ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИЕ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ ИГРЫ
Конференция: CXLIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Педагогика
CXLIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИЕ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ ИГРЫ
Формирование элементарных математических представлений является средством умственного развития ребенка и его познавательных способностей. На занятиях по формированию элементарно-математических способностей дети знакомятся с геометрическими фигурами и геометрическими телами, с понятием «образование числа», количественным счётом, порядковым счётом, учатся присчитывать и отсчитывать предметы, сравнивать предметы по одному и нескольким признакам, ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, ориентироваться во времени, а также устанавливать последовательность событий и причинно-следственные связи.
Математика изучает реальный окружающий мир, и математические представления опосредованно связные ним, которые дают ребенку возможность правильно воспринимать окружающую действительность, ориентироваться в ней, выполнять элементарные арифметические действия в игровой, трудовой, конструктивной, изобразительной, бытовой деятельности.
Рассматривая развитие детей с особыми образовательными потребностями с позиции их подчиненности универсальным законам и принципам развития органических систем, нарушения или несформированность отдельных психических процессов и поведения детей в целом объясняются низким уровнем развития межанализаторных связей, слабостью интегративной деятельности мозга. Психолого-педагогические исследования русских и зарубежных ученых показали, что математическое развитие дошкольников с ЗПР может быть эффективным лишь в условиях специально организованного коррекционно-развивающего обучения.
В свою очередь мы можем отметить, что успешность формирования математических представлений находится в прямой зависимости от того, на какой ступени чувственного познания находится ребенок, насколько точны его представления об отношениях реальных предметов. Чувственное познание дает первичную информацию об объектах окружающего мира в виде отдельных наглядных представлений о них и осуществляется в результате прямого контакта ребенка, его органов чувств с познаваемым объектом.
Отметим, что большинство детей с ЗПР не проявляют активного интереса к решению математических заданий. При этом, испытывая затруднения, фактически они не обращаются к взрослому за помощью, однако охотно ее принимают. Слабое внимание к речи взрослого, как правило, сочетается, с большим числом малоосмысленных действий, хаотических манипуляций, не направленных на достижение конечного результата, а имеют преимущественно характер процессуальных действий.
Исследования Н. Л. Белопольской, Т. А. Власовой, М. С. Певзнер, В. И. Лубовского, У. В. Ульенковой показали, что у детей с задержкой психического развития имеются своеобразные отклонения, которые влияют на формирование элементарно-математиеских представлений. Эти отклонения характеризуются недостаточной сформированностью приемов умственной деятельности, ограниченностью представлений и знаний об окружающем мире, низкой интеллектуальной активностью. Для данной категории детей свойственна повышенная отвлекаемость, чрезмерная фиксация на несущественных деталях в сочетании со слабостью непроизвольного запоминания. Причем эти нарушения остаются стойкими на всех этапах обучения. Задержка психического развития влечет за собой сложные и специфические нарушения, понимание структуры которых имеет важное значение для определения содержания и методов обучения этих детей.
Исследования по формированию представлении о цвете, форме, величине у детей с ЗПР, проведенные такими авторами как П. Г. Тишин, З. М. Дунаева, показали, что дети с ЗПР, в отличие от умственно отсталых, могут практически соотносить предметы по цвету, форме, величине Основная проблема в том, что их сенсорный опыт долго не обобщается и не закрепляется в слове, отмечаются ошибки при назывании признаков цвета, формы, величины. Например, П. Г. Тишин установил, что для детей с ЗПР основную трудность представляет дифференциация геометрических форм по названию и определение названия предъявленного геометрического объекта. Дошкольники с ЗПР, пересчитывая предметы, могут пропускать при счете элементы, считать дважды один и тот же предмет, нарушать порядок называния чисел и т. д. Дети не понимают, откуда необходимо начинать счет, считают, что пересчитывать предметы можно лишь слева направо. Это доказывает стереотипность заучивания числительных без постижения сути счета. Дошкольники с ЗПР испытывают трудности при ответе на вопрос «Сколько?». Они начинают каждый раз пересчитывать предметы заново, но не способны назвать результат.
В настоящее время до сих пор остаются неясными отдельные конкретные пути формирования математических представлений детей дошкольного возраста с ЗПР. Обучение ребенка элементарным математическим представлениям не является изолированной задачей, а входит в общий комплекс обучения неотъемлемой составной частью.
Вместе с тем процесс обучения детей с ЗПР в целом и процесс формирования элементарных математических представлений, в частности, имеют свои особенности. Это, прежде всего, индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная простота знаний и умений, повторяемость, самостоятельность и активность ребенка в образовательном процессе. При этом работа по обогащению (амплификации) математического развития детей дошкольного возраста с ЗПР имеет коррекционно-развивающую направленность.
Научить ребёнка дошкольника учиться, учиться с интересом и удовольствием, постигать математику и верить в свои силы является одной из важнейших целей коррекционного образования. Успехов в данной работе можно достичь только при условии опоры на ведущую деятельность возраста. Для дошкольников - это игровая деятельность, именно поэтому особое место в системе коррекционной деятельности занимают игровые технологии.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр, которые обладают существенным признаком, а именно четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Основные игры для формирования элементарных математических представлений у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста:
Игра «Алик»
Цель: развитие умения ориентироваться в схеме собственного тела, словесно обозначать части тела, ориентировка на листе бумаги, дорисовывание дорожек, формирование сенсорных эталонов (цвет, форма).
Игра «Утенок»
Цель: ориентировка на листе бумаги, рисование дерева, около домика, работа с предлогами: под, в, формирование навыка количественного счета.
Игра «Подружки»
Цель: ориентировка на листе бумаги, в пространстве (покажи, где экран), сенсорные эталоны (величина).
Игра «Много»
Цель: ориентировка на листе бумаги, в пространстве (дойти до столов), формирование зрительного восприятия, пространственного гнозиса и праксиса (лево, право, спереди, сзади, сбоку).
Игра «Три сестры»
Цель: развитие связной речи, умение ориентироваться в схеме собственного тела, понимание предлога «В». Формирование навыка качественного счета.
Перечисленные игры позволяют формировать у дошкольников с ЗПР умения оперировать одним свойством (выявлять и абстрагировать одно свойство от других, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы на его основе).
Использование игровых педагогических технологий в коррекционно-развивающей деятельности у дошкольников с ЗПР позволяет добиться лучшего усвоения учебного материала. Игровая форма обучения с детьми с ЗПР, позволяет соединять знания и игровую деятельность, в тоже время воспитанники овладевают прочными знаниями.