Статья:

Методы и приёмы работы с одарёнными детьми на уроках иностранного языка в средней школе

Конференция: IV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Макарова А.А. Методы и приёмы работы с одарёнными детьми на уроках иностранного языка в средней школе // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. IV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(4). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/4(4).pdf (дата обращения: 25.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Методы и приёмы работы с одарёнными детьми на уроках иностранного языка в средней школе

Макарова Алина Андреевна
студент, Белгородский государственный национальный исследовательский институт (Старооскольский филиал), РФ, г. Старый Оскол
Костина Наталья Ивановна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Белгородский государственный национальный исследовательский институт, РФ, г. Белгород

 

В средней школе основной целью современных учебных программ является приобретение школьниками определённого набора знаний, формирование навыков и умений в разных образовательных областях, однако стандартный учебный план препятствует своевременному развитию способностей одарённых школьников. В процессе обучения одарённых детей необходимо учитывать как индивидуально-психологические особенности учащихся, так и специфику предмета. Например, в своих работах И.Л. Бим уделяет большое внимание межпредметным связям: «Владение иностранным языком выступает как средство для овладения другими предметными областями в сфере гуманитарных, естественных и других наук; таким образом, для современного языкового образования характерна междисциплинарная интеграция, многоуровневость, вариативность, ориентация на межкультурный аспект владения языком. Ведущей тенденцией современного языкового образования является поликультурность и языковой плюрализм» [1: с. 4-5].

Известен тот факт, что уровень сформированности языковой и социокультурной компетенции лингвистически одарённых учащихся зависит от качества, системности и последовательности применения эффективных педагогических технологий, методов и приёмов. Рассмотрим основные методические приёмы при обучении одарённых детей среднего школьного возраста иностранному языку.

Для начала определим, что такое методический приём в процессе обучения иностранному языку. По мнению Н.Б. Шумаковой, «приём – это конкретное содержание действий с учебным материалом, определяющееся лежащими в основе обучения методическими принципами» [5: с. 35]. Исследователи утверждают, что одарённым школьникам следует выполнять задания с творческими составляющими, чтобы они проявляли свои способности и раскрывали потенциал. Творческие задатки учащихся можно развивать с помощью ролевых игр, используя различные видеоматериалы, предлагая им работу с проектами, проводя дискуссии во время урока иностранного языка, а также выделяя им задания для самостоятельного выполнения, например, чтение художественной литературы или написание творческих письменных работ. Учитель в процессе занятия может использовать различные приёмы, рассмотрим их по порядку.

Ролевая игра на уроке английского языка подразумевает использование определенной коммуникативной ситуации для подготовки учеников к принятию спонтанных решений. Чаще всего это представление бытовой обстановки, но возможно разыграть и воображаемую ситуацию, которая не может произойти в реальности, в качестве примера можно предложить поставить сказки или художественные произведения прошлых эпох. Проведение ролевой игры раскрывает творческие способности одарённых учащихся, даёт простор для дискуссий и обмена мнениями, развивает креативность и повышает восприятие иноязычного материала. Как правило, ролевые игры делятся на 3 этапа: первый — этап подготовки, когда учитель формулирует содержание и сюжет игры, ставит цели, распределяет роли и отбирает упражнения для изучения темы. Второй этап — проведение игры, то есть учащиеся воспроизводят ситуацию и общаются в диалоге или полилоге, а третий — анализ деятельности, то есть учитель и дети проводят рефлексию и обсуждают проведённую игру. Этот тип задания достаточно эффективен, так как позволяет детям с высокими интеллектуальными возможностями повысить коммуникативную компетентность и преодолеть лингвокультурные барьеры. В 7-9 классах учитель английского языка может отдать предпочтение такой разновидности ролевой игры, как деловая игра. В ходе такой игры решается сразу несколько задач: во-первых, учащиеся активно усваивают новый материал, во-вторых, развивают креативность, и, в-третьих, они закрепляют приобретённые в ходе учебного процесса навыки. Если преподаватель включит деловую игру в ход интегрированного урока, то учебный материал будет рассмотрен одарёнными школьниками с разных сторон и полноценно изучен, что является очевидным преимуществом данного приёма.

