Статья:

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИЕ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ ИГРЫ

Конференция: CXLIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Дзюба Л.В., Смирнова К.И. ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИЕ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ ИГРЫ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CXLIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 39(149). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/39(149).pdf (дата обращения: 14.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИЕ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ ИГРЫ

Дзюба Лариса Владимировна
магистрант, Новосибирский Государственный Педагогический Университет, учитель-дефектолог, высшая квалификационная категория, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска "Детский сад № 100 "Капитошка", РФ, г. Новосибирск
Смирнова Ксения Ивановна
магистрант, Новосибирский Государственный Педагогический Университет, учитель-дефектолог, первая квалификационная категория, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска "Детский сад № 100 "Капитошка", РФ, г. Новосибирск

 

Формирование элементарных математических представлений является средством умственного развития ребенка и его познавательных способностей. На занятиях по формированию элементарно-математических способностей дети знакомятся с геометрическими фигурами и геометрическими телами, с понятием «образование числа», количественным счётом, порядковым счётом, учатся присчитывать и отсчитывать предметы, сравнивать предметы по одному и нескольким признакам, ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, ориентироваться во времени, а также устанавливать последовательность событий и причинно-следственные связи.

Математика изучает реальный окружающий мир, и математические представления опосредованно связные ним, которые дают ребенку возможность правильно воспринимать окружающую действительность, ориентироваться в ней, выполнять элементарные арифметические действия в игровой, трудовой, конструктивной, изобразительной, бытовой деятельности.

Рассматривая развитие детей с особыми образовательными потребностями с позиции их подчиненности универсальным законам и принципам развития органических систем, нарушения или несформированность отдельных психических процессов и поведения детей в целом объясняются низким уровнем развития межанализаторных связей, слабостью интегративной деятельности мозга. Психолого-педагогические исследования русских и зарубежных ученых показали, что математическое развитие дошкольников с ЗПР может быть эффективным лишь в условиях специально организованного коррекционно-развивающего обучения.

В свою очередь мы можем отметить, что успешность формирования математических представлений находится в прямой зависимости от того, на какой ступени чувственного познания находится ребенок, насколько точны его представления об отношениях реальных предметов. Чувственное познание дает первичную информацию об объектах окружающего мира в виде отдельных наглядных представлений о них и осуществляется в результате прямого контакта ребенка, его органов чувств с познаваемым объектом.

Отметим, что большинство детей с ЗПР не проявляют активного интереса к решению математических заданий. При этом, испытывая затруднения, фактически они не обращаются к взрослому за помощью, однако охотно ее принимают. Слабое внимание к речи взрослого, как правило, сочетается, с большим числом малоосмысленных действий, хаотических манипуляций, не направленных на достижение конечного результата, а имеют преимущественно характер процессуальных действий.

Исследования Н. Л. Белопольской, Т. А. Власовой, М. С. Певзнер, В. И. Лубовского, У. В. Ульенковой показали, что у детей с задержкой психического развития имеются своеобразные отклонения, которые влияют на формирование элементарно-математиеских представлений. Эти отклонения характеризуются недостаточной сформированностью приемов умственной деятельности, ограниченностью представлений и знаний об окружающем мире, низкой интеллектуальной активностью. Для данной категории детей свойственна повышенная отвлекаемость, чрезмерная фиксация на несущественных деталях в сочетании со слабостью непроизвольного запоминания. Причем эти нарушения остаются стойкими на всех этапах обучения. Задержка психического развития влечет за собой сложные и специфические нарушения, понимание структуры которых имеет важное значение для определения содержания и методов обучения этих детей.

Исследования по формированию представлении о цвете, форме, величине у детей с ЗПР, проведенные такими авторами как П. Г. Тишин, З. М. Дунаева, показали, что дети с ЗПР, в отличие от умственно отсталых, могут практически соотносить предметы по цвету, форме, величине Основная проблема в том, что их сенсорный опыт долго не обобщается и не закрепляется в слове, отмечаются ошибки при назывании признаков цвета, формы, величины. Например, П. Г. Тишин установил, что для детей с ЗПР основную трудность представляет дифференциация геометрических форм по названию и определение названия предъявленного геометрического объекта. Дошкольники с ЗПР, пересчитывая предметы, могут пропускать при счете элементы, считать дважды один и тот же предмет, нарушать порядок называния чисел и т. д. Дети не понимают, откуда необходимо начинать счет, считают, что пересчитывать предметы можно лишь слева направо. Это доказывает стереотипность заучивания числительных без постижения сути счета. Дошкольники с ЗПР испытывают трудности при ответе на вопрос «Сколько?». Они начинают каждый раз пересчитывать предметы заново, но не способны назвать результат.

