ВЛИЯНИЕ РИСОВАНИЯ ВОДНЫХ ПЕЙЗАЖЕЙ НА ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ МИРА ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Конференция: CCLXXXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика

CCLXXXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ВЛИЯНИЕ РИСОВАНИЯ ВОДНЫХ ПЕЙЗАЖЕЙ НА ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ МИРА ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
По мнению учёных, чувственное познание мира происходит от впечатлений об окружающей действительности, пропущенных через нервную систему и органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус).
Эмоциональное восприятие мира, в науке трактуется, как отношение к объективной реальности через субъективно переживаемые эмоции и впечатления о данной реальности.
Чувственное познание и эмоциональное восприятие всегда субъективны, но могут быть схожи у групп людей, связанных между собой этническими, конфессиональными, территориальными, демографическими, профессиональными и политическими критериями, по причине сходства картины мира.
Эмоциональное восприятие мира и чувственное познание мира человека связывает между собой опыт, как единственный источник познания. Об этом говорит философское учение, зародившееся в XVII веке – эмпиризм. Его яркими представителями являются: Дэвид Юм, Фрэнсис Бэкон, Джордж Беркли, Джон Локк, Томас Гобс [1].
Мнения учёных разных областей науки можно свести в такое определение термина «опыт» как: опыт – это плоды практической и познавательной деятельности, связь знаний и умений в процессе познания мира, пропущенных через призму собственных переживаний.
В самом начале своего психологического очерка «Воображение и творчество в детском возрасте» Л.С. Выготский говорит об опыте и утверждает, что поведение и деятельность человека несут собой два вида поступков: воспроизводящий (репродуктивный) и творческий (комбинирующий). Первый говорит о том, что человек не создаёт ничего нового, а повторяет то, что уже было в его опыте. Второй подразумевает создание новых образов и действий с помощью воображения (фантазии).
По мнению Л.С. Выготского в творчестве человек сначала опирается на чужой опыт, затем чужой опыт с помощью воображения или фантазии рождает новые собственные образы и уже затем возможно воплощение в жизнь этих образов в качестве плодов творчества или предметов обыденной жизни [2].
Психологическое воздействие на человека изображения пейзажей одна из важных тем экологической психологии. Экологическая психология – это междисциплинарная область знания об аспектах психологических взаимоотношений человека и окружающей действительности (культурной, социальной, пространственно – географической), которые служат регулятором проявлений поведения, чувств, эмоций и социального взаимодействия человека, а следовательно, его чувственного познания и эмоционального восприятия мира.
Благоприятное воздействие природы на человека давно доказано. Согласно Дж. Гибсону – американскому психологу и основоположнику экологического подхода к изучению восприятия человека, животные и окружающая среда неотделимы друг от друга. У живого мира не было бы возможности существовать без окружающей среды, а окружающая среда не смогла бы существовать без животного мира. Окружающая среда — это то, что человек воспринимает постоянно, ежесекундно. Люди способны воспринимать всё живое и не способны воспринять то, что не видят глазами, например, атомы. Таким образом, осознанно для человека существует физический и экологический мир. О физическом мире мы узнаём благодаря химии и физике, а экологический мир мы познаем с помощью органов чувств [3].
Исследования показывают, что наблюдения за природой в реальности или на экране и созерцание природы на холстах снижают стресс, настроение и когнитивные функций улучшаются, что способствует общему улучшению качества жизни человека. Природные ландшафты, такие как леса, горы, водные пространства вызывают у человека положительные эмоции, связанные с умиротворением и гармонией, а психические силы восстанавливаются.
В психотерапевтической практике при комплексном лечении тревожно – депрессивных расстройств применяют программно – аппаратный резонансно – акустический комплекс, лечебное воздействие которого проходит при помощи релаксирующего видео природы, музыки и особых звуковых волн, которые подаются в наушники, воздействуют на мозг и синхронизируют работу полушарий головного мозга. Этот метод подтверждает положительное терапевтическое воздействие от созерцания природы.
На базе Общественной организации родителей детей с особенностями развития «Без границ» города Северска, Томской области проходят занятия по Акриловой живописи с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Исследования таких учёных как О. П. Гаврилушкина, А. А. Катаева, Е.Ф. Войлокова, Ю. Т. Матасов, И Г. Радышева, Е. А. А.А. Еремина, Стребелева, Г. В. Цикото обнаружили у детей с ограниченными возможностями здоровья значительные нарушения в области чувственного познания и эмоционального восприятия мира. Хотя «особенные дети», чаще чем нормотипичные дети, страдают аномалиями органов чувств, большинство из них имеют сохранные анализаторы. Но наличие сохранных органов чувств является лишь предпосылкой для того, чтобы ребенок с ограниченными возможностями здоровья научился воспринимать все богатство окружающего мира.
