Сравнительный анализ проявление оптической дисграфии у обучающихся 2-х классов с ОНР и ЗПР
Конференция: LXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика
LXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Сравнительный анализ проявление оптической дисграфии у обучающихся 2-х классов с ОНР и ЗПР
Письменная речь – это одна из форм существования языка, которая противопоставлена устной речи. При нарушении письма чаще всего выделяют выделяет 3 вида дисграфии: акустическую, моторную и оптическую. Оптическая дисграфия напрямую связана с недоразвитием у ребенка зрительного гнозиса, анализа и синтеза, а также пространственных представлений и находит свое проявление в заменах и искажениях букв на письме.
В ходе работы мы решили провести сравнительный анализ проявлений оптической дисграфии у учащихся вторых классов с общим недоразвитием речи (ОНР) и задержкой психического развития (ЗПР). Экспериментальное исследование включало в себя эксперимент, который проводился на базе МБОУ «Средняя Школа № 97» г. Железногорска. В эксперименте приняли участие 20 учеников 2-го класса в возрасте 8-9 лет, из них 10 школьников с ОНР и 10 – с ЗПР. Все ученики, со слов учителя, испытывали трудности в усвоении программы по русскому языку. Обучающимся с ЗПР было увеличено время выполнения заданий.
Методика направлена на исследование зрительно-пространственного гнозиса, анализа и синтеза в разных видах деятельности. Перед каждым заданием испытуемым была проговорена подробная инструкция. Оценка: каждая ошибка оценивалась в один бал (высокий уровень 0-1, средний 2-5, низкий 5-…).
Методика исследования включала два блока:
1. изучение состояния буквенного гнозиса (назвать буквы, перечёркнутые дополнительными линиями; дописать букву; назвать зашумленные буквы; назвать буквы, наложенные друг на друга; узнать букву по их зеркальному расположению);
2. исследование ошибок в разных видах письменной деятельности (диктант, списывание с печатного текста, списывание с рукописного текста).
Анализ результатов исследования предполагал количественную и качественную обработку данных по каждому разделу эксперимента. В данной статье представлен сравнительный анализ ошибок, допущенных школьниками с ОНР и ЗПР.
Проведение 1 блока констатирующего эксперимента, направленного на исследование состояния буквенного гнозиса у школьников с ОНР и ЗПР, выявило:
- недостаточную сформированность зрительно-пространственных функций при узнавании букв у обеих категорий детей,
- более низкие показатели при выполнении всех серий заданий у школьников с ЗПР,
- наиболее сложное задание для обеих групп заключалось в узнавании недописанных букв, наложенных букв и зеркально расположенных букв,
Сравнение результатов выполнения 1 блока исследования отражено на Рисунке 1.
Рисунок. 1. Результаты исследования состояния буквенного гнозиса школьниками с ОНР и ЗПР
Как видно из Рисунка 1, 40 % учеников с ОНР имеют высокий уровень сформированности, что свидетельствует об отсутствии или наличии одной ошибки при выполнении заданий по узнаванию образа буквы. В то время, как никто из учеников с ЗПР не имеет высокий уровень сформированности буквенного гнозиса, только средний и низкий, что говорит о большем количестве ошибок, связанных с зрительным восприятием и узнаванием букв.
Второй блок исследования был направлен на выявление и анализ ошибок в разных видах письменной деятельности: диктанте, списывании с печатного и рукописного текста. Анализ работ приведен в таблице 1, сравнение ОНР и ЗПР на рисунке 1.
Таблица 1.
Сводная таблица уровней сформированности письменной деятельности у учащихся 2-х классов с ОНР и ЗПР
Группа |
Уровни сформированности |
Количество детей |
Ученики с ОНР
|
Высокий |
1 (10 %) |
Средний |
6 (60 %) |
|
Низкий |
3 (30 %) |
|
Ученики с ЗПР
|
Высокий |
- |
Средний |
5 (50 %) |
|
Низкий |
5 (50 %) |
Таблица 2.
Сводная таблица уровней сформированности письменной деятельности у учащихся 2-х классов с ОНР и ЗПР
Рисунок 1. Сравнение уровней сформированности письменной деятельности у учащихся 2-х классов с ОНР и ЗПР
По результатам констатирующего исследования, направленного на сравнение проявлений оптического характера у школьников 2-х классов с ОНР и ЗПР, были сформулированы следующие выводы:
- у школьников с ОНР и ЗПР имеются нарушения сформированности буквенного гнозиса, причем у детей с ЗПР показатели выполнения предложенных заданий значительно ниже;
- при написании диктанта отмечалось большое количество неточностей в письменной продукции детей обеих групп;
- для школьников с ОНР наиболее сложным (по количеству неточностей) видом письма является диктант, для учеников с ЗПР все три вида письма;
- наиболее многочисленными группами ошибок были определены орфографические ошибки и замены букв по артикуляторно-акустическому и кинематическому сходству (оптические неточности),
- подобные ошибки детерминировались как дисграфические, т.к. им свойственна частотность и стойкость, и наблюдались в работах 30 % учеников с ОНР и у 40 % учащихся с ЗПР,
- структура нарушений, обуславливающих оптические нарушения у школьников с ОНР и ЗПР, различна. Так у детей с ОНР отмечаются нарушения буквенного гнозиса, а детей с ЗПР – зрительно-пространственные нарушения, несформированность аналитико-синтетических процессов, особенности психических процессов (память, внимание, контроль).
Таким образом, сравнительный анализ оптических проявлений позволил установить особенности буквенного гнозиса, оптических неточностей в разных видах письменной деятельности учащихся 2-х классов с ОНР и ЗПР. Сложности выполнения ряда заданий детьми с ЗПР и низкий уровень результатов свидетельствуют о недостаточной сформированности не только зрительного гнозиса, а также пространственного и зрительно-пространственного гнозиса.