Лабораторно - исследовательские работы как средство формирования универсальных учебных действий при обучении математике
Конференция: XLI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: Педагогика
XLI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Лабораторно - исследовательские работы как средство формирования универсальных учебных действий при обучении математике
Одно из основных положений Концепции федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения – формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроках математики в основной школе. Согласно концепции универсальных учебных действий, разработанной под руководством А.Г. Асмолова, УУД – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. Авторы подчеркивают, что развитие универсальных учебных действий существенным образом зависит от способа построения содержания учебных предметов, при этом необходимо учитывать, что содержание каждого учебного предмета следует своей внутренней логике [1]. В совокупности универсальных учебных действий, формируемых на уровне основного общего образования, обычно выделяют четыре основных вида:
1) личностные УУД; 2) регулятивные УУД; 3) познавательные УУД; 4) коммуникативные УУД.
В связи с этим, перед учителем возникает проблема проектирования системы заданий, направленных на формирование как отдельных видов УУД, так и всей их совокупности.
Анализ учебно-методической литературы, практического опыта учителей математики позволил нам сделать вывод об актуальности использования в практике обучения математике лабораторно-исследовательских работ с целью формирования универсальных учебных действий школьников.
Лабораторные работы по математике – это вид учебной деятельности учащегося под руководством учителя, в процессе которого математика изучается путем построения и конструирования математических моделей, путем учебно-теоретического и практического исследования образовавшихся фигур и соотношений в них.
Лабораторно-исследовательская работа предполагает вовлечение учащихся в экспериментальную, учебно-исследовательскую деятельность. Учебное исследование – это вид познавательной деятельности, который основан на выполнении учебных заданий, предполагающих самостоятельное выявление учащимися новых для них знаний, способов деятельности и направленных на достижение целей обучения [2].
Нами были разработаны и апробированы две лабораторно-исследовательские работы по теме «Зависимость положения графика линейной функции у= kx+b в системе координат от коэффициента k и b» для самостоятельной аудиторной работы учеников 7 класса. Лабораторно-исследовательские работы нацелены на формирование следующих видов УУД:
Личностные:
· воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
· развитие логического и критического мышления, культуры письменной речи, способности к умственному эксперименту;
· формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
· развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.
Познавательные:
· использование знаково-символической записи математического понятия;
· выведение следствий из определения понятия;
· умение решать проблемы или задачи.
Регулятивные:
· способность к организации своей деятельности (самостоятельное составление плана выполнения заданий);
· умение контролировать процесс и результаты своей деятельности (проверка вычислений);
· умение адекватно воспринимать отметки и оценки (самооценка и сравнение результатов самооценки с отметкой учителя).
Коммуникативные:
· умение оформлять свою мысль в устной и письменной форме (доказывать свою точку зрения, объяснять процесс решения, записывать решение);
· умение вступать в диалог (задавать вопросы учителю, одноклассникам, отвечать на вопросы);
· умение доказывать свою позицию.
Приведем пример лабораторно-исследовательской работы № 1.
Лабораторно-исследовательская работа №1.
Зависимость положения графика линейной функции у= kx+b в системе координат от коэффициента k и b
Задача: Выяснить как расположены графики линейных функций в системе координат в зависимости от коэффициентов k и b.
Пробы (индуктивное исследование): Постройте графики функций (Рис.1).
Рисунок 1. График функций
Таблица 1.
Заполните таблицу
Знак коэф-та |
Уравнение функции |
Угол наклона прямой (Острый, тупой) |
Пересекает ось (да, нет) |
Пересекает ось Оу в точке |
Проходит через начало координат |
Параллельна оси Ох |
||
k |
b |
Ох |
Оу |
|||||
|
|
у=2х+3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
у=-2х+2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
у=2х-3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
у=-2х-2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
у=2х |
|
|
|
|
|
|
|
|
у=3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
у=-х |
|
|
|
|
|
|
|
|
у=-2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
у=0 |
|
|
|
|
|
|
Выводы: Сделайте выводы по каждому столбцу таблицы.
1. От чего зависит угол наклона прямой?______________________________
2. В каких случаях прямая пересекает ось Ох, ось Оу?_________________
3. Как можно определить точку пересечения прямой с осью Оу?_______
4. В каком случае прямая проходит через начало координат? ____________
5. При каком условии прямая параллельна оси Ох?____________________
6.При каких значениях коэффициентов прямая проходит через определенные четверти? _______________________________________________
В результате анализа апробации разработанного дидактического обеспечения нами были сделаны следующие выводы: Лабораторно – исследовательские работы по математике
· способствуют повышению мотивации, развитию познавательного интереса к предмету;
· формируют все виды УУД;
· ускоряют процесс усвоения учебного материала;
· развивают воображение, память, креативность;
· создают ситуацию для включения учащихся в деятельность по активному исследованию и преобразованию математических моделей, что активизирует познавательную деятельность школьников.