Актуальные проблемы формирования грамматических навыков на уроках английского языка
Конференция: XXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Педагогика
XXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Актуальные проблемы формирования грамматических навыков на уроках английского языка
«Грамматический навык – есть синтезированное действие по выбору модели, адекватной речевой задаче в данной ситуации, и правильному оформлению речевой единицы любого уровня, совершаемое в навыковых параметрах и служащее одним из условий выполнения речевой деятельности» [Пассов 2010: 150].
К грамматическим навыкам можно отнести следующие составляющие:
- выбор грамматической единицы (структуры), отвечающей замыслу говорящего;
- оформление выбранной структуры в соответствии с нормами общения, выбранным собеседником и временным параметром;
- оценка адекватности и правильности данных действий [Пассов 2010 там же].
Выбор и оформление структуры играет важную роль в речи человека. Выбор можно назвать функциональной стороной грамматических навыков, а оформление - формальной. Для того чтобы определить методическую важность вышеуказанных понятий, необходимо привести примеры. Если человек хочет ответить отказом на чье-либо предложение, то отказ можно выразить разными способами: I wouldn't like to do it (Мне не хотелось бы делать этого); I won't do it (Я не буду этого делать); Ask somebody else to do it (Попроси кого-нибудь другого это сделать). Выбор структуры зависит от ситуации, собеседника, культуры, отношения к собеседнику и т.д. Оформление основано на выбранном обороте и лексической составляющей выражения. Так как оформление зависит от вышеуказанных оснований, то необходимо обучать учащихся грамматическим конструкциям на основе лексических единиц, которыми учащиеся владеют свободно [Витлин 2000].
Процесс обучения грамматическим явлениям характеризуется рядом этапов, каждый из которых имеет свои цель, задачи и результат, и соответствует психологическим фазам формирования навыков.
В ходе подготовительный этапа происходит ознакомление с грамматическим явлением. Для того чтобы подготовить учащегося к изучению новой грамматической темы, перед ними ставится цель в начале урока. Чем сложнее изучаемая конструкция, тем больше внимания требуется уделить наглядности (зрительной опоре).
На элементарном этапе учащимся предлагаются упражнения на образование форм по образцу и употребление готовых словоформ в выражениях. Соответственно в данный этап входит ознакомление, усвоение форм новой конструкции и действия, направленные на употребление новой структуры в речи.
На данном совмещающем этапе происходит закрепление представленной на уроке серии действий в условиях их координации с ранее изученными. Новая конструкция начинает сочетаться с другими структурами. На данном этапе упражнения носят творческий характер, а не механический.
Систематизирующий этап обобщения необходим для систематизации и обобщения полученных знаний на базе упражнений на сравнение, анализ и классификацию. Данный этап служит не только упрочению активных грамматических навыков, но и обучению пониманию грамматических конструкций при чтении и аудировании. Наглядным подспорьем являются таблицы и схемы.
Включение грамматических навыков в речевую деятельность является последним этапом в процессе формирования грамматических навыков. На данном этапе происходит использование и повторение изученных конструкций в речевых упражнениях и впоследствии в речи [Колкер 2000].
Подход к обучению грамматике требует соблюдения определенных принципов:
- Речевая направленность
Данный пункт относится к практической ориентации урока, то есть обучению иностранным языкам через общение (речь). Соответственно необходимо проводить уроки на языке, а не о языке. Научить читать можно читая, слушать – слушая, а говорить – говоря. Из этого следует, что чем упражнение больше приближено к реальному общению, тем оно эффективнее. Если в упражнении есть уклон в автоматизацию использования форм или знание теории о конструкции, но и в речевой компонент, то происходит стремительное накопление грамматики и лексики с немедленной их реализацией в общении. Соответственно не допускается изучение форм, которые нельзя использовать в условиях реального общения.
-
Функциональность
Речевая деятельность состоит из трёх компонентов: грамматическая, фонетическая и лексическая. Они неразрывно связаны друг с другом, поэтому обучая одному компоненту, происходит освещение двух других. Данный термин «функциональность» означает, что и лексический компонент, и грамматические формы усваиваются одновременно в деятельности: обучающиеся озвучивают собственное мнение, сомнения, точку зрения, посредством чего запоминают новые слова и грамматические формы, которые употребляют в своей речи. - Ролевая организация учебного процесса (ситуативность)
Основным из принципов обучения иностранному языку является отбор и организация материала на основе ситуаций. Важно отметить, что описание ситуаций («в ресторане», «около кассы» и т.д.) не являются теми, которые обладают мотивационным характером для учащихся начать говорить и рассуждать на поставленную тему. На это способны только реальные ситуации, которая затрагивает говорящих. Таким образом, у обучающихся появляется желание говорить и выражать собственные мысли.
- Новизна
В данном пункте речь идёт о следующих разновидностях новизны на уроке:
- речевых ситуаций (темы и проблемы обсуждения; условий общения);
- используемого материала (информативность);
- организации урока (его форм и видов);
- приёмов работы.
В таких случаях у обучающихся нет прямых указаний к запоминанию – это становится неотъемлемым и побочным продуктом речевой деятельности с материалом (непроизвольное запоминание).
- Личностная ориентация общения
Каждый человек индивидуален, отличается от других своими природными способностями, умением осуществлять учебную деятельность, своими личностными характеристиками (опытом, деятельностью, набором чувств и эмоций, интересами, статусом (положением) в коллективе) и речью.
- Коллективное взаимодействие
На уроке должна присутствовать групповая деятельность, так как она способствует социальному развитию личности [Лизенин 2003].
Помимо вышеперечисленных принципов выделяется проблема доступности и эффективности упражнений. Это обусловлено тем, что формирование грамматических навыков связано с выполнением упражнений на уроках; это можно заметить в описании этапов изучения той или иной грамматической конструкции. Самым эффективным фактором, который обуславливает успех обучения по разным направлениям (от речевой деятельности до формирования грамматических навыков) являются упражнения, с помощью которых формируется языковая компетенция у обучающихся.
Стоит отметить, что упражнения и обучение в целом возбуждает активность только в том случае, если дают практические результаты еще в процессе обучения. Следует отметить, что приемлемый результат обучения достигается, если учащиеся видят практическое применение изучаемой конструкции, то есть в том случае, если изучаемый материал связан с реальностью (реальными ситуациями). Из этого следует, что упражнения на формирование грамматических навыков должны быть из жизни. Тем самым мы можем показать, как новая конструкция используется в речи, в каких ситуациях; после чего необходимо попросить учащегося повторить новую конструкцию; таким образом происходит внедрение нового материала в сознание обучающегося и начало употребления его в речи.
Обучение грамматике целесообразно проводить по принципу: от термина – к значению или от использования примеров – к значениям. Более того, необходимо следовать принципу: от простого к сложному, так как более сложные конструкции состоят из более простых [Алексеева 2001].
Таким образом, можно составить список критериев, которыми можно руководствоваться при выборе и изучении грамматической темы:
- практическая направленность изучаемой темы;
- приоритетной темой для изучения является та, что отражает семантическую и функциональную характеристику явления;
- новизна приемов работы на уроке;
- функциональный аспект изучаемой темы;
- подбор упражнений, отвечающих задачам коммуникативного метода обучения.