В настоящее время до сих пор остаются неясными отдельные конкретные пути формирования математических представлений детей дошкольного возраста с ЗПР. Обучение ребенка элементарным математическим представлениям не является изолированной задачей, а входит в общий комплекс обучения неотъемлемой составной частью.

Вместе с тем процесс обучения детей с ЗПР в целом и процесс формирования элементарных математических представлений, в частности, имеют свои особенности. Это, прежде всего, индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная простота знаний и умений, повторяемость, самостоятельность и активность ребенка в образовательном процессе. При этом работа по обогащению (амплификации) математического развития детей дошкольного возраста с ЗПР имеет коррекционно-развивающую направленность.

Научить ребёнка дошкольника учиться, учиться с интересом и удовольствием, постигать математику и верить в свои силы является одной из важнейших целей коррекционного образования. Успехов в данной работе можно достичь только при условии опоры на ведущую деятельность возраста. Для дошкольников - это игровая деятельность, именно поэтому особое место в системе коррекционной деятельности занимают игровые технологии.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр, которые обладают существенным признаком, а именно четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Основные игры для формирования элементарных математических представлений у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста:

Игра «Алик»

Цель: развитие умения ориентироваться в схеме собственного тела, словесно обозначать части тела, ориентировка на листе бумаги, дорисовывание дорожек, формирование сенсорных эталонов (цвет, форма).

Игра «Утенок»

Цель: ориентировка на листе бумаги, рисование дерева, около домика, работа с предлогами: под, в, формирование навыка количественного счета.

Игра «Подружки»

Цель: ориентировка на листе бумаги, в пространстве (покажи, где экран), сенсорные эталоны (величина).

Игра «Много»

Цель: ориентировка на листе бумаги, в пространстве (дойти до столов), формирование зрительного восприятия, пространственного гнозиса и праксиса (лево, право, спереди, сзади, сбоку).

Игра «Три сестры»

Цель: развитие связной речи, умение ориентироваться в схеме собственного тела, понимание предлога «В». Формирование навыка качественного счета.

Перечисленные игры позволяют формировать у дошкольников с ЗПР умения оперировать одним свойством (выявлять и абстрагировать одно свойство от других, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы на его основе).

Использование игровых педагогических технологий в коррекционно-развивающей деятельности у дошкольников с ЗПР позволяет добиться лучшего усвоения учебного материала. Игровая форма обучения с детьми с ЗПР, позволяет соединять знания и игровую деятельность, в тоже время воспитанники овладевают прочными знаниями.

 

Список литературы:
1. Адшова М.Ш. Особенности психомоторики детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста // Дефектология. - 1988.- №4.
2. Актуальные проблемы диагностики задержки психического раз-вития детей / Под ред. К. С. Лебединской. - М. 1982.
3. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. / Под ред. Л.С. Цветковой. - Москва-Воронеж.,2001.
4. Альтхауз Д., Дум Э. Подбери отгадку. Цвет, форма. Количество. - М.: Просвещение, 1984.
5. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические ме-тодики. Коррекционные упражнения. - М., 1997.
6. Белопольская Н.Г. Психологические исследования мотивов учеб-ной деятельности у детей с задержкой психического развития.-М.,1972.
7. Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. - М. 1999.
8. Власова Т.А. Каждому ребенку - надлежащие условия воспитания и обучения. - В кн.: Дети с временными задержками развития. - М., 1971.
9. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М.Изд-во АПН РСФСР, 1960.
10. Дети с задержкой психического развития / под ред. Г.А. Власо-вой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. - М., 1973.
11. Екжанова Е.А. Задержка психического развития у детей и пути ее психолого-педагогической коррекции в условиях дошкольного учреждения. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2002.
12. Лебединская К.С. Задержка психического развития и ее причины // Причины возникновения и пути профилактики аномалий развития у детей. -М., 1985.
13. Марковская И. М. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика. - М. 1993.
14. Никашина Н.А. Педагогическое изучение детей с задержкой пси-хического развития.// Дефектология. 1972. N 5.
15. Семаго Н.Я, Семаго М.М. Теория и практика оценки психическо-го развития ребенка. Дошкольный и младший возраст. - С-Пб., Речь 2005
16. Тарунтаева Т.В. "Развитие элементарных математических пред-ставлений дошкольников", -М.6 Просвещение 1980.
17. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического раз-вития. - М., 1990