 человек экспериментальной группы в 9 словах и 4 человека контрольной группы в 7 словах);

- правописание парных звонких и глухих согласных в корне и конце слова (5 человек экспериментальной группы в 8 словах и 4 человека контрольной группы в 7 словах).

Таким образом, у учащихся с ЗПР недостаточно развиты такие психические процессы, как: память, внимание, мышление. Недоразвитие данных процессов влияет на орфографический навык данной группы детей. Во 2 четверти 3 класса наиболее частотными являются ошибки в правописании приставок, безударных гласных в корне слова и парных звонких и глухих согласных.