Другой методический приём — проектно-исследовательская работа. В процессе создания проектов учащиеся изучают различные источники информации, что мотивирует их расширить знания предмета и повышает заинтересованность в заданной теме. При выборе темы проекта преподаватель должен учитывать индивидуальные и возрастные особенности школьника. Организация учебного процесса проектным методом подразумевает развитие коммуникативной компетенции, то есть одарённые дети учатся строить общение с постановкой проблемы и поисками её решения в творческой атмосфере. Если учащиеся чувствуют себя комфортно, то проявляют свою индивидуальность, а урок становится динамичным и интересным.

Ещё одним приёмом являются дебаты на иностранном языке, во время которых школьники совершенствуют коммуникативные навыки, учатся предвидеть реакцию собеседников, приводить аргументы в поддержку своей точки зрения и анализировать последствия высказываний, а также осваивают командную работу. Такой вид деятельности развивает способность одарённых детей мыслить логически, принимать спонтанные решения и сотрудничать со сверстниками.

Аутентичные видеоматериалы также являются эффективным способом обучения одарённых детей иностранному языку, так как ученики воспринимают информацию не только зрительно, но и на слух. Видеоматериалы способствуют интенсификации учебного процесса, развитию речевой деятельности, развивают память и внимание, согласно исследованиям Н.М. Шахмаева [4: с. 22]. Школьники прикладывают усилия, чтобы усвоить содержание видео, в случае успешного понимания они расширяют кругозор и развивают коммуникативную компетенцию.

Также в последнее время всё более широкое распространение в образовательных учреждениях получает метод «case study», который выступает в качестве метода активного проблемно-ситуационного анализа. В исследованиях Л.В. Покушаловой данный метод имеет следующую характеристику: «Технология «case study» предстаёт в качестве образа мышления преподавателя, его особой парадигмы, способствующей развитию собственного творческого потенциала педагога, генерирующей новый подход к процессу его профессиональной деятельности, процессу принятия решений» [3: с. 155].

В рамках требований современных образовательных стандартов технология «case study» рассматривается как одна из перспективных и продуктивных, поскольку в процессе ее применения в образовательном процессе происходит формирование социокультурных и профессиональных компетенций у обучающихся. Более того, происходит сочетание активного и пассивного усвоения учебного материала, его более эффективное запоминание при живом общении в процессе реализации интерактивных видов учебной деятельности, генерируются умения планировать и организовывать работу самостоятельно. «Метод «case study» формирует автономность мышления школьников, умение прислушиваться к мнению окружающих, способность выражать собственную точку зрения и выстраивать её различными способами в зависимости от поставленной проблемы, а также умение отстаивать собственную позицию» [2: с. 132].

Подводя итоги, можно сделать вывод, что для корректного формирования иноязычной компетенции учащихся среднего школьного звена преподавателю иностранного языка необходимо ориентироваться на современные методики, которые включают в себя разнообразные приёмы обучения. Включение вышеуказанных методов в деятельность одарённых учащихся безусловно повысит их учебную мотивацию, коммуникативную компетенцию и побудит их к углублению знаний в области иностранного языка.

 

Список  литературы:
1. Бим И.Л., Биболетова М.З., Щепилова А.В., Копылова В.В. Иностранный язык в системе школьного филологического образования // Иностранные Языки в Школе. – 2009. – №1. – С. 3-4.
2. Гуро-Фролова Ю.Р. Концепция «смешанного обучения» в процессе обучения иностранному языку студентов нелингвистического вуза // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. – 2014. – № 41.  – С. 130–132.
3. Покушалова Л.В. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения студентов // Молодой ученый. – 2011. – Т. 2, №5. – С. 155–157.
4. Шахмаев Н.М. Технические средства обучения – М.: Просвещение, 2001. – 82 c.
5. Шумакова Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей// Вопросы психологии. – 1996. – №2. – С. 34–43.