У большинства детей с ограниченными возможностями здоровья недоразвитие сенсорных функций происходит не по причине органических повреждений органов чувств, а по причине патологического неумения пользоваться своими анализаторами, их неполноценное применение (Г. В. Цикото). Так как у данной категории детей познавательная активность очень понижена, следовательно, и чувственный опыт не может быть приобретен ими самостоятельно. Для того чтобы развитие эмоционального восприятия и наглядных представлений об окружающем мире - чувственное познание проходило полноценно, необходимо вести целенаправленную коррекционно – развивающую работу по их формированию и развитию.
Совершенно очевидно, что необходимой становится сенсорная стимуляция органов чувств и накопление чувственного опыта. Педагог должен создать все условия для того, чтобы у детей были задействованы слух, зрение, обоняние, и другие анализаторы.
С этой целью на индивидуальных занятиях по Акриловой живописи дети с ограниченными возможностями здоровья рисуют с педагогом природные пейзажи различных ландшафтов. Во время поэтапного рисования по образцу, подготовленного педагогом, дети слушают комментарии педагога о закономерностях природных, свето – теневых и оптических явлений. Стоит отметить, что аромат акриловой краски у детей данной категории также вызывает положительные эмоции [4].
Через полгода посещения детьми занятий, родителями и педагогом были отмечены значительные изменения в эмоциональной и когнитивной сферах детей с ограниченными возможностями здоровья (нозологических групп Аутизм, Синдром Дауна, ДЦП и других диагнозов). Из всех природных картин наиболее вдохновенно и одухотворённо дети прорисовывали водные пейзажи (моря, озёра, реки, изображаемые в разное время суток). По этим причинам наблюдения, анализ и эксперимент были продолжены. Эксперимент заключался в чередовании рисования изображений воды, леса, полей, гор и многого другого.
Ещё через год занятий по Акриловой живописи, стало очевидным исчезновение у детей с особенностями развития нежелательного поведения и грубых истерических состояний, порча материала как на занятиях, так и в домашних условиях. Активно стала проявляется эмоциональная лексика, эмпатия, тактильность не только на занятиях, но и в других ситуациях. Родители отметили колоссальный терапевтический эффект на эмоциональное состояние детей, а педагог отметила научение самостоятельного использования способов нанесения краски, внимательное обращение к образцу и копирование его, положительные эмоции во время занятий, стремление часто обнимать педагога, что в силу бедности эмоционального фона таких детей ранее было им практически недоступно.
Одним из наиболее известных объяснений феномена благотворного влияния природы на человека является «Теория восстановления внимания» Каплан, которая утверждает, что люди могут лучше сосредоточиться, восстановить ослабленное внимание, у них снижается умственная усталость, после проведённого времени на природе или после лицезрения её видов на экране, бумаге или холсте. Теория была разработана Рэйчел и Стивеном Каплан в 1980-х годах в их книге «Опыт природы: психологическая перспектива».
Так же, «Теория биофилии» предполагает, что человек обладает врождённым свойством мышления искать связи с природой. Эту гипотезу разработал и популяризировал Эдвард О. Уилсон в своей книге «Биофилия» в 1984 году. Он определял биофилию как «стремление присоединиться к другим формам жизни». С точки зрения эволюции, стремление людей к жизни и природе может быть объяснено их эволюционной историей проживания в естественной среде, когда наши предки зависели от природы для выживания [6].
Уилсон предполагает, что эта врожденная тяга к природе объясняет, почему природные пейзажи, включая водные, вызывают у людей чувство удовлетворения и внутреннего покоя.
Научные исследования подтверждают, что природа, в том числе созерцание пейзажей, положительно влияет на физиологические и психологические параметры человека. Многочисленные эксперименты доказали, что пребывание на природе снижает уровень кортизола – гормона стресса, нормализует артериальное давление и сердечный ритм. Визуальное восприятие природных ландшафтов способствует снижению тревожности, депрессии и даже агрессивных поведенческих реакций, что наиболее важно для детей с ограниченными возможностями здоровья. Эти эффекты особенно заметны при созерцании и рисовании водных пространств, включая морские, которые часто ассоциируются с обновлением, очищением и свободой [5].
Для детей с ограниченными возможностями здоровья водные пейзажи стали бесконечным источником вдохновения. Дети, с особенностями развития, спустя полтора года посещения занятий по Акриловой живописи, с лёгкостью воспроизводят переливы водной глади и цветовые переходы как дневного, так и ночного неба. Они будто выкладывают на бумагу или холст своё внутреннее состояние и покидают занятия одухотворённые, без страхов и тревог, с широко раскрытыми сияющими глазами и потрясающими улыбками. Рисование водных пейзажей помогает детям с ограниченными возможностями здоровья выразить эмоции и чувства, которые не все из них могут передать словами из-за речевых нарушений.
Таким образом, психологическое воздействие рисования водных пейзажей является важным и многогранным явлением, влияющим на чувственное познание и эмоциональное восприятие мира детей с ограниченными возможностями здоровья.
Рисунок 1. Результаты эксперимента
