Статья:

Актуальные проблемы формирования грамматических навыков на уроках английского языка

Конференция: XXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Пивоварова А.Ю. Актуальные проблемы формирования грамматических навыков на уроках английского языка // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(23). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/12(23).pdf (дата обращения: 23.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Актуальные проблемы формирования грамматических навыков на уроках английского языка

Пивоварова Анастасия Юрьевна
магистрант, Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского, РФ, г. Брянск
Чугунова Светлана Александровна
научный руководитель, д-р филол. наук, профессор, Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского, РФ, г. Брянск

 

«Грамматический навык – есть синтезированное действие по выбору модели, адекватной речевой задаче в данной ситуации, и правильному оформлению речевой единицы любого уровня, совершаемое в навыковых параметрах и служащее одним из условий выполнения речевой деятельности» [Пассов 2010: 150].

К грамматическим навыкам можно отнести следующие составляющие:

  • выбор грамматической единицы (структуры), отвечающей замыслу говорящего;
  • оформление выбранной структуры в соответствии с нормами общения, выбранным собеседником и временным параметром;
  • оценка адекватности и правильности данных действий [Пассов 2010 там же].

Выбор и оформление структуры играет важную роль в речи человека. Выбор можно назвать функциональной стороной грамматических навыков, а оформление - формальной. Для того чтобы определить методическую важность вышеуказанных понятий, необходимо привести примеры. Если человек хочет ответить отказом на чье-либо предложение, то отказ можно выразить разными способами: I wouldn't like to do it (Мне не хотелось бы делать этого); I won't do it (Я не буду этого делать); Ask somebody else to do it (Попроси кого-нибудь другого это сделать). Выбор структуры зависит от ситуации, собеседника, культуры, отношения к собеседнику и т.д. Оформление основано на выбранном обороте и лексической составляющей выражения. Так как оформление зависит от вышеуказанных оснований, то необходимо обучать учащихся грамматическим конструкциям на основе лексических единиц, которыми учащиеся владеют свободно [Витлин 2000].

Процесс обучения грамматическим явлениям характеризуется рядом этапов, каждый из которых имеет свои цель, задачи и результат, и соответствует психологическим фазам формирования навыков.

В ходе подготовительный этапа происходит ознакомление с грамматическим явлением. Для того  чтобы подготовить учащегося к изучению новой грамматической темы, перед ними ставится цель в начале урока. Чем сложнее изучаемая конструкция, тем больше внимания требуется уделить наглядности (зрительной опоре).

На элементарном этапе учащимся предлагаются упражнения на образование форм по образцу и употребление готовых словоформ в выражениях. Соответственно в данный этап входит ознакомление, усвоение форм новой конструкции и действия, направленные на употребление новой структуры в речи.

На данном совмещающем этапе происходит закрепление представленной на уроке серии действий в условиях их координации с ранее изученными. Новая конструкция начинает сочетаться с другими структурами. На данном этапе упражнения носят творческий характер, а не механический.

Систематизирующий этап обобщения необходим для систематизации и обобщения полученных знаний на базе упражнений на сравнение, анализ и классификацию. Данный этап служит не только упрочению активных грамматических навыков, но и обучению пониманию грамматических конструкций при чтении и аудировании. Наглядным подспорьем являются таблицы и схемы.

Включение грамматических навыков в речевую деятельность является последним этапом в процессе формирования грамматических навыков. На данном этапе происходит использование и повторение изученных конструкций в речевых упражнениях и впоследствии в речи [Колкер 2000].

Подход к обучению грамматике требует соблюдения определенных принципов:

  1. Речевая направленность

Данный пункт относится к практической ориентации урока, то есть обучению иностранным языкам через общение (речь). Соответственно необходимо проводить уроки на языке, а не о языке. Научить читать можно читая, слушать – слушая, а говорить – говоря. Из этого следует, что чем упражнение больше приближено к реальному общению, тем оно эффективнее. Если в упражнении есть уклон в автоматизацию использования форм или знание теории о конструкции, но и в речевой компонент, то происходит стремительное накопление грамматики и лексики с немедленной их реализацией в общении. Соответственно не допускается изучение форм, которые нельзя использовать в условиях реального общения.

