Хореографический коллектив как среда педагогической деятельности
Конференция: XLV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: Педагогика
XLV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Хореографический коллектив как среда педагогической деятельности
В процессе творчества возникают различные формы организации коллективов. По данным социологических исследований одним из самых популяризированных видов искусства в российском обществе является танец. Хореографическое искусство воплощение синкретизма, так как оно объединяет в себе музыку, ритмику, изобразительное искусство, театр и пластику движений. Оно всегда доступно, не требует специальных знаний, подвластно практически всем возрастным и социальным категориям граждан и вместе с этим дает каждому человеку развиваться в разнообразных танцевальных жанрах, усовершенствоваться с физической и эстетической стороны развития. Хореографический коллектив – это коллектив, базирующийся на определенном художественном замысле и культурно-творческой направлености в его деятельности, взаимопонимании, коллективном сотрудничестве и взаимопомощи. Для танцующих в хореографическом коллективе лежит важна возможность реализации своего таланта в творческой сфере, получение удовольствия, формирование правильной самооценки, получение знаний, которые заложены в искусстве.
Психология малой группы является немаловажным фактором для организации культурно творческого досуга в таких его формированиях как хоровые студии, спортивным секции, инструментальные ансамбли и танцевальным коллективы.
В работах А.С. Макаренко говорится об отличительной особенности коллектива – объединение людей на задачах деятельности, явно полезной для общества. Особая ценность культурной среды жизнедеятельности воспитанников – это творческий коллектив, который является средой обитания учащихся и полем педагогической деятельности, он используется учителем в качестве средства формирования личности ученика, а к характеристикам данного социума имеют отношение традиции, режим, дисциплину и отношения, и т.д.
Хореографический ансамбль отличается строением своей внутренней организации и педагогического воздействия на участников коллектива. В первую очередь он основывается на факторах, которые обязывают искать другие методы взаимоотношений межу участниками ансамбля, а значит и иной педагогической методологии руководства им. Межличностные отношения построены на нравственно–психологических мотивах, взаимозависимости детей друг от друга, наличии общих творческих интересов. К основным особенностям танцевального коллектива можно отнести:
наличие общих интересов, целей и задач, при этом цели их совместной деятельности имеют как социальный, так и индивидуальный смысл для каждого ребенка в коллективе (например, участие в выступлении);
· Своебразная организация коллективной деятельности;
· Постепенное усложнение получаемых знаний и многократное повторение пройденного материала;
· Важность индивидуальной работы каждого ученика в творческом процессе;
· Специфичная система планирования и организации уроков и системы оценивания результатов;
· Повышение профессионального уровня развития как постепенный рост собственной роли в коллективе (выступление для района, города, на российских и международных фестивалях и конкурсах, получение грамот, дипломов и т.д.).
Участники хореографического коллектива объединены общими интересами к тому танцевальному жанру, которой они занимаются в свободное от учебной деятельности время.
Для простоты суждений о хореографических коллективах предлагается особая система классификации:
Организационные:
· кружок, студия, ансамбль, театр, коллектив.
Тематические:
· репертуарным: классического, бального, народного танца (одного народа, народов мира), эстрадного, спортивного.
Классификация коллективов строится на основе ряда признаков: возрастных, жанровых и зависит от специфики учебно-тренировочной деятельности, ее целей и задач.
При всём многообразии в хореографическом исполнительском искусстве сложились довольно чёткие типы коллективов, подразделяющиеся по следующим признакам:
Жанровая классификация творческих коллективов:
· народные, фольклорные хоры и ансамбли;
· народные театры и театральные студии;
· детские хореографические коллективы;
· академические смешанные и однородные хоры и ансамбли;
· эстрадные коллективы, студии;
· ансамбли песни и танца;
· цирковые коллективы и т. д.
Система танцевальной подготовки, кроме решения непосредственно творческих задач, предусматривает и является комплексной Определенная воспитательная система танцевального ансамбля, включает в себя всестороннюю физическую и психологическую подготовку которая состоит из:
· обучение определенному виду танцу;
· приобщение к высокому искусству (танец, поэзия, музыка);
· освоение элементов актерского мастерства;
· раскрытие индивидуальных способностей;
· обучение культуре самовыражения;
· эстетическое воспитание и формирование эстетического вкуса;
· философское образование и формирование сознательного отношения к окружающему предметному миру;
· концертная деятельность.
Из этого следует что хореографический коллектив – это так называемая сложную систему, объединенная общими интересами, планами и направлениями деятельности, представляет собой многоплановую социальная группу участниками которой являются учащиеся различных возрастов, с индивудуальным психическим и физическим развитием. Художественный руководитель в культурно-досуговом и образовательном учреждении осуществляет планирование, выполняет организационную деятельность коллектива, определяет назначение коллективному имуществу и средствам, договаривается с другими организациями, заключает и подписывает юридические акты и договоры, осуществляет планирование творческой работы и учебно-воспитательного процесса, отвечает за результативность работы педагогического состава и работников культурно-досугового учреждения, осуществляет переговоры с родителями и их детьми.
Следовательно, выявлена неотъемлемая роль педагога- хореографа и его методологической деятельности в функционирование хореографического ансамбля. Если обучение ориентировано на овладение учащимися танцевальными знаниями, умениями, навыками, то воспитание – это формирование моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения и общения внутри танцевального коллектива и вне его – в местах отдыха, в школе, в быту, в работе. Он дает развитие и навыки, крайне нужные для всякого рода сценических танцев. В системе хореобразования он остается основой основ, и на преподавание приходится обращать очень пристальное внимание. Важно то, что успешный хореографический коллектив не может нормально функционировать без определенной хореографической системы, которая включала бы в себя развитие у танцоров физических данных и эмоциональности, организацию классно-урочной системы, поддержание определенного уровня дисциплины и взаимоотношений в коллективе.
Вопросы формирования эффективной системы управления, подбора репертуара, овладение средствами художественной выразительности, применение различных форм и методов обучения, сочетание коллективных занятий с индивидуальными и групповыми – составляют основу для понимания сущности учебно-воспитательного процесса в хореографических коллективах.
Граммотно продуманные и четко поставленные цели и задачи дают важный ориентир к последующей деятельности коллектива и достигаются посредствам выполняемых педагогом педагогических методов.
Педагогические методы – это способы процесс взаимодействия между педагогом и учениками, итогом которых становится получение новых знаний умений навыков применимых на танцевальном поприще и воспитание эстететического вкуса и культурного воспитания танцоров.
Опыт педагогов-практиков, хореографов, артистов балета, специалистов в области физической культуры свидетельствует, что небезызвестные системы классического и народного танцев полностью отвечают требованиям, предъявленным выше, и являются эффективными методами обучения хореографическому искусству.