Статья:

Психолого-педагогическое сопровождение связной монологической речи детей дошкольного возраста с ОНР III уровня

Конференция: XVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Братцева О.А. Психолого-педагогическое сопровождение связной монологической речи детей дошкольного возраста с ОНР III уровня // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(17). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/6(17).pdf (дата обращения: 27.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Психолого-педагогическое сопровождение связной монологической речи детей дошкольного возраста с ОНР III уровня

Братцева Ольга Анатольевна
магистрант Орловского Государственного Университета им И.С. Тургенева, РФ, г. Орёл
Аксиненко Татьяна Михайловна
научный руководитель, канд. пед. наук, Орловского Государственного Университета им И.С. Тургенева, РФ, г. Орёл

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности психолого-педагогическое сопровождения связной монологической речи детей дошкольного возраста с ОНР III уровня.

 

Ключевые слова: связная монологическая речь, общее недоразвитие речи.

 

При изучении теории по теме исследования обнаружено, что связная речь у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня имеет нарушения, в коррекции которых необходима помощь многих специалистов. [ 2, 3]

Целью эксперимента явилось определение содержания психолого-педагогического сопровождения формирования связной монологической речи детей дошкольного возраста с ОНР III уровня в условиях логопункта.

Базой экспериментальной работы явился детский сад № 30 «Гвоздичка» г. Брянска.

В исследовании участвовали по 10 детей среднего и старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Эксперимент проводился в несколько этапов:

1. Констатирующий эксперимент, целью которого было выявление уровня речевого развития детей с ОНР III уровня дошкольного возраста и  состояние психолого-педагогического  сопровождения  в учреждении на начало исследования.

2. Формирующий эксперимент, целью которого было разработка и апробация модели психолого – педагогического сопровождения детей  дошкольного возраста с ОНР III уровня в процессе работы по развитию связной монологической речи в условиях логопункта.

3. Контрольный эксперимент, целью которого было определение эффективности проведённого экспериментального обучения.

Нами были изучены личные дела детей, наблюдения за детьми; проведены беседы с педагогами. Для более объективной характеристики испытуемых с научных позиций мы воспользовались классификацией детей с ОНР, разработанной Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной. [3]

Критерии исследования: умение правильно согласовывать члены предложения при составлении ответов на вопросы; последовательно излагать свои мысли с опорой на наглядный материал; пересказать небольшой по объему и простой по структуре литературный текст; составлять связный рассказ, выдерживая структуру текста.

Мы использовали методики выявления уровня сформированности связной речи О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной, В.П. Глухова, которые адаптировали с учётом особенностей развития данной категории детей, исключены задания с элементами творчества, широко применялся наглядный материал и игровые приёмы. Детям было предложено выполнить следующие задания.

Для детей среднего дошкольного возраста:

- составление предложений по отдельным ситуационным картинкам «картинки действия»;

- составление предложений по трем картинкам;

- пересказ текста знакомой сказки;

- составление рассказа по картинке.

Для старших дошкольников:

- пересказ текста;

- описательный рассказ;

- составление рассказа по серии сюжетных картинок;

- составление рассказа по сюжетной картинке;

- рассказ на основе личного опыта.

Качественный и количественный анализ результатов проведённого исследования помог нам выявить уровень развития связной речи у каждого ребенка.

Некоторые дети испытывали затруднение при исполнении практически всех диагностических заданий даже с помощью взрослого, не проявляли активности, пассивно следовали за инициативными детьми, были не внимательны, интерес к заданиям отсутствовал. Речь была не связной, отмечались грубые нарушения при выполнении заданий. Дети не уверенны в себе из-за стеснения своего речевого дефекта. Речь детей была монотонной, не выразительной. Часть детей справлялась с заданиями только при помощи наводящих вопросов. У них отмечались случаи нарушения логической последовательности в высказываниях, долго искали подходящие слова для ответа, прослеживалась смысловая незавершенность.

Таким образом, дети имеют определенные трудности в связном, грамматически правильно оформленном изложении своих мыслей, недостаточно владеют умениями правильно согласовывать члены предложения при ответе на вопросы. Полученная информация указывает на то, что связная речь у детей с ОНР III имеет низкий уровень и для его повышения необходимо проводить комплексную, планомерную коррекционную работу.

Необходимость в коррекционной работе по развитию связной речи воспитанников определяется речевым недоразвитием детей, одним из проявлений которого являются ограниченность словарного запаса, ошибки в произношении и понимании слов, неправильное их использование, а так же исключительно важной ролью слова в языке. Чем большим количеством слов владеет ребёнок, тем точнее реализуется функция коммуникации.

В логопедические занятия обязательно включается комплекс игр и упражнений, направленных на развития связной речи. Предполагаемая форма работы – индивидуальная, так как развитие речи происходит в условиях логопункта.

Нами были отобраны игры и упражнения, направленные на решение следующих основных задач: формирование словаря, работа над значениями слов и выражений, активизация словаря в разных видах речевой деятельности; развитие связных высказываний, развитие сюжета. [1]

Основными задачами игр и упражнений является:

- формирование положительной мотивации к развитию связной речи;

- осуществление речевого развития;

-коррекция интеллектуального  развития,  формирование  умения сравнивать, анализировать, рассуждать.

При проведении данных игр и упражнений следует учитывать следующие рекомендации:

1) при выборе игр и упражнений необходимо руководствоваться требованиями раздела «Логопедическая работа с детьми III уровня речевого развития» программы дошкольных образовательных  учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи под редакцией Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, в частности, учитывать задачи работы по развитию связной речи, тематику и содержание занятий;

2) при проведении всех игр, упражнений с целью развития связной речи указанный словарный материал должен включаться в состав фраз, структура которых зависит от уровня речевого развития детей. В зависимости от ситуации общения с детьми данный речевой материал необходимо использовать в виде поручений, вопросов, сообщений;

3) в процессе проведения игр и упражнений фронтальная работа должна сочетаться с индивидуальной;

4) в процессе проведения игр и упражнений на логопедических занятиях в детском саду необходимо ориентироваться на уровень речевого развития ребенка и его индивидуальные особенности.

Учителя - логопеды, осуществляющие коррекционную работу, могут увеличивать или уменьшать объем речевого материала, использовать предметную или игровую деятельность с постепенным увеличением объема учебного материала.

Ожидаемые результаты: повышение уровня развития связной монологической речи у детей среднего и старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

 

Список литературы:
1. Богуславская З.М. Развивающие игры для детей дошкольного возраста: Учебное пособие. — М.: Просвещение, 2014. — 213 с.
2. Левина Р. Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей [Текст] //Логопедия. Методическое наследие. / Под ред. Л. С. Волковой. - М.: Владос, 2008. - Кн.5.
3. Филичева Т.Е. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста / [Текст] Т. Е. Филичева. -  М.: Просвещение, 2009. - 223 с.