  1. Функциональность
    Речевая деятельность состоит из трёх компонентов: грамматическая, фонетическая и лексическая. Они неразрывно связаны друг с другом, поэтому обучая одному компоненту, происходит освещение двух других. Данный термин «функциональность» означает, что и лексический компонент, и грамматические формы усваиваются одновременно в деятельности: обучающиеся озвучивают собственное мнение, сомнения, точку зрения, посредством чего запоминают новые слова и грамматические формы, которые употребляют в своей речи.
  2. Ролевая организация учебного процесса (ситуативность)

Основным из принципов обучения иностранному языку является отбор и организация материала на основе ситуаций. Важно отметить, что описание ситуаций («в ресторане», «около кассы» и т.д.) не являются теми, которые обладают мотивационным характером для учащихся начать говорить и рассуждать на поставленную тему. На это способны только реальные ситуации, которая затрагивает говорящих. Таким образом, у обучающихся появляется желание говорить и выражать собственные мысли.

  1. Новизна

В данном пункте речь идёт о следующих разновидностях новизны на уроке:

  • речевых ситуаций (темы и проблемы обсуждения; условий общения);
  • используемого материала (информативность);
  • организации урока (его форм и видов);
  • приёмов работы.

В таких случаях у обучающихся нет прямых указаний к запоминанию – это становится неотъемлемым и побочным продуктом речевой деятельности с материалом (непроизвольное запоминание).

  1. Личностная ориентация общения

Каждый человек индивидуален, отличается от других своими природными способностями, умением осуществлять учебную деятельность, своими личностными характеристиками (опытом, деятельностью, набором чувств и эмоций, интересами, статусом (положением) в коллективе) и речью.

  1. Коллективное взаимодействие

На уроке должна присутствовать групповая деятельность, так как она способствует социальному развитию личности [Лизенин 2003].

Помимо вышеперечисленных принципов выделяется проблема доступности и эффективности упражнений. Это обусловлено тем, что формирование грамматических навыков связано с выполнением упражнений на уроках; это можно заметить в описании этапов изучения той или иной грамматической конструкции. Самым эффективным фактором, который обуславливает успех обучения по разным направлениям (от речевой деятельности до формирования грамматических навыков) являются упражнения, с помощью которых формируется языковая компетенция у обучающихся.

Стоит отметить, что упражнения и обучение в целом возбуждает активность только в том случае, если дают практические результаты еще в процессе обучения. Следует отметить, что приемлемый результат обучения достигается, если учащиеся видят практическое применение изучаемой конструкции, то есть в том случае, если изучаемый материал связан с реальностью (реальными ситуациями). Из этого следует, что упражнения на формирование грамматических навыков должны быть из жизни. Тем самым мы можем показать, как новая конструкция используется в речи, в каких ситуациях; после чего необходимо попросить учащегося повторить новую конструкцию; таким образом происходит внедрение нового  материала в сознание обучающегося и начало употребления его в речи.

Обучение грамматике целесообразно проводить по принципу: от термина – к значению или от использования примеров – к значениям. Более того,  необходимо следовать принципу: от простого к сложному, так как более сложные конструкции состоят из более простых [Алексеева 2001].

Таким образом, можно составить список критериев, которыми можно руководствоваться при выборе и изучении грамматической темы:

  • практическая направленность изучаемой темы;
  • приоритетной темой для изучения является та, что отражает семантическую и функциональную характеристику явления;
  • новизна приемов работы на уроке;
  • функциональный аспект изучаемой темы;
  • подбор упражнений, отвечающих задачам коммуникативного метода обучения.

 

Список литературы:
1. Алексеева И.В. Ситуативные картинки на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. – 2001. – №6 – С. 29–31.
2. Витлин Ж.Л. Современные проблемы обучения грамматики иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 2000. – №5 – С. 22–26.
3. Колкер Я. М, Устинова Е. С, Еналиева Т.М. Практическая методика обучения иностранному языку. – М.: Academia, 2000. – 264 с.
4. Лизенин С.М., Денисова Л.Г.  Грамматика в курсе интенсивного обучения английскому языку в старших классах средней школы. // Иностранные языки в школе. – 2003. – №5 — С. 13–17.
5. Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е., Урок иностранного языка. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 640с.