Статья:

ГРУППА ПРОДЛЁННОГО ДНЯ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ СРЕДА ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Конференция: CLXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Алимова Э.Н. ГРУППА ПРОДЛЁННОГО ДНЯ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ СРЕДА ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CLXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 16(167). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/16(167).pdf (дата обращения: 26.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ГРУППА ПРОДЛЁННОГО ДНЯ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ СРЕДА ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Алимова Эмине Наримановна
студент, ГБОУ ВО РК Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова, РФ, г. Симферополь
Свириденко Ирина Анатольевна
научный руководитель, канд. филол. наук, доцент кафедры специального (дефектологического) образования ГБОУ ВО РК Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова, РФ, г. Симферополь

 

Главной задачей, стоящей перед специальной (коррекционной) общеобразовательной школой на современном этапе, является повышение эффективности обучения и воспитания учащихся. Важная роль в этом процессе, несомненно, принадлежит развитию коммуникативных умений.

Анализ психолого-педагогической литературы подтверждает, что главное место в процессе социально-педагогической адаптации занимают проблемы общения, приобретения коммуникативных умений.

В связи с этим особое внимание привлекают к себе формы и методы обучения детей с психофизическими нарушениями.

Вопросами развития коммуникативных умений учащихся занимались такие ученые, как Л.И. Божович, Л.С. Выготский, М.Ф. Гнездилов, Т.Н. Ушакова, А.В. Мудрик, А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева и др.

Особенно актуальной на современном этапе развития специальной педагогики является проблема развития коммуникативных умений младших школьников с задержкой психического развития.

Задержка психического развития представляет собой полиморфное нарушение в котором страдают разные компоненты психической и физической деятельности. Учащимся с задержкой психического развития свойственно неравномерное нарушение психических функций, их речь зачастую имеет выраженные нарушения. У них прослеживается ограниченный словарный запас, неправильное использование грамматических категорий, слабые фонетические характеристики речи. Несформированность речевых способностей неизбежно приводит к трудностям организации коммуникативной деятельности, что в свою очередь, предопределяет недостаточную произвольность учебной деятельности. Дефицитарность одного из компонентов коммуникации влечет искажение процесса за счет смещения иерархии целей и невозможности последовательно их осуществить [1].

Кроме проблем, связанных с речью, у младших школьников с задержкой психического развития наблюдаются нарушения в другом компоненте коммуникативной деятельности – социальной ситуации общения, что выражается в неадекватных способах общения детей, избегании контактов и эффективного взаимодействия, неумении применять социальные эталоны и тяжелой адаптации к условиям, когда отсутствуют близкие люди. Причина такого явления заложена в не сформированности эмоциональной сферы, которая проявляется в тревожности, легкой фиксации страхов, иногда в агрессивности, негативизме [4].

Достаточно эффективно выстраивать процесс развития коммуникативных умений у младших школьников с задержкой психического развития в условиях группы продлённого дня.

Группа продленного дня представляет собой объединение учащихся под руководством педагога-воспитателя, организующего с ними ежедневно занятия во внеурочное время в соответствии с установленным режимом работы в соответствии с уставом и планом работы заведения. Выполнение общих воспитательных и образовательных программ – главная цель работы группы продленного дня. В плане работы на неделю четко должны быть прописаны основные режимные моменты и мероприятия, цель и задачи их организации на каждый день. Основными направлениями планирования являются: сохранение здоровья и формирование здорового образа жизни; обеспечение воспитанности учащихся.

Планирование работы в группе продленного дня предусматривает проведение групповых занятий, конкурсов, спортивных соревнований, стартов и других культурно-массовых мероприятий, способствующих укреплению здоровья учащихся, учат учащихся правил безопасного поведения во время учебно-воспитательного процесса и в быту, а так развитию коммуникативных умений учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития [2].

В условиях группы продленного дня учащиеся вступают в общение со сверстниками, они могут спорить, решать проблемы возникающие в процессе взаимодействия.

Достаточно часто в процессе работы в условиях группы продленного дня с детьми организовывается проведение игр и интерактивных упражнений. Достаточно эффективными в процессе развития коммуникативных умений младших школьников с задержкой психического развития являются такие интерактивные упражнения как: «Микрофон», «Загадочные домики», «Удалить лишнее», «Пять слов-три слова», «Чтение с предсказанием», «Незаконченные предложения».

Они позволяют интересно повторить изученное на уроке и хорошо выполнить домашнее задание и как следствие позволяют вступить в коммуникативное взаимодействие обучающимся [3].

Чрезвычайно интересной в воспитательном плане в условиях группы продленного дня является игра «Светофор вежливости».

Педагог называет реплики, а дети с помощью сигнальных карточек красного и зеленого цвета сигнализируют, где правильно ли поступают дети, а где нет. Если дети поступают неправильно, то объясняют, как нужно поступать.

Это побуждает к развитию коммуникативных умений, навыков критического мышления, формирует умение оценивать поступки людей и свои собственные поступки [2].

Таким образом, резюмируя все выше изложенное в рамках данной статьи отметим, что процесс развития коммуникативных умений у младших школьников с задержкой психического развития достаточно эффективно реализовывать в условиях группы продлённого дня.

На занятиях в группе продленного дня педагог осуществляет целенаправленное обучение учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития правильно отстаивать свое мнение, аргументировано убеждать другого человека, а также уметь соглашаться с оппонентом.

В процессе проведения мероприятий в условиях группы продленного дня педагог учит детей выстраивать доброжелательные отношения в коллективе, разрешать конфликты, осуществлять взаимопомощь, а также эффективно добывать знания и приобретать соответствующие умения при взаимодействии со сверстниками.

 

Список литературы:
1. Дробинская А.О. Ребенок с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь / А.О. Дробинская. - М.: Пресса, 2016. – 240 c.
2. Пироженко, Т.А. Коммуникативно-речевое развитие ребенка / Т.А. Пироженко. – К.: Нора-принт, 2017. – 308 с.
3. Соловьев, И.М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей / И.М. Соловьев. – М. Просвещение. 2016.– 370 с.
4. Тригер Р.Д. Психологические особенности общения у младших школьников с ЗПР / Рашель Давыдовна Тригер // Дефектология. – 1985 – Т. 4 – С. 12 – 14