Методы и приёмы работы с одарёнными детьми на уроках иностранного языка в средней школе
Конференция: IV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Педагогика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
IV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Методы и приёмы работы с одарёнными детьми на уроках иностранного языка в средней школе
В средней школе основной целью современных учебных программ является приобретение школьниками определённого набора знаний, формирование навыков и умений в разных образовательных областях, однако стандартный учебный план препятствует своевременному развитию способностей одарённых школьников. В процессе обучения одарённых детей необходимо учитывать как индивидуально-психологические особенности учащихся, так и специфику предмета. Например, в своих работах И.Л. Бим уделяет большое внимание межпредметным связям: «Владение иностранным языком выступает как средство для овладения другими предметными областями в сфере гуманитарных, естественных и других наук; таким образом, для современного языкового образования характерна междисциплинарная интеграция, многоуровневость, вариативность, ориентация на межкультурный аспект владения языком. Ведущей тенденцией современного языкового образования является поликультурность и языковой плюрализм» [1: с. 4-5].
Известен тот факт, что уровень сформированности языковой и социокультурной компетенции лингвистически одарённых учащихся зависит от качества, системности и последовательности применения эффективных педагогических технологий, методов и приёмов. Рассмотрим основные методические приёмы при обучении одарённых детей среднего школьного возраста иностранному языку.
Для начала определим, что такое методический приём в процессе обучения иностранному языку. По мнению Н.Б. Шумаковой, «приём – это конкретное содержание действий с учебным материалом, определяющееся лежащими в основе обучения методическими принципами» [5: с. 35]. Исследователи утверждают, что одарённым школьникам следует выполнять задания с творческими составляющими, чтобы они проявляли свои способности и раскрывали потенциал. Творческие задатки учащихся можно развивать с помощью ролевых игр, используя различные видеоматериалы, предлагая им работу с проектами, проводя дискуссии во время урока иностранного языка, а также выделяя им задания для самостоятельного выполнения, например, чтение художественной литературы или написание творческих письменных работ. Учитель в процессе занятия может использовать различные приёмы, рассмотрим их по порядку.
Ролевая игра на уроке английского языка подразумевает использование определенной коммуникативной ситуации для подготовки учеников к принятию спонтанных решений. Чаще всего это представление бытовой обстановки, но возможно разыграть и воображаемую ситуацию, которая не может произойти в реальности, в качестве примера можно предложить поставить сказки или художественные произведения прошлых эпох. Проведение ролевой игры раскрывает творческие способности одарённых учащихся, даёт простор для дискуссий и обмена мнениями, развивает креативность и повышает восприятие иноязычного материала. Как правило, ролевые игры делятся на 3 этапа: первый — этап подготовки, когда учитель формулирует содержание и сюжет игры, ставит цели, распределяет роли и отбирает упражнения для изучения темы. Второй этап — проведение игры, то есть учащиеся воспроизводят ситуацию и общаются в диалоге или полилоге, а третий — анализ деятельности, то есть учитель и дети проводят рефлексию и обсуждают проведённую игру. Этот тип задания достаточно эффективен, так как позволяет детям с высокими интеллектуальными возможностями повысить коммуникативную компетентность и преодолеть лингвокультурные барьеры. В 7-9 классах учитель английского языка может отдать предпочтение такой разновидности ролевой игры, как деловая игра. В ходе такой игры решается сразу несколько задач: во-первых, учащиеся активно усваивают новый материал, во-вторых, развивают креативность, и, в-третьих, они закрепляют приобретённые в ходе учебного процесса навыки. Если преподаватель включит деловую игру в ход интегрированного урока, то учебный материал будет рассмотрен одарёнными школьниками с разных сторон и полноценно изучен, что является очевидным преимуществом данного приёма.
Другой методический приём — проектно-исследовательская работа. В процессе создания проектов учащиеся изучают различные источники информации, что мотивирует их расширить знания предмета и повышает заинтересованность в заданной теме. При выборе темы проекта преподаватель должен учитывать индивидуальные и возрастные особенности школьника. Организация учебного процесса проектным методом подразумевает развитие коммуникативной компетенции, то есть одарённые дети учатся строить общение с постановкой проблемы и поисками её решения в творческой атмосфере. Если учащиеся чувствуют себя комфортно, то проявляют свою индивидуальность, а урок становится динамичным и интересным.
Ещё одним приёмом являются дебаты на иностранном языке, во время которых школьники совершенствуют коммуникативные навыки, учатся предвидеть реакцию собеседников, приводить аргументы в поддержку своей точки зрения и анализировать последствия высказываний, а также осваивают командную работу. Такой вид деятельности развивает способность одарённых детей мыслить логически, принимать спонтанные решения и сотрудничать со сверстниками.
Аутентичные видеоматериалы также являются эффективным способом обучения одарённых детей иностранному языку, так как ученики воспринимают информацию не только зрительно, но и на слух. Видеоматериалы способствуют интенсификации учебного процесса, развитию речевой деятельности, развивают память и внимание, согласно исследованиям Н.М. Шахмаева [4: с. 22]. Школьники прикладывают усилия, чтобы усвоить содержание видео, в случае успешного понимания они расширяют кругозор и развивают коммуникативную компетенцию.
Также в последнее время всё более широкое распространение в образовательных учреждениях получает метод «case study», который выступает в качестве метода активного проблемно-ситуационного анализа. В исследованиях Л.В. Покушаловой данный метод имеет следующую характеристику: «Технология «case study» предстаёт в качестве образа мышления преподавателя, его особой парадигмы, способствующей развитию собственного творческого потенциала педагога, генерирующей новый подход к процессу его профессиональной деятельности, процессу принятия решений» [3: с. 155].
В рамках требований современных образовательных стандартов технология «case study» рассматривается как одна из перспективных и продуктивных, поскольку в процессе ее применения в образовательном процессе происходит формирование социокультурных и профессиональных компетенций у обучающихся. Более того, происходит сочетание активного и пассивного усвоения учебного материала, его более эффективное запоминание при живом общении в процессе реализации интерактивных видов учебной деятельности, генерируются умения планировать и организовывать работу самостоятельно. «Метод «case study» формирует автономность мышления школьников, умение прислушиваться к мнению окружающих, способность выражать собственную точку зрения и выстраивать её различными способами в зависимости от поставленной проблемы, а также умение отстаивать собственную позицию» [2: с. 132].
Подводя итоги, можно сделать вывод, что для корректного формирования иноязычной компетенции учащихся среднего школьного звена преподавателю иностранного языка необходимо ориентироваться на современные методики, которые включают в себя разнообразные приёмы обучения. Включение вышеуказанных методов в деятельность одарённых учащихся безусловно повысит их учебную мотивацию, коммуникативную компетенцию и побудит их к углублению знаний в области иностранного языка.